Библиографическое описание:

Боев С. А., Куташов В. А., Хабарова Т. Ю. Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 976-984.



 

Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Работая с признаками и остаточными явлениями опьянения, система осмотров оставляет без внимания нераспознанные психологические состояния периода употребления алкоголя, ПАВ с вредными последствиями. Исследование таких предболезненных состояний во взаимосвязи с психическими — когнитивными нарушениями у водителя позволит придать системе медицинских осмотров профилактическую полноту. Ключевой элемент системы безопасности дорожного движения (СБДД) — водитель, его профессионально значимые психологические качества и их интегральные характеристики тем самым будут включены в единую систему профилактики ДТП.

Одним из направлений создания единой среды профилактики ДТП является использование клинико-психологического подхода в рамках предрейсового осмотра водителей для диагностики раннего употребления алкоголя и других ПАВ. Предлагается дополнить систему медицинских осмотров элементами клинико-психологического мониторинга и экспресс тестирования по раннему выявлению употребления алкоголя, ПАВ в сочетании с наркологическим консультированием (НК) и краткой персонально-ориентированной психокоррекционной интервенцией (КПИ).

Ключевые слова: водители, алкоголь, психоактивные вещества, клинико-психологический подход, диагностика, скрининг, профилактика, консультирование.

 

Актуальность. Данные свидетельствуют о прямой связи употребления алкоголя и ДТП [57, с. 42]. Ежегодные экономические потери от транспортных происшествий достигают 8 % валового внутреннего продукта Российской Федерации [36]. Только за период с января по ноябрь 2015 года учтено 166665 ДТП, из них 143273 (86 %) были совершены по вине водителей ТС, при этом у 13863 (8,3 %) водителей зафиксировано состояние опьянения. Статистика по Воронежской области подтверждает масштаб проблемы [52]. Безотлагательность принятия действенных мер против управления ТС в состоянии алкогольного опьянения высказала и ВОЗ [1, с. 26].

В Российской Федерации все возрастающее внимание уделяется борьбе с употреблением спиртных напитков водителями [56, с. 355]. Говорится о необходимости внедрения современных превентивных технологий и эффективных программ с целью снижения ДТП и их последствий [24, с.19; 35, с. 87], выработке универсального механизма предупреждения участия в дорожном движении лиц в состоянии опьянения [34, с. 283]. С целью снижения риска пьяного вождения введены медицинские фильтры — осмотры, освидетельствование [37, 38]. Однако предпринимаемые меры не дали значимых результатов [19, с. 3]. Просматривается отсутствие целостной системы профилактической работы с основными участниками дорожного движения водителями ТС и страдающими зависимостью от алкоголя, ПАВ.

Дополнение системы медицинских осмотров элементами клинико-психологического мониторинга и экспресс тестирования по раннему выявлению употребления алкоголя, ПАВ придаст системе осмотров профилактическую полноту, создаст единую среду профилактики ДТП. Экспресс тестирование в сочетании с наркологическим консультированием (НК) и краткой персонально-ориентированной психокоррекционной интервенцией (КПИ) выступят элементами единой системы профилактики зависимостей (первичная, вторичная профилактика) водителей ТС от ПАВ, позволят снизить риски ДТП.

Целью исследования являлась

Оценка возможности использования клинико-психологического подхода в рамках предрейсового осмотра водителей ТС для диагностики употребления алкоголя, ПАВ с целью профилактики ДТП на основе поэтапного рассмотрения следующих вопросов:

Выбор психологических скрининговых тестов для оценки ситуации с употреблением алкоголя водителями ТС, их актуального психологического состояния в рамках предрейсового осмотра и формирования группы риска на основе такой оценки.

Выявление особенностей модели поведения, связанного с употреблением ПАВ, водителей во время предрейсового осмотра и определение когнитивных функций наиболее чувствительных к воздействию алкоголя, ПАВ.

Выбор психодиагностических методик (до 3-х) экспресс тестирования и оценки изменений когнитивных функций и проверка их чувствительности статистическими методами.

Выработка предложений по проведению профилактической работы в рамках предрейсового осмотра для снижения употребления алкоголя, ПАВ и риска развития зависимостей.

Материал и методы исследования

Для решения поставленной задачи исследования был использован метод теоретического анализа научной литературы. Проведено интервьюирование ключевых информаторов в рамках проводимого исследования. Разработана программа экспериментально-психологического исследования на основе выбранных скрининг-тестов и экспресс-тестов для выявления употребления ПАВ водителями ТС в рамках предрейсового осмотра. Определен комплекс из 5 методик, разделенных на четыре группы: оценки актуального психического состояния; определения уровня связанных с алкоголем проблем; оценки функции активного внимания; выявления умеренных нарушений памяти и мышления.

Анализ научной литературы показывает, что многими авторами ключевым элементом СБДД рассматривается водитель ТС, его профессионально значимые психологические качества и их интегральные характеристики [3, с. 33; 5, с. 309; 6, с. 312; 7, с. 5; 10, с. 52; 20, с. 33; 24, с. 4; 27, с. 85; 31, с. 49]. Это обстоятельство и должно определить водителя центром первичной профилактики ДТП. Однако в существующей системе медицинского обеспечения психологическая составляющая труда водителя ТС, как обязательная компонента, практически не рассматривается, хотя психофизиологическая характеристика водителя иногда более значима, чем его физическое самочувствие [7, 30, с. 141; 31]. Очевидно, что прогнозирование надежности водителя, ведение профилактики употребления алкоголя ПАВ не может строиться лишь на одномоментной клинической оценке состояния его здоровья в рамках предрейсового осмотра.

Известно исследование клинико-психопатологическим методом с привлечением разнообразных тестовых батарей лиц, регулярно совершающих ДТП [21, с. 85]. Важнейшим условием успешного развития профессионально важных качеств является психологическое сопровождение на разных стадиях профессионализации деятельности водителей [26, с. 202]. Целесообразность сочетания мер административно-правового воздействия с методами и приемами психологического и воспитательного воздействия отмечается [19, с. 5]. Необходимость введения в систему медицинского осмотра специальной подсистемы для оценки характера и степени их выраженности профессионально значимых психологических качеств и их учета в принятии решения с целью сокращения ДТП отмечается в [24, с. 4], психологической диагностики в [31, с. 152].

Предлагаемые авторами учет психологической составляющей водительского труда [19, с. 5; 21, с. 85; 26, с. 202] и дополнение медицинских осмотров психофизиологическим блоком [24, с. 4; 31, с. 152], по нашему мнению, ориентированы на уменьшение ошибочных действий водителя ТС и усиливают контролирующую (работают с противопоказаниями) направленность системы медицинского обеспечения. Профилактическая сторона остается вне поля зрения, в том числе и взаимосвязь психологического состояния с употреблением алкоголя, ПАВ водителями ТС, как и в существующей системе осмотров [37,38].

Введение в систему медицинских осмотров элементов клинико-психологического мониторинга и экспресс тестирования по раннему выявлению употребления алкоголя, ПАВ водителями ТС позволит восполнить этот профилактический пробел.

В качестве элементов клинико-психологического мониторинга и экспресс тестирования, предлагаемых к введению в систему медицинских осмотров, мы рассматриваем набор психологических тестов оценки ситуации с употреблением алкоголя, ПАВ, по выявлению изменений когнитивных функций, связанных с употреблением алкоголя, ПАВ и определению актуального психологического состояния водителей ТС. Ограниченные временные ресурсы, постоянный и массовый характер проведения предрейсовых медицинских осмотров ориентируют нас на выбор скрининговых психологических тестов [2, 23, 25, 32, 42, 54, 60]. В пользу его применения свидетельствуют результаты многолетнего исследования диагностических возможностей скрининговых шкал в деятельности кабинета медицинской профилактики для оценки риска заболеваемости лиц водительских профессий [32, с. 41].

Скрининг инструменты используются для определения уровня связанных с алкоголем, ПАВ проблем и их мониторинга [42, с. 28], ориентированы на работу с большими группами и получение быстрого ответа [23, с. 96; 25, с. 98; 42, с. 28; 54, с. 105], позволяют выявлять нераспознанную патологию или состояния предболезни и лиц с вероятным наличием заболевания среди тех, кто такой вероятностью не отличается [25, с. 98], получить первичное представление о состоянии здоровья [60, с. 376], оценивать эффективность психопрофилактики [2, с. 107; 25, с. 98].

При проведении скрининг исследования учитываем, что большинство проблем, связанных с употреблением алкоголя, возникают у лиц без алкогольной зависимости, которые попадают в категорию опасно и вредно употребляющих [54, с. 105]. Разовая доза и частота являются ключевыми характеристиками для классификации уровня потребления алкоголя как проблемного — употребление более 24 г этанола в день или 168 г в неделю у мужчин [29, с. 62]. Уровень употребления алкоголя 9 грамм этанола на 1 человека в день или 3,3 литра этанола на 1 человека в год ВОЗ определяет как умеренный [33, с. 9]. Алкоголь с медицинской и фармакологической точек зрения относится к ПАВ с наркотическим действием и способен вызывать зависимость [51, с. 4; 55, с. 267].

Наиболее известными скрининг инструментами, используемыми в настоящее время, в исследованиях с целью определения уровня связанных с алкоголем проблем являются AUDIT, MAST, CAGE [2, 15, 23, 25, 32, 33, 42, 54]. Для выявления расстройств, связанных с употреблением ПАВ, разработан и испытан тест DUDIT, рекомендуемый к совместному применению с AUDIT [60].

Нами в качестве инструмента скрининга для ранней диагностики связанных с алкоголем проблем использовался тест AUDIT. Тест разработан ВОЗ для выявления лиц, употребляющих вредное для здоровья количество алкоголя [15, с. 44; 25; 33, с. 89; 59]. Инструмент представляет собой структурированное интервью из 10 вопросов, прост в применении и обладает высокой чувствительностью (92 %) [42, с. 29]. Тест позволяет оценить частоту и дозу употребления алкоголя, выявить наличие симптомов алкогольной зависимости (утрата количественного контроля и наличие абстинентного синдрома), а также различного рода проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем [2, с. 108; 42, с. 29].

Этап выбора скринингового инструмента предполагается завершить практической оценкой ситуации с употреблением алкоголя и ПАВ водителями ТС, дающей базовое представление о ситуации в целом на предприятии, индивидуальные характеристики отношения водителя ТС к употреблению алкоголя, ПАВ и выделить группу риска [33, с. 91; 51, с. 9]. Искренность ответов водителей ТС проверяется анкетой ПАС (постинтоксикационный алкогольный синдром) [33, с. 83], после чего возможно внесение корректив в ответы теста AUDIT на основе структурированного собеседования.

Базовая оценка ситуации с употреблением алкоголя предполагает разделение всех водителей ТС по отношению к факту употребления алкоголя на динамические группы [33, с. 31; 51, с. 9; 54, с. 136]. В группу риска выделяем водителей ТС, в отношении которых есть основания предположить наличие психических и поведенческих нарушений, связанных с употреблением или зависимостью от алкоголя или других ПАВ [2, с. 108; 15; 33, с. 91].

В работе с группой риска учитываем паттерны потребления алкогольных напитков [12], а также особенности мотивации потребления в зависимости от возраста [11, с. 6; 17, с.12]. Атарактической мотивации в употреблении алкоголя, ПАВ [11, с. 8; 16, с. 110; 17, с.1], эмоциональной сфере водителя ТС уделяем особое внимание, поскольку водителям, как лицам профессий, связанных со значительным нервно-психическим напряжением, свойственен более высокий уровень потребления алкоголя [33, с. 21],

Индикаторами эмоционального дискомфорта водителей ТС рассматриваем: депрессивность, заниженную самооценку, эмоциональную нестабильность и враждебность [56, с. 1]; агрессию, агрессивные мысли [5, с. 39; 43, с. 81; 44, с. 10], алкогольная интоксикация повышает агрессивность у лиц, которые употребляют алкоголь в умеренных дозах [43, с. 84]; склонность к риску [5, с. 39], до 40 % ДТП создают водители склонные к риску [21, с. 85]; наличие мышечных зажимов, провоцирующих употребление алкоголя [26, с. 202]. В многочисленных исследованиях доказано, что уровень потребления алкоголя растет при неудовлетворенности трудом и условиями труда, отсутствии моральной и материальной заинтересованности в труде и его результатах [33, с. 20]. Данные о психологическом состоянии, наряду с данными теста AUDIT, служат для первичного отнесения водителя ТС к группе риска (по признакам агрессивности, тревожности, фрустрации, дискомфорта, склонности к аффективному поведению) [13, с. 215].

Для оценки актуального психологического состояния, возможно, применять шкалу субъективного благополучия в адаптации М. В. Соколовой (ШСБ) [32, с. 41; 47]. Шкала, оценивающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты психического состояния водителя ТС, является чувствительным индикатором психической дезадаптации [31, с. 2; 40, с. 204], непосредственно определяющей безопасность дорожного движения [46, с. 4].

Выявление особенностей модели поведения, связанного с употреблением ПАВ водителями ТС, во время предрейсового осмотра во многом определит эффективность системы клинико-психологического мониторинга.

Употребление алкоголя, вызывая нарушения физиологических, психологических, поведенческих функций отличается рядом особенностей — изменения носят преходящий характер [33, с. 43; 51, с. 4], не дает внешних признаков через несколько часов после употребления небольшого количества, значительно ослабляя профессиональные навыки [57, с. 41], отрицательное влияние на функциональное состояние прослеживается длительное время [9, с. 101; 56, с. 355].

Предварительный анализ научной литературы показывает, что у людей, употребляющих алкоголь, распространены когнитивные нарушения [8, с. 78; 13, с. 211; 28, с. 128; 44, с.11], уязвимость когнитивной сферы водителя ТС действию алкоголя показана [6, с. 311; 57, с. 44; 56, с. 355]. Даже эпизодический приём алкоголя и малые дозы небезвредны для организма и приводят к нарушению когнитивных функций в виде снижения эффективности активного внимания, развитию явлений утомления и выявляются в течение 10 дней после приёма [28, с. 128]. Степень нарушения внимания является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя ТС [3, с. 34; 57, с.44], находится в прямой зависимости от употребления алкоголя [44, с.11; 57, с.44]. У исходно психически и соматически здоровых водителей ТС, при внешне сохранном их поведении сравнительно легкие и умеренные расстройства познавательных функций проявляются разнопланово, в том числе снижением качества внимания [24, с. 39]. В непосредственной и неразрывной функциональной взаимосвязи, с которым находится более общая функция — глазомер [48, с. 343], важное качество водителя ТС, элемент его профессионального мастерства [46, с. 2]. Глазомер жизненно важное свойство личности (развитые слух и зрение, устойчивость, динамическая переключаемость и устойчивость внимания, хорошая координация движений, умение точно и тонко концентрировать и дозировать усилие и т. д.) необходимое для продуктивного и безопасного выполнения практически всех профессиональных навыков [48], интегрирует в себе внимание, зрительное восприятие, тонкую координацию движений, зрительно-психомоторные реакции [53].

Наркологическая и медико-психологическая практика показывают, что острая и хроническая интоксикация наркотиками, алкоголем и другими ПАВ в зависимости от концентрации психоактивного вещества в организме могут не только резко ухудшать, но и полностью блокировать функцию глазомера, внимания, панорамного (глубинного) зрения на длительный период [48, 361].

Временные ресурсы медицинского осмотра водителей ТС приводят нас выбору, в качестве индикатора целостности когнитивной сферы водителя и возможного употребления алкоголя, ПАВ функции глазомера, которая выступает в нашем случае интегральной характеристикой когнитивных функций.

Известна оценка когнитивных функций водителя ТС во взаимосвязи с безопасностью тестом МОСА [39, с.9]. В клинике алкоголизма применялись трудоемкие психодиагностические методики — тесты Люшера, ТАТ, Роршаха, методики незаконченных предложений, рисуночных методов и их различных модификаций [25, с. 99], шкалы, фиксирующие «симптомы наркомании», «симптоматическое пьянство», шкалы «зависимости», «озабоченности алкоголем» [23].

Степень нарушений глазомера у пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью коррелирует с тяжестью алкогольной и наркотической интоксикации, и обосновывает применение предложенного способа для экспертизы и диагностики в наркологической практике [48, с.349]. Известен способ профессора И. К. Сосина экспертно-диагностической идентификации функционального состояния психофизиологической функции «глазомер» у спортсменов-футболистов [48], тест синхронного исследования глазомера и тремора [49].

Делаем предположение, что употребление (прием) алкоголя и ПАВ водителями ТС возможно проследить через оценку (скрининг-тестирование) степени нарушения когнитивных функций, а именно, снижение эффективности активного внимания, нарушения функции глазомера [48].

Раннюю профилактику употребления алкоголя, ПАВ в рамках автотранспортного предприятия возможно организовать, опираясь на имеющийся опыт в выявлении лиц, потребляющих ПАВ — в рамках предприятия [15], в образовательных учреждениях [18], с учетом рекомендаций в реализации профилактической деятельности наркологической службы, представленных НИПНИ им. В. М. Бехтерева [22, 51], и особенностей эмоционально-мотивационной сферы наркозависимых [11], нового видения диагностики и лечения аддикций [55].

Главное направление профилактической работы с водителями ТС, не имеющих проблем с алкоголем, ПАВ (1–7 баллов в тесте AUDIT) — сохранение (укрепление) здоровья и здоровый образ жизни, поддержка мотивации на отказ от алкоголя. С водителями ТС, имеющими опыт употребления алкоголя без зависимости (более 8 баллов в тесте AUDIT) — ограничение его употребления с целью снижения негативных последствий для здоровья (метод вторичной профилактики чрезмерного употребления) [2] на основе интегративной профилактической программы [4, с. 95].

Учитывая ограниченные временные ресурсы проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров персонально-ориентированную профилактическую работу проводим с использованием НК и КПИ, опираясь на результаты скрининг тестирования. НК (объективное информирование о негативных последствиях употребления алкоголя) — вмешательство в употребление алкоголя на раннем этапе, до формирования зависимости [51, с. 4]. КПИ — индивидуальная обратная связь на основании результатов скрининга и принятие решения о дальнейших действиях по изменению выявленного опасного употребления алкоголя [33, с.105; 51, с. 10]. Главная задача КПИ — актуализировать сомнения, заставить человека сильнее сомневаться в том, что употребление алкоголя идет ему на пользу, через выполнение четырех обязательных этапов: дать четкий совет, определить мотивацию для изменения, поставить конкретную цель в отношении алкоголя, вести наблюдение [33, с. 105].

Возможное направление профилактики — применение краткосрочных директивных клиент-центрированных методов: мотивационного интервьюирования (MИ) и терапии, повышающей мотивацию (ТПМ) [8, с. 79], и программ развития трезвеннической установки [13, с. 215].

С целью повышения эффективности профилактической работы возможно использовать эффект усиления информационного влияния при вербальном воздействии с учетом основной репрезентативной системы восприятия [45].

Эффективность профилактической работы оценивается фиксацией количества ДТП, начиная с момента работы, и в сравнении с аналогичными периодами предыдущего года, а также по снижению количества употребляемого алкоголя водителями ТС, в том числе косвенным путем по количеству дней нетрудоспособности [2].

На основе анализа особенностей поведения водителей ТС нами выбраны психодиагностические методики, с ориентацией на временные ресурсы предрейсового осмотра, позволяющие проверить гипотезу о возможности выявить употребление алкоголя, ПАВ водителями ТС через оценку (скрининг-тестирование) степени изменения когнитивных функций, а именно нарушения функции глазомера (снижение эффективности активного внимания):

Тест AUDIT для раннего выявления лиц группы риска и лиц, злоупотребляющих алкоголем, разработан рабочей группой ВОЗ [59, 33, с. 89].

Анкета ПАС (Разработана П. П. Огурцовым, А. Б. Покровским, А. Е. Успенским) [33, с. 87–88].

Исследования функций глазомера по И. К. Сосину с соавт. (Экспертно-диагностической идентификации функционального состояния глазомера) [48, с. 348–350].

Шкала самооценки (методика изучения ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ханина Ю. Л.) [41, с. 338].

Тест SAGE направлен на выявление умеренных нарушений памяти и мышления [58].

Правильность выбора психодиагностических методик предполагается проверить опросом водителей ТС.

Результаты и обсуждение

Проведенный предварительный анализ научной литературы и социологическое интервьюирование ключевых информаторов в рамках проводимого исследования подтверждает необходимость развития в среде водителей ТС практической работы по диагностике и профилактике употребления алкоголя, ПАВ в рамках предрейсового осмотра водителей методами экспресс-клинико-психологического тестирования.

Существующая система медицинских осмотров [37, 38], а также предложения по ее совершенствованию [7, 19, с. 5; 21, с. 85; 24, с. 4; 26, с. 202; 31, с. 152], по нашему мнению, не обладают в плане профилактики употребления алкоголя, ПАВ и снижения рисков формирования зависимостей у водителей ТС, системной полнотой.

Водителям, как лицам профессий, связанных со значительным нервно-психическим напряжением, свойственен более высокий уровень потребления алкоголя, атарактическая мотивации в употреблении которого является определяющей [11, с. 8; 16, с. 110; 17, с.1].

Для мониторинга связанных с алкоголем проблем у водителей ТС возможно применять известные скрининг инструменты, используемые в настоящее время AUDIT, MAST, CAGE [2, 15, 23, 25, 33, 32, 42, 54].

Когнитивные функции, составляющие ядро профессиональных качеств водителя ТС, чувствительны к употреблению алкоголя, ПАВ [6, 8, 13, 28, 44, 56, 57] и их изменения, возможно, определить психодиагностическими методами [28, 48, 49, 53].

Раннюю профилактику употребления алкоголя, ПАВ в рамках автотранспортного предприятия возможно организовать, обобщив имеющийся опыт в выявлении лиц, потребляющих алкоголь, ПАВ [11, 15, 18, 22].

В качестве возможного скринингового инструментария, позволяющего выявлять водителей ТС, склонных к употреблению алкоголя, ПАВ, проводить с ними профилактическую работу могут выступить тест AUDIT [33, 59], исследование функции глазомера по И. К. Сосину [48, 49], шкала самооценки Ч. Д. Спилберга — Ханина Ю. Л. [41].

Выводы:

Предварительные результаты исследования свидетельствуют о возможности диагностики употребления алкоголя и других ПАВ в рамках предрейсового осмотра водителей ТС с использованием психодиагностических методов, как элемента целостной системы клинико-психологической работы с лицами, являющимися основными участниками дорожного движения и страдающих зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

 

Литература:

 

  1.    «Европейский план действий по сокращению вредного употребления алкоголя, 2012–2020 гг». http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/187154/e96726R.pdf.
  2.    Андреева Л. А. Оценка эффективности профилактических вмешательств по снижению потребления алкоголя, проводимых в условиях первичного звена здравоохранения // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2015. № 4 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-profilakticheskih-vmeshatelstv-po-snizheniyu-potrebleniya-alkogolya-provodimyh-v-usloviyah-pervichnogo-zvena.
  3.    Берлова И. С. Психологические особенности участников дорожного движения как фактор безопасности // Ученые записки университета Лесгафта. 2010.-№ 2.-с.32–36. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniya-kak-faktor-bezopasnosti.
  4.    Бохан Н. А., Кривулин Е. Н., Мингазов А. Х. Клинико-психологическая диагностика и профилактика алкогольной зависимости: учебное пособие.- Томск-Челябинск: Изд-во ПИРС, 2013. — 142с.
  5.    Василенко В. А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом [Текст] / В. А. Василенко // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 37–39.
  6.    Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения [Текст] / В. А. Василенко // Молодой ученый.- 2013.- № 2. — С. 309–312.
  7.    Голубихина Ю. Ю., Гончарова Н. А. Надежность профессиональной деятельности водителя экстремального профиля// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nadezhnost-professionalnoy-deyatelnosti-voditeley-ekstremalnogo-profilya.
  8.    Григорьева И. В., Александров А. А. Эффективность применения психокоррекционной терапии у пациентов с синдромом зависимости от алкоголя// Новые технологии в клинической психологии и психотерапии (24 апреля 2015 г.): сборник материалов Республиканского научно- практического семинара с международным участием, посвященного 20-летию кафедры медицинской психологии и психотерапии УО «ГрГМУ» [Электронный ресурс] / oтв. ред. М. А. Ассанович. — Гродно: ГрГМУ, 2015.- 400 с.
  9.    Дятлов М. Н. Основные факторы, снижающие работоспособность водителя перед рейсом [Текст] / М. Н. Дятлов, К. О. Долгов, А. Н. Тодорев // Молодой ученый. — 2013.- № 11.- С. 99–103.
  10. Дятлов М. Н. Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных перевозок путем внедрения современных технологий безопасности [Текст] / М. Н. Дятлов, К. О. Долгов, А. Н. Тодорев // Молодой ученый. — 2013.- № 5.- С. 52–55.
  11. Илюк Р. Д., Громыко Д. И., Берно-Беллекур И. В. Особенности эмоционально-мотивационной сферы наркозависимых и их роль в прекращении потребления психоактивных веществ. — СПб.: Санкт-Петербургский науч.-иссл. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева.- 2009.-34 с. http://bekhterev.ru/content/42/2009_03.pdf
  12. Илюк Р. Д., К. В. Рыбакова, Е. М. Крупицкий. Сравнительная характеристика формирования зависимости при потреблении пива и крепких алкогольных напитков // СПб.: Изд-во СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева.- 2011.- 168 с. http://bekhterev.ru/content/43/res_alco_report.pdf.
  13. Канаркевич О. С. Деструктивные изменения личности у алкогольных аддиктов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006.-№ 14.- С. 211–217. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnye-izmeneniya-lichnosti-u-alkogolnyh-addiktov.
  14. Колесов С. Г. Психологические характеристики правонарушителей// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4–2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-pravonarushiteley.
  15. Коноразов И. И., Копытов, А. В. Организация выявления в трудовых коллективах лиц, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества и порядок работы с ними: метод. рекомендации для государственных и иных организаций / И.И Коноразов., А. В. Копытов. — Минск: [б.и.], 2014.-66 с.
  16. Копытов А. В. Мотивы употребления алкоголя подростками и молодыми людьми с проблемами алкогольной зависимости// Вестник ВГМУ. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivy-upotrebleniya-alkogolya-podrostkami-i-molodymi-lyudmi-s-problemami-alkogolnoy-zavisimosti (дата обращения: 09.01.2016).
  17. Копытов, А. В. Причины употребления алкоголя лицами мужского пола , страдающими алкогольной зависимостью [Текст] / А. В. Копытов // Медицинский журнал: научно-практический рецензируемый журнал. — 2010. — № 2. — С. 71–76.
  18. Корчагина Г. А., Фадеева Е. В., Зенцова Н. И., Григорьев А. А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Методические рекомендации.-М.: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии Минздрава России», 2013. — 56с.
  19. Костина Л. Н. Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-psihologo-kriminologicheskie-osobennosti-lichnosti-voditeley-dopuskayuschih-sistematicheskie-narusheniya-pravil (дата обращения: 03.01.2016).
  20. Крамарова М. И. Роль темперамента водителя в обеспечении безопасности дорожного движения // ТАРП. 2012. № 1 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-temperamenta-voditelya-v-obespechenii-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya (дата обращения: 03.01.2016).
  21. Лемешко К. А., Герус С. В., Дементиенко В. В., Кремез А. С., Таранов А. О., Ермолаев В. В., Дорохов В. Б. Группы аварийности среди водителей автобусов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014.- № 4.- с.84–97 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gruppy-avariynosti-sredi-voditeley-avtobusov.
  22. Медицинская профилактика наркологических заболеваний: клинические рекомендации. — М.: ООО «НьюТерра», 2015.- 154 с.
  23. Минко А. И., Михайлов Б. В., Мусиенко Г. А., Сердюк А. А. Психологические методы диагностики алкоголизма // Український медичний альманах.- 2000.- Т. 3, № 2 (додаток).- С. 96–100.
  24. Митин И. Н. Психофизиологическая адаптация как ведущий фактор обеспечения безопасности дорожного движения, автореферат на соискание ученой степени кандидата медицинских наук// ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва.- 2015.- 31 с.
  25. Михайлов Б. В., Минко А. И., Мусиенко Г. А., Сердюк А. А., Шпаченко В. Н. Психологические методы диагностики алкогольной зависимости и оценки эффективности её первичной психопрофилактики // Таврический журнал психиатрии. — 2000.- Т. 4, № 3.- С. 98–102.
  26. Морковкина Е. А. Психологическое сопровождение деятельности водителей маршрутных такси // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.-№ 2.-С. 200–203 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-voditeley-marshrutnyh-taksi.
  27. Мухин Е. М., Прохорова А. М., Спирин М. Е., Гоздок В. А., Мазур В. А., Федоров А. И. Совершенствование системы подготовки водителей транспортных средств с учетом психофизиологических особенностей обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-podgotovki-voditeley-transportnyh-sredstv-s-uchetom-psihofiziologicheskih-osobennostey-obuchayuschihsya.
  28. Мэнизибэя Осайн Вэлком, Переверзева Е. В., Переверзев В. А. Состояние гомеостаза глюкозы у людей, употребляющих алкоголь, в условиях длительной и интенсивной умственной нагрузки // Журнал ГрГМУ. 2009.-№ 2 (26).-С. 126–129. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gomeostaza-glyukozy-u-lyudey-upotreblyayuschih-alkogol-v-usloviyah-dlitelnoy-i-intensivnoy-umstvennoy-nagruzki.
  29. Одинокова В. А. Теоретическое и эмпирическое определение проблемного употребления алкоголя // Теория и практика общественного развития. 2014.- № 10.- С. 59–63. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-i-empiricheskoe-opredelenie-problemnogo-potrebleniya-alkogolya.
  30. Панченко О. А. Оценка психофизиологических показателей готовности к деятельности водителей пассажирского автотранспорта// Вестник ХНАДУ. 2013. № 61–62. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-psihofiziologicheskih-pokazateley-gotovnosti-k-deyatelnosti-voditeley-passazhirskogo-avtotransporta.
  31. Панченко О. А., Гаража М. В. Психологический аспект водительского труда // Вестник ХНАДУ. 2013. № 61–62. с.148–152. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-aspekt-voditelskogo-truda.
  32. Петров Д. В., Урываев В. А. Использование шкалы субъективного благополучия в работе кабинета медицинской профилактики// Экология. 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-shkaly-subektivnogo-blagopoluchiya-v-rabote-kabineta-meditsinskoy-profilaktiki.
  33. Петров Д. В. Диагностика, лечение и профилактика расстройств, вызванных употреблением алкоголя. Ярославль, 2002. –134 с.
  34. Подгайный А. М., Шиенкова А. С. Отдельные вопросы освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения// Общество и право. 2015. № 2 (52). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-voprosy-osvidetelstvovaniya-voditeley-transportnyh-sredstv-na-sostoyanie-alkogolnogo-opyaneniya (дата обращения: 03.01.2016).
  35. Полякова С. В. Стратегические приоритеты обеспечения безопасности участников дорожного движения // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 1 (4). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-prioritety-obespecheniya-bezopasnosti-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniya.
  36. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 18.06.2015) «О ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Документ предоставлен Консультант Плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.consultant.ru/.
  37. Приказ МЗ РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Документ предоставлен Консультант Плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=166381&req=doc.
  38. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных медицинских осмотров». Документ предоставлен Консультант Плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=178282.
  39. Прокопчук Н. Н., Скребцова Н. В., Попов В. В. Особенности состояния когнитивных функций у мужчин, работающих на транспорте // Экология человека. 2013. -№ 10.-С.9, 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sostoyaniya-kognitivnyh-funktsiy-u-muzhchin-trudosposobnogo-vozrasta-rabotayuschih-na-avtotransporte.
  40. Процукович Е. П. Субъективное благополучие как психическое состояние // МНКО. 2012. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-kak-psihicheskoe-sostoyanie.
  41. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с. илл.
  42. Разводовский Ю. Е., Орехов С. Д. Скрининг распространенности алкогольных проблем с помощью теста AUDIT // Журнал ГрГМУ. 2004.-№ 4 (8).-С. 28–31. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/skrining-rasprostranennosti-alkogolnyh-problem-s-pomoschyu-testa-audit.
  43. Разводовский Ю. Е. Медико-социальные аспекты алкоголизма. — Гродно, 2005.- 128 с.
  44. Разводовский Ю. Е. Алкоголь и агрессивность: аспекты взаимосвязи// Медицинские новости.-2005.-№ 10. — С. 10–14.
  45. Салмина-Хвостова О. И., Проскурякова Л. А., Хвостова О. И. Патент (ru) 2 354 415, C1 A61M 21/00. Способ профилактики аддиктивного поведения студентов/О.И. Салмина-Хвостова, Л.А. Проскурякова, О. И. Хвостова. № 2007144124/14; заявл. 27.11.2007; опубл. 10.05.2009 Бюл. № 13. URL: http://www.findpatent.ru/patent/235/2354415.html. © FindPatent.ru — патентный поиск, 2012–2016.
  46. Самусенко В. И., Пехтерев М. М. Психические процессы и их роль в управлении транспортным средством // Вестник ФГОУ ВПО Брянская ГСХА. 2014.- № 4 (2014).- С.1–4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-protsessy-i-ih-rol-v-upravlenii-transportnym-sredstvom.
  47. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия: руководство. 2-е изд. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1996. -17 с.
  48. Сосин И. К. Способ профессора И. К. Сосина экспертно-диагностической идентификации функционального состояния психофизиологической функции «глазомер» у спортсменов-футболистов// Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях // Сборник статей ІХ международной научной конференции, 23–24 апреля 2013 года, БГТУ им. В. Г. Шухова. — Белгород, 2013. — 354 с.
  49. Сосин И. К., Зайцев В. П., Манучарян С. В. Тест синхронного исследования глазомера и тремора. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях // Сборник статей VIII международной научной конференции, 26–27 апреля 2012 года, БГТУ им. В. Г. Шухова. — Белгород, 2012. — 354 с.
  50. Тест SAGE (Self Administrated Gerocognitive Exam) направлен на выявление умеренных нарушений памяти и мышления http://dementcia.ru/diagnostika/test-na-dementsiyu-sage
  51. Трусова А. В., Крупицкий Е. М. Применение наркологического консультирования и краткой психокоррекционной интервенции в комплексной профилактике зависимости от алкоголя в работе бригад первичного звена амбулаторной и стационарной медицинской помощи. Методические рекомендации. — СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева. — 2012. — 20 с.
  52. Форма федерального статистического наблюдения № ДТП «Сведения о ДТП» от 21.05.2014 № 402 «Об утверждении статистического инструментария для организации МВД РФ Федерации федерального статистического наблюдения о ДТП» начиная с января 2015 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/.
  53. Халик В. В. Влияние цветового фактора на психофизиологическую функцию глазомера у алкогользависимых лиц [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии: Сборник научных работ Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины и Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи), посвящённый 210-летию Сабуровой дачи / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, А. Н. Бачерикова. — Киев–Харьков, 2010. — Т. 5. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/books/actual/paper115.htm
  54. Цатурова К. Н., Слюняева М. К., Колесниченко Е. В. Скрининг проблемного употребления алкоголя среди студентов медицинского вуза// БМИК. 2015.- № 2.- С. 134–137. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/skrining-problemnogo-upotrebleniya-alkogolya-sredi-studentov-meditsinskogo-vuza.
  55. Чернобровкина Т. В., Кершенгольц Б. М. Синергетическая медицина: теоретические и прикладные аспекты в аддиктологии / Предисловие профессора Сосина И. К. — ЙошкарОла: «Фрактал», 2006.- 313 с.- Илл. 48, Табл. 4.
  56. Шапкин А. А. Криминологические особенности предупреждения автотранспортных преступлений // Вестник ТГУ. 2012. — № 10 (114).-С. 351–355. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskie-osobennosti-i-preduprezhdenie-avtotransportnyh-prestupleniy.
  57. Ястребов А. В. Лекция о влиянии алкоголя на организм человека: Алкоголь и правонарушения: М.: Высш. шк., 1987.- 96 с.- (Библ. серия).
  58. Тест SAGE направлен на выявление умеренных нарушений памяти и мышления. http://dementcia.ru/diagnostika/test-na-dementsiyu-sage
  59. Babor, T. F., Higgins-Biddle, J. C., Saunders, J. B., & Monteira, M. G. (2001) AUDIT — The Alcohol Use Disorders Identification Test. Guidelines for use in primary care. Geneva: World Health Organization, Department of Mental Health and Substance Dependence// http://echo.unm.edu/wp-content/uploads/2014/10/AUDIT-article.pdf
  60. Crome I. B. Screening for illicit drug use in psychiatric hospitals: whose job is it? /1. B. Crome, T. Bloor, B. Thom // Adv. Psychiatr. Treatment. -2006.-Vol. 12.-P. 375–383. URL: http://www.psyobsor.org/1998/31/4–1.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle