Библиографическое описание:

Баруткина С. А., Гаврилова Л. И. Семинар-практикум «Использование интерактивного метода обучения — метод проекта» // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 786-788.



 

Классическая система образования имеет вполне традиционный взгляд: «Основная задача — дать хорошие прочные знания». А в соответствии с новыми Федеральными Государственными Стандартами основной педагогической задачей становится — организация деятельности дошкольников через развитие способности к самоорганизации в решении задач, прогресс в личностном развитии. То есть от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию и самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который в большей степени становится «координатором», чем непосредственным источником информации (т.е не даем знания, а учим их добывать!).

Достичь положительного результата возможно внедряя Современные образовательные технологии, одной из которых является — проектирование, так как проект можно реализовать через все виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая, продуктивная, чтение.

Как правило, все проблемные ситуации и в последующем какие-либо проекты они все рождаются из повседневной жизни, но будет успешен именно тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах, потому что педагог, внимательный педагог, каждый день взаимодействует с детьми, тонко чувствует, что в действительности интересует его воспитанников.

Такая ситуация произошла у нас с нашими ребятами. Мы готовились к конкурсу по развивающей среде. Мы со всех уголков группы доставали необходимые нам материалы, атрибуты, игры и т. д., и вот на столе у нас оказалась символика РФ (герб и флаг), которые ждали своего часа в патриотическом уголке. Девчонки, они, как правило, любят кружить вокруг воспитателя и его стола, заметили эти символы и начали задавать вопросы: «Чей это герб?», «Почему на нем рыцарь?», «Что обозначают цвета на флаге?», «Зачем вообще нужен флаг и герб?». И мы поняли, что знания детей в данном направлении неполные, а согласно ФГОС, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине, Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, о традициях и праздниках. И сразу определили для себя путь решения данной проблемы — использовать интерактивный метод обучения — метод проекта, что позволит включить детей в активный познавательный процесс, а нас превратит в организаторов познавательной деятельности, в соучастников творческого процесса.

Дабы подтвердить свои выводы, мы провела беседу с детьми, и получили следующие результаты: больше чем у половины детей отсутствует познавательный интерес к культурному наследию города, республики, страны ее символам. Отмечается низкий уровень знаний истории города, края. Наравне с этим мы провела анкетирование среди родителей (чтобы выяснить, прежде всего, их уровень знания), так как на патриотическое воспитание большое влияние имеет семья. И здесь оказалось, что действительно половина родителей затрудняются в знании символики государства и республики, и большая часть родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости.

Так мы и определила тему нашего проекта: «Я — Гражданин огромной страны». Целью, которого стало: Помочь детям понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ, республики Хакасии и нашего города, познакомить с традициями и праздниками.

Также поставили перед собой ряд задач:

  1.              Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к её прошлому.
  2.              Познакомить детей с изображением Государственного флага; формировать представление о значении Государственного флага РФ, уважительного отношения к флагу.
  3.              Познакомить детей с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветов и образов в нём.
  4.              Развивать речь детей, способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, развивать эстетический вкус.
  5.              На основе полученных знаний о государственной символики создать герб и символ своей группы.

Реализация любого проекта предполагает несколько этапов и включает в себя 3 блока. Содержание каждого блока направлено на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Первый блок — непосредственно образовательная деятельность. Проходит через интеграцию всех образовательных областей — познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно — эстетическое и физическое развитие. Познавательное развитие проходило в цикле таких занятий, как «Наша Родина — Россия», «Символика РФ. Государственный флаг России», «Москва — столица России», «Природный мир Хакассии», «Путешествие в Древнюю Русь и современную Россию». Речевое развитие проходило путем составления рассказов: «Любимый город», «Моя улица», «О Государственном флаге», описательные рассказы о гербе России. Ознакомление с художественной литературой проходило через чтение и обсуждение: «Страна, где мы живём» (Баруздин С.), «Малая Родина» (Ю.Яковлев), «Город-герой» (Е.Карасёва), заучивание, «Азбука народной мудрости», в которую входили пословицы и поговорки. Была привлечена и продуктивная деятельность, и художественное творчество, конструирование, аппликация, где дети дали свободу своей фантазии в придумывании и изготовлении флага РФ, как мы видим представлены разные виды флагов, символа группы, ее герба. Тесно сотрудничали с узкими специалистами. На музыке мы прослушивали такие замечательные и добрые песни как: «Пусть всегда будет солнце», «С чего начинается Родина?», гимн РФ, провели праздник, посвященный «Русскому валенку», с физ. инструктором устроили занятие в виде спартакиады «В здоровом теле — здоровый дух!», а также приняли участие в конкурсе чтецов «Мир вокруг нас».

Используя разные формы работы: беседы, обсуждение, просмотр презентаций и видеороликов, тем самым развивается познавательный интерес и расширяются представления детей о стране, ее традициях, символах и их значении, вовлекали детей в историю создания образов, что способствовало накоплению конкретных знаний. Для закрепления новых знаний проводились дидактические игры: «Найди лишний предмет?», «Сложи из палочек», «Загадки о родном городе», «Карта РФ», «Собери верно», «Найди свой среди чужих».

Второй блок — образовательная деятельность в режимных моментах. Цель этого блока — способствовать накоплению у детей конкретных представлений и знаний о символике и традициях нашего государства, через различные образовательные области и различные виды деятельности. Беседуя с детьми в утренние часы, на прогулке, рассказывая и показывая им что-то новое и интересное, старались не всегда давать им полную информацию, оставляя возможность самим найти ответы, на интересующие их вопросы. Ведь простые поисковые действия, капля фантазии помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности, развить познавательный интерес, а знания, которые по-настоящему интересны ему самому, запомнятся надолго!

Мы провели увлекательную экскурсию в городской музей, где услышали и узнали очень много, путешествовали по достопримечательностям нашего города.

Работая во втором блоке, мы также задействовала многие образовательные области: художественно — эстетическую (рисование, аппликация, конструирование, лепка, музыка.) Социально — коммуникативную (безопасность, труд). Речевое развитие (чтение художественной литературы).

Третий блок — взаимодействие с родителями. После проведенного анкетирования, среди родителей, целью которого, было ознакомление с семейным опытом патриотического воспитания и обработки результатов, мы предложили консультацию «Патриотическое воспитание — «за» и «против»», чтобы привлечь внимание родителей к данной проблеме. Важно отметить, что родители приняли активное участвовали в работе — подбирали необходимую информацию, защищали мини-проекты «Я — патриот» (фото), изготовили вместе с детьми мини-музей «Символика других стран», а также Полина Милкина, Полина Зазулина и Даша Елонова изготовили вместе с родителями свои семейные гербы и составили описательные рассказы. Девочки с гордостью рассказывали о своих шедеврах. Также родители оказали помощь в создании патриотического уголка и его оснащении, провели экскурсию к городской Администрации, сами мы не рискнули пойти: и далеко и движение транспорта большое, а поручили это родителям. Дети вместе с родителями ходили на парад 1 мая, 9 мая, и потом делились с нами своими впечатлениями и ощущениями. К чему я это сказала, а к тому, что о данной просьбе мы не просили, т.е родители прониклись к нашему совместному делу и начали проявлять собственную инициативу, было очень приятно! Таким образом, родители приняли непосредственное участие в работе проекта и оказали поддержку в развитии познавательных интересов своих детей.

Последний этап работы над любым проектом — защита. Он всегда самый зрелищный. На защиту мы пригласили гостей и родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Завершился наш проект в три этапа. Первым стала викторина, как для детей, так и для родителей. Занимательные вопросы, стихи, загадки, музыка — получился небольшой праздник, на котором мы подытожили те знания, которые получили.

Второй этап, как раз был приурочен к великому дню — 9 Мая. Специально для этой цели, был приглашен участник ВОВ, который поведал детям, родителям и нам самим интересные, эксклюзивные факты о нашей стране не со слов интернета, а со своего жизненного опыта. И как раз к такому мероприятию подходит выражение — ДУШЕВНО ПОСИДЕЛИ!

Третьим этапом в завершении нашего проекта стала патриотическая игра «Зарничка». Кто играл в эту игру, тот поймет!!! Насколько близок дух того времени, когда ты перевоплощаешься в главных героев, надеваешь пилотку, вешаешь сумку через плечо, в которой находится самое лучшее лакомство — сухарики. И вот эти эстафеты, эти ответственные поручения и в конце долгожданный привал! Объяснять сколько получено эмоций, и каких мы думаем бессмысленно!

Так закончился наш проект, в который мы вложили свою душу и частичку себя. И мы лишний раз убедились — идеальный проект тот, для исполнения, которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. И необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателя, детей и родителей, который сближает, раскрепощает, и помогает добиться высоких результатов.

Это не единственный проект, над которым мы работали. У нас реализованы проекты: «Со здоровьем дружить — веселее жить!», «Моя семья — моя радость», «Сто тысяч почему?», «Разноцветная палитра», и мы уверенны это не предел, нам есть куда расти и к чему стремиться!!!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle