Библиографическое описание:

Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 279-283.



 

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

 

Актуальность: В настоящее время как отечественными, так и зарубежными исследователями отмечается неуклонный рост числа детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим проведенное в 2015 г. эмпирическое исследование специфики функционирования семей, имеющих детей с РАС является, безусловно, актуальным и социально значимым.

Расстройства аутистического спектра, психологические аспекты которых будут рассматриваться в рамках настоящего исследования, это первазивные нарушения развития, которые характеризуются трудностями в социальном взаимодействии и коммуникациях, ограниченным и часто специфичным спектром интересов и занятий, стереотипиями в поведении. К их числу относят атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и некоторые другие расстройства, относящиеся к рубрике F 84 по МКБ-10.

В настоящее время отмечается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра.

В России точная статистика по детям с расстройствами аутистического спектра не велась, однако, в последние годы общая картина обнаруживает тенденцию к изменению в худшую сторону. В Воронеже насчитывается около 500 детей с РАС.

Эффективность помощи людям с аутизмом и РАС в нашей стране остается невысокой еще и в связи с ограниченной географией распространения специализированных лабораторий и практических психологических центров, они, как правило, сконцентрированы в крупных городах. Не менее насущной проблемой является отсутствие целенаправленной подготовки специалистов именно для работы с людьми с аутизмом и РАС на факультетах психологии, педагоги и специального образования в ВУЗах.

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в специально организованном сопровождении, включающем медицинскую, социальную, психолого-педагогическую и юридическую составляющие. Сопровождение требуется не только ребенку с аутизмом и РАС, но и всей семье, в которой он воспитывается.

Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Здесь главная роль и отводится родителям, которые воспитывают такого особого ребенка. Однако трудно описать, с какими проблемами ежедневно, ежечасно сталкиваются родители, беря на себя ответственность, воспитывать такого необычного, нестандартного ребенка. Что они преодолевают, как переживают непонимание, откровенное непринятие и даже отвержение со стороны общества?

Степень изученности психологических аспектов функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, остается недостаточной. Работы, посвященные проблемам психологического климата в семье, особенностям детско-родительских отношений, мотивам воспитания такого ребенка и специфике взаимодействия с ним родителей, появляются лишь в специализированных и научно-практических изданиях.

Так, например, О. С. Никольская и соавторы приводят достаточно подробную характеристику семей, воспитывающих детей с аутизмом и аутистическими расстройствами, сообщая о большей ранимости родителей аутистов, по сравнению с родителями, детей, имеющих иные диагнозы Л. М. Феррои и Т. Д. Панюшина сообщают об ощущениях безысходности и родительской несостоятельности, которые усугубляются недостаточной информированностью взрослых о проблеме аутизма и неготовностью общества принять ребенка-аутиста.

Все вышеперечисленные личные психологические особенности родителей, воспитывающих детей с РАС, накладывают определенный отпечаток на детско-родительские отношения, формируя их дисгармоничность.

Предмет исследования детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

Гипотеза исследования детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

Цель изучить особенности эмоциональной сферы родителей детей, имеющие расстройства аутистического спектра.

В исследовании ставятся следующие задачи:

  1.              Изучить детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, и сопоставить их с детско-родительскими отношениями в семьях, воспитывающих детей без отклонений в развитии, с помощью Опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина в интерпретации Е. И. Рогова.
  2.              Осуществить сравнительный анализ психоэмоционального состояния родителей детей с РАС и родителей детей с нормативным развитием, с помощью Шкалы депрессии В. Зунга в адаптации Т. И. Балашовой.
  3.              Провести сравнительный анализ мотивации воспитания у родителей детей с РАС и у родителей детей, не имеющих отклонений, с помощью опросника Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН) Реана А. А.
  4.              Сформулировать практические рекомендации по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС.

Респонденты были опрошены (продиагностированы) по всем психодиагностическим методикам, задействованным в исследовании.

Психодиагностическое обследование тестируемых производилось очным индивидуальным методом, в Воронежском областном клиническом психоневрологическом диспансере детском отделении и МБОУ СОШ № 80 исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде объяснялись цель и задачи настоящего исследования.

Методы и методики в дипломе

Для решения поставленных в исследовании задач, применялись следующие методы исследования:

  1.              Библиографический метод. Анализ научной психологической литературы по проблематике исследования.
  2.              Психодиагностический метод:

Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) в интерпретации Рогова

Опросник Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН) Реана А. А.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга, адаптированная Т. И. Балашовой.

  1.              Описательный метод.
  2.              Метод сравнительного системного анализа.
  3.              Интерпретационный метод.

В исследовании принимали участие 40 человек в возрасте от 22 до 50 лет.

В группу 1 вошли 20 родителей детей, имеющих расстройства аутистического спектра

Вторая группа (норма) состояла из 27 человек. Во вторую группу вошли родители психически здоровых учеников учащихся средней общеобразовательной школы.

Анализ результатов исследования

Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, убедительно доказывают их специфичность и своеобразие, а также выявляют явные различия с детско-родительскими отношениями в семьях, воспитывающих обычных детей, по большинству исследуемых параметров.

В первой группе (родители детей с аномальным развитием) более половины родителей (58 %) не прошли все стадии принятия ребенка и испытывают отвержение к нему. Это положительно коррелирует с неверием в силы и возможности своего ребенка, приводящей к его инфантилизации (65 %). Противоположная картина наблюдается в группе родителей, имеющих детей без отклонений в развитии (вторая группа). Лишь незначительная часть родителей (7 %) отвергает ребенка и небольшая группа (28 %) считает, что их дети маленькие неудачники, корреляционная связь не выявлена.

Эмпирически подтверждается снижение симбиотической связи в детско-родительских отношениях в первой группе. Лишь незначительная часть (15 %) родителей имеют симбиотическую связь с ребенком с РАС, тогда как во второй группе таких родителей более половины (52 %). Выявлена прямая взаимосвязь между симбиозом и кооперацией, в первой группе, чем более развита симбиотическая связь между родителем и ребенком, тем сильнее кооперация.

Так же в ходе исследования и статистической обработки данных установлена положительная корреляция между отношением к неудачам и контролем в детско-родительских отношениях, в первой группе. Чем больше родители фиксируются на неудачах ребенка, тем больше осуществляют контроль, предоставляя меньше самостоятельности и ответственности ребенку, что в свою очередь ведет к его инфантилизации.

Неожиданными оказались результаты по шкале кооперация, в ходе статистической обработки значимых различий между первой и второй группой не выявлено. Можно говорить о том, что примерно одинаковое количество родителей скооперированы со своими детьми, заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помогать ребенку.

В ходе исследования была установлена положительная корреляция во второй группе между отношением к неудачам, кооперацией и симбиозом, при высокой фиксации на неудачах ребенка, больше симбиотичность и кооперация.

Исследуя дополнительные параметры, такие как мотивация родителей в воспитании на успех или избегание неудач, а также уровни депрессии, статистически доказано, что в первой группе мотивация успеха отрицательно коррелирует с отношением к неудачам и уровнем депрессивности. Таким образом, мотивация родителей на успех снижает уровень депрессии и повышает уверенность родителей в возможности ребенка. И наоборот высокий уровень депрессии снижает мотивацию и уверенность в успешности детей.

Данные полученные эмпирическим путем согласуются с теоретическими представлениями о специфике ДРО в семьях, имеющих ребенка с аутизмом. Так в первую очередь можно говорить о более низкой симбиотической связи матери, имеющей ребенка с аутизмом, по сравнению с матерями, имеющими обычных детей, о которой упоминается в литературных источниках, описанных в теоретической главе.

Подтверждаются теоретические данные о большей склонности к депрессиям родителей, воспитывающих ребенка с РАС.

В семьях, воспитывающих детей с РАС, больше выраженно эмоциональное отвержение ребенка, находящееся в прямой корреляционной зависимости с его инфантилизацией, по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

Таким образом, психологическое сопровождение семьи должно осуществляться в трех направлениях:

  1.              индивидуальная терапия родителей
  2.              коррекция детско-родительских отношений, обучение способам чувствовать и понимать друг друга, принятие особого ребенка
  3.              групповая работа с родителями
  1. Индивидуальна психотерапия родителей должна подбираться с учетом их психологических особенностей и характера трудностей во взаимоотношениях с ребенком. Целью и результатом такой работы должно стать снижение чувства тревоги за будущее ребенка, снижение уровня депрессии, повышение мотивации на успех в воспитании особого ребенка. В процессе этой работы необходимо помочь родителю найти внутренние и внешние ресурсы для долгой и трудной мисси воспитание особого ребенка.
  2. Коррекция детско-родительских отношений своей целью должна иметь преодоление отчуждения между родителем и ребенком, развитие чувства единства со своим ребенком, умения смотреть на ребенка другими глазами, позволяющими видеть в нем новые положительные качества, развитие самостоятельности и ответственности ребенка. Для достижения этих целей целесообразно использовать следующие методы работы:

                   Телесно-ориентированные

                   Арт-терапевтические

                   Метод совместных действий, совместная игра основана на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится его анализ и др.

  1.              Групповая работа в формате родительского клуба представляется наиболее безопасным методом с психологической точки зрения, на таких встречах, у родителей есть возможность увидеть, что они не одиноки в своих проблемах, почувствовать поддержку и соучастие. Имеется возможность обмениваться опытом преодоления трудных ситуаций, получить ответы на свои вопросы не только у профессионала, но и у таких же родителей, как и они сами. На первом этапе психолог, ведущий группу, берет на себя приоритетную роль, повышает психологическую грамотность родителей, учит высказывать свои чувства и мысли, обсуждать их. По мере сплачивания группы, по мере развития чувства безопасности в группе, роль ведущих передается самим родителям, они могут подготавливать темы и вопросы к последующим встречам. И как уже говорилось выше, главной целью такой работы должно стать желание родителей не изолироваться, а создавать сообщества, способные подготовить общество ко встрече с таким загадочным явлением как аутизм, и показать, что люди страдающие этим недугом вполне способны стать полноценными членами общества, которое не будет их отвергать.

Выводы

  1.              Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, имеют специфические особенности и характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей. Дисгармонизация детско-родительских отношений в семьях, детей с РАС возникает, в первую очередь, вследствие того, что диагноз ребенку ставиться примерно в 3–5 лет, еще позднее диагностируются расстройства аутистического спектра, проявления которых становятся заметны, лишь дошкольном или младшем школьном возрасте. К моменту постановки диагноза, в семье уже сложились определенные взаимоотношения между супругами и выработались определенные стили детско-родительских отношений. У родителей уже сформировались жизненные установки и планы на будущее. И все это рушиться в один миг, что бы принять факт нездоровья ребенка, порой уходят годы, за это время ребенок взрослеет, но правильные гармоничные взаимоотношения не встраиваются и приобретают искаженный характер, формируется патологическая личность.
  2.              Эмпирическим путем было доказано, что родители детей-аутистов испытывают большее нервно-психическое истощение, тревогу, неуверенность в будущем. В вопросах воспитания больше мотивированы на избегание неудач, чем на успех, поэтому пытаются оградить своего ребенка от трудностей, считая его маленьким неудачником. По отношению к своему ребенку многие испытывают раздражение, гнев, неудовлетворенность, потому что поведение и особенности ребенка не соответствуют их ожиданиям, в связи с этим искажаются семейные взаимоотношения.
  3.              Еще одной отличительной особенностью семьи, имеющей ребенка с аутизмом, относится к матери. В период после рождения между ней и ребенком не устанавливается симбиотическая связь. Ребенок не проявляет к ней интереса, не отличает ее от других взрослых, не улыбается ей, избегает тактильных контактов, может давать негативные реакции на прикосновения: плач, агрессию. Мать не понимает в чем дело, у неё развивается чувство вины, ощущение собственной неполноценности, может развиться депрессия и другие психосоматические расстройства. Мать не в состоянии выстраивать гармоничные детско-родительские отношения.
  4.              Семья, воспитывающая ребенка с расстройствами аутистического спектра, стремится к социальной изолированности. Родители осознанно или неосознанно сужают круг родственником, вплоть до полной изоляции, объясняется это особенностями поведения ребенка, и с недостаточной информированностью общества о данном нарушении развития. Родители пытаются оградить себя и ребенка от подобных проявлений, создавая как физические, так и психологические защиты. Изоляция семьи, не способствует развитию у ребенка аутиста коммуникативных и социальных навыков, делая тем самым его неприспособленным к жизни и зависимым от родителей.
  5.              Семьи, воспитывающие ребенка с аутистическими расстройствами, так же как и другие семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются психологической поддержке. Но в большей степени, они нуждаются в психологическом сопровождении всех аспектов жизни, включая бытовые, на протяжении всей жизни человека с РАС.

 

Литература:

 

  1.              Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. РЕЧЬ, Санкт-Петербург, 2001
  2.              Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития //Вестник СПБГУ/ Выпуск 1/ Сер. 12. 2011
  3.              Гилберг К., Питерс Т. Медицинская диагностика аутизма и заболеваний аутистического спектра. Классический аутизм или синдром Каннера // http://zvetka.ru
  4.              Гилберг К., Питерс К. Аутизм: медицинские и психологические аспекты//http://zvetka.ru
  5.              Граматкина И. Р. Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство //Справочно — информационные материалы/ Городской ресурсный центр ИПИО МГППУ http://inclusive-edu.ru/
  6.              Дольто Франсуаза. На стороне ребенка, СПб. ПетербургXXI век, 1997.
  7.              Заломаева Н. Б.. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам/ http://rumagic.com/
  8.              Захаров А. И.. Происхождение детских неврозов и психотерапия ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
  9.              Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом //Общественные науки № 2 (6), 2006 г
  10.         Карвасарская И. Б. Осознанный аутизм или мне не хватает свободы. Генезис, 2010 г.www.biblion.ru
  11.         Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. Теревинф, 2003 г.
  12.         Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье//Аутизм и нарушения развития № 2 (37) 2012
  13.         Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011
  14.         Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 4 (31) 2010
  15.         Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2003. № 1. http://zvetka.ru
  16.         Хабарова Т. Ю., Куташов В. А. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья.2015.№ 59.С. 60–66.
  17.         Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.
  18.         Хабарова Т.Ю. Анализ современной системной коррекции депрессивных расстройств в психосоматической медицине [Текст]/Т.Ю.Хабарова//Молодой ученый.—2015.—№ 6.—С.305–308

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle