Библиографическое описание:

Бувалец Л. Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 798-802.



 

По толковому словарю русского языка С. И. Ожегова лепка — вид пластики — создание скульптурных произведений из пластических материалов [1]. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приемов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры [2]. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности — важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна, как и других общеобразовательных предметов. В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, а пространственное мышление [3].

Лепка — самый осязаемыйвид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир — маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве [4].

Лепка — один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Скульптор говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки» [4, с.84].

Техника лепки — самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка — это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

                   координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

                   разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

                   возможность создания объемных поделок;

                   умение планировать работу и доводить ее до конца;

                   богатое воображение и эстетический вкус.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и другие предметы окружающего мира. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды художественной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие интересы ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующего длительного обучения. В лепке решение этой задачи значительно облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются [5].

Уникальная методика лепки проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие ребенка любоговозраста. Этот вид деятельности доступен для индивидуальных и групповых занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. При планировании занятий по обучению детей лепке необходимо учитывать, что на конечный результат в большей степени влияет выбор материала для работы. Какими же принципами следует руководствоваться при выборе материала?

  1.              Поставленные педагогические и воспитательные цели и задачи.
  2.              Учет возрастных особенностей и потребностей детей.
  3.              Экологичность и доступность материалов.
  4.              Технические возможности.

Каждый пластичный материал имеет свои особенности и возможности, поэтому не следует заменять их друг другом, а необходимо использовать разные материалы.

Глина и гипс. Это природные материалы, с которыми работают профессиональные скульпторы. Работать с ними можно начинать с детьми лет с трех-четырех, когда ребенок перестает все пробовать на вкус. Но не оставляйте ребенка наедине с глиной и особенно с гипсом! Здесь ваше творчество должно быть совместным. Эти материалы требуют использования воды. Кроме того, желательно хотя бы небольшое знание технологии лепки и «техники безопасности». (Например, при разведении гипса ребенку обязательно нужно надеть защитные очки).

В продаже встречаются искусственные материалы, похожие на натуральную глину — это синтетическая глина. Это паста на минеральной основе — ДАС. Этот материал, обладая всеми пластическими свойствами натуральной глины, не требует предварительной очистки и термической обработки. Продается в упаковке уже готовой для лепки, с необходимым содержанием влажности. Пока паста ДАС еще не высохла, ее можно изменять и лепить из нее скульптуры. Чаще всего паста бывает одноцветной — белой. В синтетическую глину можно «заворачивать» различные предметы. Затем она сама по себе затвердевает, после чего изделия нужно раскрасить, как изделия из глины [6]. Но химический состав такого материала до конца неясен, поэтому малышам давать его, наверное, не стоит. К тому же стоит такая глина не дешево.

Сейчас продаются различные виды натуральной глины и гипсовый порошок, можно купить и готовые формы для отливки из гипса (делать их самим непросто). К наборам прилагаются подробные инструкции с описанием процесса работы (читайте внимательно!). Натуральная глина эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Некоторым детям не нравиться лепить из глины, потому что исходный материал темный некрасивый. Требует подготовительной работы по счистке и замачиванию.

Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду — это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. Легко смывается водой с рук.

Конечно, особенное удовольствие дети получают от росписи готовых изделий. Можно купить специальные краски — восковые, для декоративной росписи. Но сгодится и обычная гуашь.

Прежде чем расписывать поделки из глины и гипса, их нужно тщательно просушить (чем дольше, тем лучше). Глиняные изделия становятся прочными только после обжига, но качественно обжечь в домашних условиях практически невозможно, поэтому лучше просто высушивать их на солнце. А затем поделка «грунтуется» — покрывается несколькими слоями белой краски — и снова сушится. Только после этого ее можно расписывать. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время [7].

Пластилин. Искусственная, долго не сохнущая пластическая масса. Пластилин применяется в основном при лепке мелких орнаментированных деталей. Пластилин тверже глины, поэтому его перед лепкой необходимо хорошо размять в руках. Главное преимущество пластилина, по сравнению с глиной, в том, что он не сохнет и всегда сохраняет пластичность, необходимую для лепки. Основной плюс пластилина — разнообразие цветов. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Пластилин можно многократно использовать.

Но пластилин имеет ряд недостатков. Он требует предварительного согревания, в то же время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные ощущения, оставляет жирные, трудноудаляемые пятна.

Виды пластилина.

Пластилин обычный (наш отечественный, Гамма, например), который сильно липнет, но зато и при склеивании хорошо крепится. Пластилин восковой. Вот его-то и рекомендуют для лепки с малышами! Потому как он мягче и пластичнее обычного пластилина и создан специально для неокрепших рук малыша. Из него, кстати, можно делать отличные пластилиновые панно. Правда, вот фигурки лепить практически невозможно в связи с тем, что поделки быстро деформируются из-за мягкости материала. Шариковый пластилин, который появился в продаже не так давно. Он состоит из маленьких шариков, скрепляемых между собой тонкими клеевыми нитями. При смешивании цветов получаются очень интересные варианты разноцветной шариковой массы. Этот пластилин не липнет к рукам. Готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов.

Скульптурный пластилин. Этот материал предназначен для более серьезных работ. При его использовании можно уже более детально прорабатывать некоторые элементы. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и медальерных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе.

Сейчас в магазинах имеется пластилин не только различных сортов, но и с различными свойствами. Например, немецкий формпласт после окончания работы погружают на несколько минут в горячую воду — и он затвердевает. Правда, такой пластилин второй раз уже не используешь [8].

Соленое тесто. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными. Поэтому лепить из соленого теста можно даже с самыми маленькими детьми (от года) Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.

Преимущества соленого теста перед пластилином:

                    можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

                    легко отмывается и не оставляет следов;

                    безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей) — обычно один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!!!

                    лепится оно замечательно, к рукам не липнет (если правильно замешано);

                    можно сушить в духовке, а можно и без — просто на воздухе;

                    краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

                    поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века...

                    с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

Недостатки:

                    фигурки могут деформироваться при высыхании — особенно если тесто недостаточно крутое — пластилин сохраняет форму;

                    поделки хрупкие — часто бьются и ломаются;

                    тесто — материал одноразового использования, хороший пластилин можно использовать сколько угодно;

                    срок хранения теста короче (хотя уложенное в пластиковый пакет, в холодильнике оно хранится довольно долго).

Из солёного теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой.

Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краску клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. А для придания глянца и лучшего внешнего вида, а также увеличения срока службы изделия из теста покрывают лаком.

Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.

Полимерная глина (пластик, пластика) это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин, обладает характерным травяным запахом. Не прилипает к рукам и к рабочим материалам. Используется для создания небольших украшений, скульптурок, брелков, пуговиц. В зависимости от вида застывает на воздухе или при нагревании. Для нагревания пластики подойдет обычная духовка, разогретая до 100–130 градусов. После застывания изделия можно раскрасить акриловыми красками, а также склеить друг с другом. Прежде, чем приступить к работе, необходимо глину хорошо размять, сделать материал мягким и пластичным и выдавить пузырьки воздуха, которые при запекании, оказывается, могут создать бугорки на вашей поделке. При этом глина, которая застывает на воздухе (самозатвердевающая), по виду напоминает гипс или дерево и обрабатывается соответственно. А глина, запекаемая в духовке, более плотная, напоминает пластмассу.

Единственный недостаток этого материала — высокая стоимость и не доступность приобретения.

Масса для лепки. Идеальна для обучения лепке детей с 3 лет. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно. Застывает в течение 2 часов, полностью в течение суток. Готовое изделие получается легким и упругим, стойким к повреждениям. Масса сохраняет свою эластичность при правильном хранении в герметично закрытой упаковке. Если масса стала терять свою эластичность, рекомендовано сбрызнуть ее водой из пульверизатора и герметично закрыть баночку.

Масса имеет богатую цветовую палитру, состоящую из ярких и спокойных цветов. Цвета массы для лепки легко смешиваются, и как в однородные, так и при не полном перемешивании в «мраморные» оттенки, причудливые узоры.

Снег. Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега — очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.

Песок. Любимое занятие детворы на прогулке летом — игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие — достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.

Воск. Очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми постарше, так как маленькие не успевают сообразить, что нужно сделать. Воск разрезают на кубики 3см на 3 см и погружают в горячую воду и лепят пока он теплый. Воск остается мягким 3–4 минуты, потом застывает.

Папье-маше. В переводе с французского означает «жеваная бумага». Это масса из бумаги клея. В сыром состоянии она очень эластична, а высыхая становиться твердой и прочной. Применяется при изготовлении различной театральной бутафории, кукол, используется как материал в скульптуре малых форм.

Изделия из папье-маше легкие и прочные, а в случае поломки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Процесс оклеивания модели кусочками бумаги называется машированием или формовкой [8, с.21].

Лепка из различных материалов — как один из видов художественной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом и др.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогают детям познать объекты в реальной полноте их формы. Также эти занятия дают им хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Занятия скульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Главным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому при освоении лепки с детьми первоочередную роль играет выбор материала.

 

Литература:

 

  1.              Ожегов С. И., Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка / М., «Азъ» 1995. — 920с.
  2.              Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем/ М., 2004
  3.              Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ 5–11 классов/ М., Просвещение 1991.- 128с.
  4.              Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ М, 2006
  5.              Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя/ М., Просвящение 1984.- 112с. с ил.
  6.              Энциклопедия поделок. 100 идей на каждый день перевод с итальянского Ю. А. Гавриловой/ М., ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС» 2008
  7.              Федотов Г.Я Основы художественного ремесла. Послушная глина/ М., «Арт-пресс» 1997.-144с. с ил.
  8.              Бельтюкова Н., Петров С., Кард В Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин/ М., Эксмо; СПБ Валерии, 2003–224с. с ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle