Библиографическое описание:

Шустова С. А. Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 946-951.



 

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая культура, СМИ, интернет-ресурсы.

 

В начале XXI века экологическая ситуация во всем мире продолжает ухудшаться. Наступление цивилизации на окружающую среду проявляется изменением её и ухудшением сразу или в отдаленном будущем.

Изменение окружающей среды, а в частности, загрязнение оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на здоровье населения, на условия труда, быта, отдыха. Знание экологических основ и законов, а также их соблюдение необходимо как для всего населения Земли, так и для каждого человека в отдельности [4, 18].

Современный человек живет в мире опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни, особенно в городе, ведь город огромный источник опасностей. Не бывает такого дня, чтобы СМИ не передавали нам сообщений об очередных авариях, катастрофах, криминальных происшествиях и о многом другом.

Люди страдают от незнания того, как необходимо поступать в той или иной ситуации, как уберечься от нее. Личная безопасность человека — проблема номер один.

Поэтому одной из задач школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование представлений о характере опасных процессов, протекающих в окружающей среды и формирование модели поведения в этой среде. Следует знать законы природы и учитывать их в процессе жизнедеятельности с целью предупреждения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В основе безопасного поведения лежат научные знания, способствующие формированию безопасного поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях [1, 2, 3, 11, 16, 17].

Необходимость обучения школьников действиям в условиях чрезвычайных ситуациях и вопросы изучения природных явлений представлены в работах Т. П. Герасимовой, В. А. Девясилова, И. В. Душиной, В. Н. Латчука, В. В. Маркова, Н. А. Марченко, Е. М. Нестерова, В. И. Осипова, В. В. Сапронова, А. Т. Смирнова, В. П. Соломина, И. Н. Пономаревой, М. П. Фролова, А. М. Якупова, С. М. Белова, С. Н. Вангородского, В. С. Кузнецова, В. Н. Латчука, В. В. Маркова, А. Г. Маслова, Б. И. Мишина, С. К. Миронова, С. В. Петрова, Ю. В. Репина и др.

В содержательной составляющей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уделяется внимание проблемам сохранения здоровья и жизни человека под воздействием химических, физических, социальных и других факторов внешней среды и опасностей, возникающих в результате хозяйственной и иных видов деятельности человека. Химические факторы внешней среды включают загрязнение продуктов питания, загрязнения воды, воздуха, почв. Физические факторы внешней среды представляют собой радиационное загрязнение, акустическое, электромагнитное. Социальные факторы включают в себя курение, алкоголизм и наркомания [3, 7, 8, 16, 17].

Но целостных исследований по проблеме формирования экологических знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» не представлено. Знания экологических аспектов безопасности носят отрывочный и бессистемный характер, а в учебной программе ОБЖ отводится на изучение основ экологической безопасности всего 2 ч в 8-м классе в учебном модуле 1 «Основы безопасности личности, общества» — Раздел 1.Основы комплексной безопасности. Глава 4.Экология и безопасность государства [8, 15].

В ходе сравнительного анализа учебников по ОБЖ, рекомендованных к использованию — учебно-методический комплекс по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (авторы В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т., издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов (под редакцией Ю. Л. Воробьева, издательство «Астрель»), нами были определены следующие виды экологических знаний школьников], предусмотренные к изучению [7, 8, 15, 17]:

                   об окружающей среде (природной и техногенной);

                   о закономерностях существования в системе «человек — природа — общество;

                   об экологических проблемах и способах их решения;

                   знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера — знание алгоритма безопасного поведения в ЧС.

Современный подход в обучении основ экологической безопасности в школе строится на изучении взаимодействия человека с окружающей средой с учетом различного рода опасностей. Ознакомление учащихся с множеством опасностей, обучение стереотипам безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера является основным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности [4, 10, 11, 13, 18].

Использование материалов СМИ на уроках ОБЖ, в целях формирования представлений о безопасности в целом и об экологической безопасности в частности, заключается в том, что курс ОБЖ не может обойтись без наглядных примеров из жизни. К тому же школьники получают массу информации и без просьбы учителя, так как они практически ежедневно смотрят телевизор, активно используют условия интернета, редко, но читают газеты и журналы. Формировать представления у школьников не просто, и очень сложно сформировать их, пользуясь только учебниками. Но просто получить информацию — этого мало, необходимо с ней работать. Поэтому учитель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе должен использовать материалы средства массовой информации (СМИ) на своих уроках и работать с ними. Однако, далеко не каждый учитель владеет методикой использования материалов СМИ на уроках ОБЖ. Этим объясняется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы — «Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах».

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класса» играет очень важную роль в становлении личности безопасного типа поведения, т. к. рассматривает теоретические и практические вопросы, связанные с угрозами возникновениями, последствиями различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Так как в современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они часто несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу, провоцируя в том числе и экологические проблемы различного уровня [6, 8, 15].

Поэтому в условиях модернизации современной школы ещё одним актуальным вопросом является формирования экологической культуры и экологической морали, которые должны влиять на развитие производительных сил общества в каждом регионе и определять поведение каждого человека, требуя от него ограничения своих потребностей, энерго- и ресурсосбережения. Поэтому одним из пунктов Концепции экологической безопасности России является положение о создании в стране непрерывного экологического образования с целью повышения уровня экологической культуры населения [4, 9, 10, 11].

Курс «ОБЖ 8 класса» обладает достаточными возможностями для формирования и развития знаний по экологической безопасности, а использование материалов СМИ позволяет наглядно иллюстрировать формируемые понятия, с учётом современной ситуации повышения угроз разного характера, в том числе и из-за ухудшения экологической ситуации в России и в целом на планете [6, 8, 13, 15, 17].

В качестве примера продемонстрируем примеры использования материалов СМИ для развития основных понятий по экологической безопасности в курсе ОБЖ 8 класса в соответствии с программой и учебником Смирнова А. Т. в таблице «Использование материалов СМИ для развития основных понятий по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах» [8, 15].

 

Таблица 1

Использование материалов СМИ для развития основных понятий по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах

Модуль учебный

Раздел и главы учебника

Тема параграфа учебника

Основные элементы содержания

Примеры использования СМИ на уроках

Модуль 1

Основы безопасности личности, общества, государства

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности

 

Глава 4.

Экология и безо-пасноть

4.1.Загряз-нение окружаю-щей природ-ной среды и здоровье

человека.

Загрязнение окружающей

природной среды.

Понятие о ПДК загрязняющих веществ.

Значение

взаимоотношений человека и биосферы,

биосфера,

мутагенез.

Используя ресурсы интернета, составление аннотированного списка публикаций:

по вопросам экологических проблем разного уровня;

— по вопросам экологической безопасности, её составляющих;

— о ЧС экологического

характера.

 

 

4.2. Правила безопасного

поведения при неблаго-приятной эколо-гической обстановке.

Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной

экологической обстановкой.

Используя ресурсы интернета, составление аннотированного списка публикаций:

— Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы.

— Сведения об уровнях

загрязнения регионов России.

— Оценка экологических рисков (для решения расчетных задач)

 

Глава 5. Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера и их возможные последствия

5.1.Клас-сификация ЧС техно-генного характера (ТХ)

Краткая характеристика

основных видов ЧС и техногенных происшествий. Последствия ЧСТХ.

Общая оценка экологического ущерба окружающей среде и здоровью человека от ЧСТХ

Используя ресурсы интернета и просмотра вечернего выпуска новостей, составление аннотированного списка публикаций:

— об техногенных авария, условиях их возникновения;

— об экологических угрозах от ЧС ТХ и экологических рисков ЧСТХ.

 

 

5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Характеристика очагов поражения. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.

Экологические угрозы от радиационно опасных объектах, правила поведения и действия населения при радиационных авариях.

Используя ресурсы интернета подготовить сообщения и мультимедийную презентацию доклада об авариях на атомных электростанциях (например, Чернобыльская АС, АС Фукусима и др.)

 

 

5.3. Аварии на химии-чески опасных объектах и их возможные последствия

Опасные химические вещества и объекты.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Характеристика АХОВ и их поражающие факторы. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Негативные экологические последствия аварий и катастроф на химических объектах.

Используя ресурсы интернета подготовить сообщения и мультимедийную презентацию доклада об авариях с выбросом опасных ХВ.

 

 

5.4. Пожары и взрывы на взрывопожарноопасных объектах экономики и их возможные последствия

Взрывопожарноопасные объекты.

Основные причинывозникновения пожаров и взрывов на объектах экономики.

Безопасность в условиях возникновения пожаров и взрывов на объектах экономики. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Безопасность в условиях возникновения взрыва.

Экологические угрозы и последствия аварий на взрывопожарноопасных объектах.

Используя ресурсы интернета подготовить сообщения и мультимедийную презентацию докладов о пожарах в быту и производствах.

Также используя интернет провести анализ человеческих и материальных потерь от пожаров природных и техногенных за последние 10 лет в России.

 

 

5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Гидродинамические аварии. Основные причины возникновения. Безопасность в условиях возникновения гидродинамических аварий.

Безопасность в условиях возникновения гидродинамических аварий.

Экологические угрозы и последствия аварий на гидротехнических сооружениях

Используя ресурсы интернета подготовить сообщения и мультимедийную презентацию докладов о гидродинамических авариях.

Также используя интернет, провести анализ человеческих и материальных потерь от наводнений от природных и техногенных ЧС за последние 10 лет в России.

 

А в качестве домашнего задания на весь период изучения темы по основным ЧСТХ учащимся предлагается следующее — каждый вечер просматривать новости на центральных тв/каналах и письменно фиксировать все сообщения о ЧС природного и техногенного характера, а также об экологических последствиях этих ЧС, а на уроках обсуждать зафиксированные учениками материалы.

Важным условием процесса формирования и развития понятий по экологической безопасности является комплексное применение словесных, наглядных и практических методов обучения с преимущественным использованием изобразительной наглядности (плакаты по экологической безопасности, технике безопасности с целью не допущения ЧСТХ, инструкции с правилами поведения при возникновении различных ЧСТХ, таблицы статистических данных о ЧСТХ, дидактические карточки, графики, диаграммы, расчетные задачи и многое другое), с использованием материалов экологической направленности из СМИ и средств мультимедиа — при помощи мультимедийных программ искусственно можно создавать условия, похожие на естественные, т. е. создавать виртуальную ситуацию возникновения ЧСТХ. Для улучшения качества знаний и интереса к самому предмету ОБЖ, важно использовать разнообразные интерактивные формы обучения, основанные на технологиях программированного, проблемного обучения, а также игровые технологии [5, 12, 14].

Экологическая составляющая курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является основой выработки экологического сознания, экологической культуры, условием понимания ценности жизни учащимися [4, 9, 10, 11, 16, 18].

А использование материалов СМИ наглядно и убедительно показывают необходимость формирования знаний по экологии и экологической безопасности, что способствует формированию алгоритма правильных действий при проявлении негативных природных и техногенно-социальных процессов, определять их признаки и интенсивность, предсказывать и прогнозировать ЧС природного и техногенного характера и, таким образом, способствовать формированию типа личности безопасного поведения [1, 3, 9, 10, 11, 13, 16].

 

Литература:

 

  1.              Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Юнити, 2006
  2.              Белов С. В., Морозова Л. Л., Сивков В. П. Безопасность жизнедеятельности. — М.: Высшая школа, 2001.
  3.              Блинова Е. Г. Безопасность жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»: учеб. пособие. — Омск, 2003.
  4.              Горелов А. А. Человек-гармония-природа. М.: Наука, 1992. — 186 с.
  5.              Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения. Учебно-методическое пособие (Д. А. Гдалин, М.Ю Челпанов, С. И. Махов и др. / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Эпиграф. 2004. — 132 с.
  6.              Основы безопасности жизнедеятельности: VIII класс: поурочные планы / авт.-сост. Г. Н. Шевченко. — Волгоград, 2007.
  7.              Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов. / Учебник. Под редакцией Ю. Л. Воробьева, издательство «Астрель». 2012.
  8.              Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов / Учебник. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т., М.: — «Просвещение». 2013.
  9.              Пономарёва И. Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: история. Теория. Методика: Учебное пособие. / Под ред. В. П. Соломина. — СПб: Изд-во ГПУ им. А. И. Герцена. — 415 с.
  10.         Силакова О. В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. — сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144–148.
  11.         Силакова О. В. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 51–54.
  12.         Силакова О. В., Виноградов В. С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. / Сборник материалов XVВсероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 181–183.
  13.         Силакова О. В. Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины «Основы экологической безопасности» как важная составляющая подготовки бакалавров направления «Естественнонаучное образование». / Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1096–1101.
  14.         Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ. / Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 125–129.
  15.         Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2013. — 240 с.
  16.         Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселёва, О. Н. Русак и др.; под ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский цент «Академия», 2009. — 288 с.
  17.         Учебно-методический комплекс по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования. / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. Н. Вангородский и др. М.: — «Дрофа». 2012;
  18.         Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle