Библиографическое описание:

Джабер Х. М. Проблемы и особенности воспитания детей в межнациональных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 994-997.



 

Всегда существовали и будут возникать семьи, состоящие из супругов разных культур. Сейчас уже эти межкультурные контакты, а также межэтнические взаимоотношения становятся обычной в социальных практиках, число таких этнически смешанных браков растет.

Межнациональные семьи стали объектом с повышенным интересом со стороны социальных наук, так как их исследование касается двух аспектов, которые имеют огромное значение в современном мире. Самое важное, на текущем этапе социального развития, в котором находятся большинство стран в настоящее время, растет актуальность исследования семьи, которая всегда была основана иметь важное место в жизни общества, его стабильности, решение проблем культурной политики. В основе своей межнациональная семья стала таким четким индикатором уровня наличия благополучия в обществе в некоторых совершенно различных сферах: это утверждение устоев нравственности, социализации детей, и развитие культуры и экономики, и т. д.

Также, первоочередной вопрос во всех странах является этнопсихологический и кросс-культурный аспект в обществе. Сейчас существуют такие условия, во всем мире происходит движение к глобализации и развитие кросс-культурных связей, и одновременно с этим, важная проблема с межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов стоит остро к вопросу взаимоотношения среди народов мира исследуют много наук, в их числе, также, психология и культурология.

Исследуя взаимоотношения супругов и их детей в этнопсихологическом аспекте, следует рассмотреть и основные проблемы общества в целом и выявить существующие социальные тенденции, так как именно в семье реализуются в явной мере все социальные и этнические ценности, установки, и формируются привычки, и конечно первоначально закладывается мировосприятие ребенка, формируются его отношение к обществу и социально-психологические качества и личностное и этническое самоопределение.

Количество межнациональных браков растет, и в семьях этих рождаются и воспитываются дети. Как живут дети, в межнациональных семьях, что также означает различие культур? Какой язык используют в общении эти дети, какой религии отдают предпочтение? Как решается в такой семье, в каких традициях воспитывать ребенка? Эти и другие вопросы создают проблемные ситуации не только внутри семьи, но и в обществе.

Принадлежность супругов в межнациональных браках к определенной этнической культуре прямо влияет на особенности воспитания ребенка в таких семьях.

Итак, отношения в таких семьях большей частью зависимы от традиций общения, существующего экономического и социального состояния общества, наличия связи семьи, которая зависит от общества, участия членов семьи в домашнем хозяйстве, в общественных отношениях, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто лидирует, от личных качеств, в характере ленов семьи. Именно эти аспекты имеют прямую или косвенную связь с культурой, обычаями этноса каждого супруга в такой семье. Разные национальности в течении многих веков существовали рядом, в современной мире народы соседствующие имеют много общего в образе жизни и истории. Однако, при многочисленных исследованиях и др., разные нации и этносы обладают значительно различную специфику, которая проявляется, ярче всего при бытовом уровне. Эта специфика не может не сказаться на семейных взаимоотношениях с ребенком.

Влияние на воспитание ребенка в межнациональных браках, его дальнейшем месте в обществе, и возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребёнок актуальны в современном обществе. Важной из существующих таких проблем является и национальная самоидентификация детей. В межнациональных браках детям очень трудно гармонично и одинаково равномерно принять мир культуры и традиции именно обоих родителей. Чаще всего основные трудности возникают с языка, который ребенок будет использовать в общении внутри семьи и в обществе.

В ситуации, когда супруги имеют разную национальность, часто возникают проблемы, пи формировании семьи и рождении ребенка возникает много трудных вопросов, их нужно решать, не ущемляя национальное достоинство любого из супругов. Это самое тяжелое и опасное время в семье, со стороны восприятия стабильности брака, тут и мелкие ссоры, и недомолвки, а уж если они имеют аспект этнической специфики, вполне станут камнем преткновения и могут даже оттолкнуть друг от друга любящих супругов. Однако, имеется важный аспект, который обеспечит вполне стабильность самих семейных отношений, ‒ это наличие любви, она вполне может и вправе прощает обиду, уничтожая препятствия на своем пути.

На другом уровне развития супружеских отношений, который начинается при рождении ребенка, начинаются серьезные изменения при взаимоотношении супругов, которая связана с возможными изменениями в ролевых структурах, наличием родительских хлопот, крупными перераспределениями материальных ресурсов и свободного времени. При этом уровне отношений не имеется еще единства в интересах, не сложились окончательные отношения и взаимопонимание среди супругов, также серьезные проблемы еще присутствуют. Вместе с тем в этот период имеется хорошая основа, которая помогает преодолевать всяческие, в том числе даже этнические, национальные специфики, размолвки, формируются предпосылки для общих, интернациональных отношений супругов к самим себе и остальным людям, создается правильная оценка этнических «недостатков» и некоторых недоразумений, в ситуации, когда они есть.

Здесь важный аспект, состоит в том, что супруги уже вынуждены основательно задуматься над интернациональными возможностями воспитания в семье ребенка, которые связаны не сколько с рождением малыша, сколько с развитием его личности и самосознания, а также с перспективой его в ближайшем будущем культурной адаптации в обществе полиэтнического мира.

Важное значение тут будет иметь и иное распределение обязанностей по домашним хлопотам среди супругов различных национальностей.

Основное значение имеет тот факт, чье языковое поведение в межнациональной семье главенствует, мамы либо папы. Используя язык родителей, ребенок подражает самому человеку, именно тому, кто чаще с ним проводит время — это мама, ее речь более эмоциональна, и больше понятна для восприятия ребенка, она имеет ориентированность на разговор, и в меньшей степени директивна. Такой гибкий тип в коммуникации дает возможность развить эмпатию (такое постижение эмоционального состояния собеседника, и сопереживать ему), а также идентификацию (уметь ставить себя в ситуацию другого собеседника).

Для межнациональной семьи функции для социализации ребенка считается самой важной, так как в таких семьях наличие такого элемента как выбор: и языка, и культуры, даже национальности и т. д. На первом этапе такой выбор предстоит сделать самим родителями и, как чаще всего происходит, ребенок, которого воспитали на основании данного выбора, в последствии не изменит его, чаще всего. Вследствие чего, сама функция социализации на основе трансляции и воспроизводства культуры зависима от типов внутрисемейных отношений в таких семьях. А по типам внутрисемейных отношений межнациональные семьи бывают демократическими или авторитарными.

В демократических типах семей уровнем внутрисемейных отношений семейный уклад основан на выборочном усвоении обычаев и традиций, а также и норм семейной жизни наций обоих родителей. Общение внутри семьи здесь происходит с помощью двух языков и ребенок, как правило, в основном очень легко осваивает их. Этот тип семейных правоотношений имеет место в основном в городах. Вместе с тем, имеющиеся особенности семейных укладов жизни межнациональных семей, кроме места жительства, зависимы также от иных факторов, это и уровень образования супругов, выбранная ими профессиональная направленность и т. п.

Самое главное, что должны осознать взрослые для себя — это обучение использовать в разговоре детям два языка, то есть обеспечить своего ребенка возможностью использовать два языка, что является не простым делом. Так как язык — сам по себе не является простым набором звуков, нужно не просто изучать язык как таковой обоих родителей, необходимо передать информацию о своей Родине.

В межнациональных семьях, супруг сильнее привязан к ребенку, чем в случае однонационального брака, потому что в таких союзах каждый из супругов, нацелен ознакомить ребенка со своей культурой, в этом отношении показать свои традиции.

Важно в межнациональной семье супругам определить, основной язык общения в такой семье, не нужно разбирать постоянно между собой, устраивать скандальные переговоры по этому поводу, это может нанести вред ребенку, и поспособствовать тому, метанию предпочтений, а это в свою очередь, не правильно, и не способствует хорошему психологическому самочувствию маленького человека ‒в межнациональной семье.

Следует особенно определять национальные особенности таких семей каждого из супругов, так как отнесение себя к определенной национальной культуре очень часто может не совпадать с «документальной национальностью». Семья, которая уже статистически может считаться межнациональной, в реальности по факту является однонациональной по своим культурным признакам содержания и национальных спецификах.

Сейчас растет интерес к анализу межнациональных семей, к существующим особенностям осуществления воспитания и развития ребенка в этих семьях, по сути, результатом стало появление маргинальных личностей в современном обществе.

Только в семье взрослеющий человек с малых лет приобретает традиции и привычки, становится носителем этих традиций, определяет в семье также и социальные и нравственные ценности различных наций, к числу которых он себя относит.

Статистика количества существующих межнациональных браков в настоящее время в России не собирается, мы не имеем этих цифр. Однако большая часть исследователей пришли к общему мнению, что молодые люди, которые были воспитаны в иных, различных культурах, обладают большими шансами иметь некоторые затруднения либо расхождения в понимании концепции воспитания своих детей.

Итак, что же является более важным при формировании культуры и характера ребенка– место проживания либо национальность супругов?

Наше мнение, что само место проживания более влияет на культуру детей — как они ходят в школу, как они используют для просмотра телевизор и интернет, эта окружающая культура явно сильнее влияет на становление ребенка.

В межнациональной семье детям очень трудно гармонично и одинаковой мере полно познакомиться с миром культуры, существованием традиций мамы и папы.

В ситуации, когда межнациональная семья окажется на грани развода, в этом случае и возникнут настоящие проблемные вопросы. Чаще всего, супруг или супруга, которые приехали из другого государства оказываются менее защищённо перед законом, и правовые нормы ставят его/ее в тесные рамки закона. В случае рассмотрения дела о разводе и решения вопроса проживания общих детей, в основном не учитывают желание самого ребенка или родителей, в таких случаях учитываются интересы государства. При этом, в ситуации, когда родители борются за ребенка, начинается обоюдное обвинение супругами в ненадлежащих исполнениях обязанностей родителя, а также бывают обвинения в жестоком обращении с ребенком, очень часто, при наличии отца и матери, ребенок отправляется в приют или же усыновляется чужими людьми.

Как мы уже упоминали, особых статистических норм учетов заключения межнациональных браков и разводов нет. Но, каждый документ, который учитывает вместе с остальными сведениями и национальную принадлежность будущих супругов, уже является поводом для анализа этих браков: тут включены и информация, полученная из переписи населения, из «паспортного стола», а также органов загса, и похозяйственного подсчета населения.

Межнациональные семьи чаще образуются в современной ситуации теми людьми, которые имеют родителей различных национальностей.

Увеличение количества межнациональных браков при анализе будущего любой страны и народа мира — это прогресс естественный и нерегулируемый. Человечество должно осознавать единство своего будущего, прекращать самоуничтожение, и стремиться к этому нельзя без прекращения межнациональной вражды.

Так что же делать ребенку, который был рожден в межнациональном браке? Так как любому индивиду характерно принимать что-то одно, одну культуру, а в этом случае он воспринимает совершенно различных два мира традиций с особенностями и традициями. Думается, этот вопрос будет урегулирован, много позже, в ситуации когда ребенок вырастет и вступит в брак, и уже примет религию будущего супруга.

Стоит отметить, что при формировании межнациональной толерантности, восприятия традиций обоих родителей ребенка необходимо участвовать всем: родителям, воспитателям и учителям, которые наделены обязанностью управлять в данном вопросе воспитанием с самого начала воспитания детей.

Эти вопросы актуальны для всех смешанных браков, где религиозный и культурный аспекты воспитания играют главенствующую роль.

К сожалению, мир межнациональных и межрегиональных браков неидеален. Существует большое количество примеров, когда влияние старших поколений, окружения становится сильнее чувств и желаний. Но в современном мире эти примеры встречаются все реже. Это неудивительно, ведь мы живем в по-настоящему межнациональном мире.

 

Литература:

 

  1.              Анашкина Г. П. Шабалина Л. П. Кто на ком женится // Симбирский курьер. — 1994.
  2.              Воробьева И. В. Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполной семье [Текст] / И. В. Воробьева // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒№ 10. ‒ С. 1119–1121.
  3.              Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гасанова З. З. Воспитание детей в семье в духе патриотизма и дружбы народов. ‒ М.: СМУР «Academa», ‒2008. — 144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle