Библиографическое описание:

Куттибекова Г. Т. Развитие творческих способностей средствами проблемного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 869-871.



 

Современный мир, когда большинство стран продолжает оставаться под воздействием мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году и грозящего новыми всплесками глобальной рецессии, остро нуждается в устойчивом экономическом и социальном развитии. В этих условиях о себе может заявить только то государство, у которого в числе основных приоритетов остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения, являющегося в настоящее время важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления. [5]

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Современной общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого ВУЗ должен помочь студентам найти свое место в жизни.

В свое время Л. С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему–то новому…». Воспитание творческой личности — задача всей системы образования [4].

Проблема комплексного развития личности ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Е. Н. Ильина, В. А. Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в современном образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги современности в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей. По данной проблеме в настоящее время имеется большое число публикаций. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как считают Н. А. Бердяев и В. И. Вернадский, творчество — одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации. В исследованиях В. И. Андреева, Л. Н. Дроздиковой, А. Ю. Козыревой, говорится, что только в творчестве и через него человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития.

В. В. Давыдов считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать» [1,101]. Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «...созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя» [1,103].

Понятие «творческого акта», приводящего к творению мира самим человеком, рассматривается Б. Д. Элькониным. Творчество — это «созидание особого рода — созидание самодовлеющей предметности, только если созданный предмет — не есть механическое повторение уже существующих предметов, только если он поражает нас своей оригинальностью и только если он есть то, что само о себе свидетельствует, само себя доказывает, само себя отрицает, — только тогда можно доподлинно говорить о творческом акте, приведшем к возникновению этого предмета» [3,205]. «Посредником между человеком и миром может стать только такое действие, которое построено по форме творческого акта» [2,135].

Традиционный учебный процесс в школах, техникумах и вузах направлен в основном на развитие памяти обучающихся при овладении знаниями и в меньшей степени — на развитие творческого мышления, в то время как в профессиональной деятельности творческое мышление является приоритетным. При этом традиционно сложившемуся педагогическому процессу присущ обычно нетворческий характер, определяющий предъявление учащимся знаний и фактов в готовом виде и организующий деятельность этих учащихся «по образцу». Такой подход формирует у последних репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность и безынициативность, в то время как будущему педагогу и ученому необходимо продуктивное творческое мышление. Все виды контроля, включая итоговый, направлены обычно на проверку запоминания определенного объема учебной информации, а не на поиск и оценку найденного оптимального решения нестандартной проблемы.

Совершенствование творческих способностей студентов происходит именно в той среде, которая более благоприятна для этих целей. По мнению Лосева А. Ф., социокультурная среда должна включать в себя три основных элемента:

субъекты социотворческого процесса (клуб, студия, группа, кружок);

сам процесс творческой деятельности на всех этапах;

объективные условия для осуществления творческого процесса.

Эффективность развития творческой деятельности у студентов во многом зависит именно от той деятельности, которой они занимаются в образовательном процессе — репродуктивная или творческая. Творческая сторона личности начинает проявляться тогда, когда учебная деятельность непосредственно направлена на овладение не только наук, но и на развитие личностных качеств. Потенциальные возможности каждого студента достаточно высоки, но что касается развития именно творческой деятельности учащихся, то она развивается благодаря рационально организованному учебному процессу. Сюда следует отнести логически содержательное построение материала, а также создание проблемных ситуаций, которые бы требовали исследовательский метод обучения. Следует отметить, что вне зависимости от того, какой метод обучения будет нами выбран, успех будет зависеть успешного протекания непосредственно творческого процесса в целом.

Творческая деятельность студентов, направленная на усвоение того или иного материала и порождение новых способов действия, зависит от следующих составляющих:

высокий уровень формирования мыслительных операций, а именно синтеза и анализа, классификации и сравнения;

высокий уровень активности, которая проявляется в выдвижении большого количества гипотез и решения не стандартных идей;

высокий уровень организации и целенаправленности мыслительного процесса, который проявляется в выделении существенного в явлениях и осознании собственных способов мышления.

Если говорить о методах и средствах проблемного обучения, то следует различать три основных уровня. Первый уровень — изложение учебного материала преподавателем, когда он формирует проблему и тут же предлагает пути ее решения. Задачей учащихся в этой ситуации является отслеживание хода рассуждений. Второй уровень следует связывать с тем, что преподавателем излагается проблема, формулируется задача, а процесс непосредственного ее решения проходит совместно с учащимися. Третий уровень предполагает совместное участие преподавателя и учащихся не только в формулировке проблемы, но и в поиске ее решения. Данная форма обучения является переходным вариантом к режиму самостоятельных научно-исследовательских и творческих работ. Она реально применяется при написании выпускных квалификационных и курсовых работ, рефератов.

Среди наиболее популярных методов проблемного обучения следует особо выделить метод «мозгового штурма». В данном методе творческая сущность и мотивационная компонента тесно и активно сочетаются вместе с самостоятельной постановкой проблем, а также поиском их решения. Учащиеся в процессе поиска цели ищут решения различных задач и проблем. Кроме того, процесс «мозгового штурма» позволяет объединить творческие способности нескольких участников, которые при правильной методической постановке подпитывают друг друга и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане. Роль преподавателя в этом процессе может сравниваться с ролью дирижера, участие которого в игре оркестра представляется незаметным для неспециалиста, но необходима на самом деле.

Проблемный семинар можно проводить в форме теоретической игры, когда небольшие группы, организованные заранее, доказывают друг другу преимущества своей точки зрения, своего метода. Решение серии проблемных задач может быть вынесено на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных условиях. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через НИРС, при выполнении которой студент проходит все этапы формирования профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом занятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения. Но в любом случае основная его цель — развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления.

В современных условиях творческие способности являются важным и неотъемлемым фактором жизни будущего взрослого человека. Формирование гармонично развитой личности — это одна из приоритетных задач современной системы образования в Узбекистане.

 

Литература:

 

  1.    Берцфаи Л. В. Истоки творческой личности в концепции В. В. Давыдов / Первые чтения памяти В. В. Давыдова (сборник выступлений). — Рига-Москва, 1999. — с. 101
  2.    Эльконин Б. Д. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 134
  3.    Лосев А. Ф. Диалектика творческого акта (краткий очерк) / М.: Контекст, 1982.
  4.    http://festival.1september.ru/articles/519136/
  5.    Итоговый документ — резолюция международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизация страны 16–17 февраля 2012 года, город Ташкент

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle