Библиографическое описание:

Давыдова С. Е., Хабарова Т. Ю. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 259-261.



 

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию беспокойства и тревоги. Тревога в мире человеческих переживаний явление распространенное, имеющее много разных эмоциональных оттенков. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога, обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью, идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающего характера и значимости.

Ключевые слова: подросток, психологические особенности, тревога, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, Я — концепция, психопрофилактика, коррекция, тренинг.

 

Актуальность. Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. [14,с.123] Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Статуса личностного образования тревожность достигает лишь в подростковом возрасте, опосредуясь самооценкой и представлением подростка о себе. [9, с. 76; 11, с. 150] Субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватная. Она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам фактор принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, сложности в общении с преподавателями и родителями, могут вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. [3, с. 150; 12, с. 125] Ведь если вовремя не обратить внимание на подростка с тревожностью как устойчивой личностной чертой, то можно упустить момент начала формирования его личности по невротическому пути. [14,166] В связи с этим проблема тревожности остается актуальной для современной психологии.

Целью исследования являлось влияние психологических особенностей подростков на формирование тревожности.

Исследование проводилось в г.Воронеже ноябрь-декабрь 2015г.: в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Воронежской области «ВАТ имени В. П. Чкалова».

Обследовано — 150 подростков: 130 мальчиков и 20 девочек. Возрастная категория: 15–16 лет. В ходе психологического исследования осуществлялось наблюдение за подростками, как в учебной, так и вне учебной деятельности; проводились беседы с обучающимися и преподавателями.

Кроме того, использовались диагностические методики:

                   многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (форма С);

                   тест на оценку ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру;

                   методика «Диагностика уровня субъективно ощущения одиночества», Д. Рассела и М. Фергюсона.

Первым этапом исследования являлось установление контакта с группами и наблюдение за обучающимися в процессе учебной и внеучебной деятельности. В ходе наблюдения было отмечено: в основном обучающиеся чувствуют себя комфортно, не испытывают затруднений в общении с однокурсниками и преподавателями, имеют хорошие показатели по успеваемости, активно участвуют во внеучебных мероприятиях. На общем фоне были выделены подростки, которые держались обособленно, не проявляли инициативу во время занятий, во время ответов на занятиях испытывали эмоциональное напряжение, отличались расторможенностью и низкой включаемостью в работу. Уровень успеваемости в выделенной группе был средним.

Так, например, Владислав П. (15 лет) долго включается в работу в процессе занятий, отвлекается, делает много ошибок, задумчив, стремится к уединению.

Ксения З. (16 лет) — переменчива в настроении (обидчивость, плаксивость), жалобы на плохое самочувствие (головные боли) и усталость, невнимательность, рассеянность, на уроке несколько раз переспрашивает задание, при ответах испытывает сильное волнение (запинается, краснеет). На перемене остается сидеть в аудитории одна.

Антон Е. (16 лет) — эмоционально неуравновешен, на уроке отказывается отвечать, не давая по этому поводу ни каких объяснений, в группе общается мало.

Второй этап исследования — проведение диагностики в группах по методике Р. Кеттелла. [6, с. 14] Тест предназначен для измерения 16 факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах. Результаты диагностики показали, что в целом у обучающихся адекватная самооценка, хорошие коммуникативные способности, стремление к лидерской позиции, гармоничное развитие интеллекта, эмоциональная стабильность. Но была выделена контрольная группа из 15 подростков: 10 мальчиков и 5 девочек. У данных подростков были выявлены показатели, связанные с психологическими проявлениями тревожности: фактор (-А) — замкнутость, фактор (-В) — слабая выраженность мышления, фактор (-С) — эмоциональная нестабильность, фактор (-Е) — подчиненность, ведомость, фактор (-Н) робость, фактор (+0) -собственно тревожность, фактор (-Q3) — ослабленный волевой самоконтроль, фактор (+Q4) — выраженное эмоциональное напряжение. Также фактор (-MD) свидетельствует о заниженной самооценке. Низкие показатели по фактору В, так называемая слабая выраженность абстрактного мышления связана, как правило, с выраженной эмоциональной напряженностью, фрустрированностью.

Анализируя диагностические тенденции по методике «Диагностика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона, [13, с. 128] необходимо отметить, что 50 % подростков контрольной группы высокие показатели субъективного ощущения чувства одиночества от40 до 50баллов.

При обследовании контрольной группы по тесту Спилберга, [13, с. 254] итоговый показатель ситуативной тревожности у 8 подростков от 38до50 баллов, суммарный результат по шкале личностной тревожности от 44 до55 баллов, что является средними показателями по уровню тревожности; у 7 подростков определился высокий уровень ситуативной тревожности от 51 до70 баллов и повышенный уровень личностной тревожности от 56 до 65 баллов.

На основании проведенного исследования была выделена контрольная группа (15 человек), показатели в данной группе, отразили особенности проявления тревожности характерной для подросткового возраста. Использование теста Спилберга позволило определить наиболее характерное проявление тревожности испытуемых, т. е. уровень ситуативной и личностной тревожности. Полученные результаты подтвердили, что у семи из них высокий уровень ситуативной тревожности и личностной тревожности, требующие психологической коррекции.

Работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения, должна носить личностно — ориентированный характер. [15, с. 99] Но важно помнить о том, что преодолеть тревожность возможно лишь при тесном сотрудничестве психолога, педагога, родителей и самого подростка.

В каких бы формах не проявлялась тревожность, необходимо работать с комплексным представлением тревожного подростка о себе. Значительное внимание стоит уделять развитию и укреплению Я — концепция подростка, [3, с. 148]его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.

Одним из видов коррекционной работы по снижению тревожности у подростков является тренинг. [1, с. 15,24,36;8с.9] Особенностями тренинговой программы в работе с подростками являются:

  1.              Наличие группы как модели социума (множества «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «другого» может становится личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом).
  2.              Наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам.
  3.              Особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания, концентрированность процесса, взаимодействие и законченность его во времени.

Эти условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и прорабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».

В процессе занятий преподавателям необходимо обращать внимание на тревожных подростков, учитывая «слабые места» таких обучающихся, давая возможность преодолевать тревогу конструктивным путем, поддерживая инициативу и успех. [4,с.5]

Столь же актуальна и психологическая работа с родителями подростка. [2, с. 15; 5, с. 20]Главными целями работы по «воспитанию родителей» является оказание помощи им в углублении знаний о психологических закономерностях и индивидуальных особенностях своего ребенка, в преодолении чувства собственной родительской неуверенности, в осознании присущего их семье стиля семейных взаимоотношений.

Выводы:

  1.              Оценивая полученные данные в процессе исследования, можно сделать вывод о том, что важно обращать внимание на тревожного подростка, диагностировать уровень и проявление его тревожности, дабы не допустить формирование тревожности как личностной черты, которая рассматривается как симптом неблагополучия и показатель предневротического состояния личности.
  2.              Для снижения уровня тревожности у подростков выявленной контрольной группы необходима комплексная психологическая коррекция, включающая все стороны их жизни.

 

Литература:

 

  1.              Евтюхов О. В. Практика психологического тренинга — СПб.: Речь,2005 -256с
  2.              Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?» — М.: Сфера,2005
  3.              Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. — 464 с.
  4.              Кривцова С. В., Патяева Е. Ю. «Семья. Искусство общения с ребёнком. Беседы психолога» М.:2008.
  5.              Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.–СПб.:Речь,2005.-112с.-Практикум по психодиагностике.
  6.              Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.993–996
  7.              Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
  8.              Максимова Н. Ю., Милютина Е. М. Курс лекций по детской патопсихологии — Ростов — на — Дону,2002.
  9.              Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения — СПб.: Речь,2008.-192с
  10.         Малкина-Пых И. Г. «Возрастные кризисы» М., 2005.
  11.         Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие.–СПб.:Речь,2005.-445с.
  12.         Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  13.         Психология подростка: учебник/под ред. Реана А. А.- СПб.,2007.-480с.
  14.         Райгородский В. А. Практическая психодиагностика.- Спб.: Речь, 2005.- 384 стр.
  15.         Тревога и тревожность/ Сост. и общая редакция В. М. Астапова. –СПб.:Питер,2005.-256с.-(серия «Хрестоматия по психологии»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle