Библиографическое описание:

Уварова И. А. О состоянии организованной наркопреступности в России и перспективах работы правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 707-710.



 

В статье проводится анализ состояния наркопреступности в целом, и в частности ее организационной составляющей. Рассматриваются основные уровни организованной наркопреступности и условия налаживания международного сотрудничества.

Ключевые слова: наркомания, наркопреступность, наркотические средства, международное сотрудничество, организованное преступное сообщество.

 

Проблема наркомании и наркопреступности в России в настоящее время является острой и жизненно важной. Наркотики убивают десятки тысяч человек. Доходы от их нелегального оборота стали финансовой основой для разного рода криминальных действий, в том числе для организованных преступных сообществ и международных террористов. За последние десятилетия преступность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, превратилась в реальную угрозу для большинства стран мирового сообщества независимо от их места положения, политического устройства или уровня развития. Особая опасность этого вида преступности состоит в том, что она наносит ущерб здоровью населения, ведет не только к нравственной, но и к быстрой физической деградации населения, особенно трудоспособного молодого возраста, к невосполнимым человеческим потерям. По данным Управления по наркотикам и преступности Организации Объединённых Наций, процент российского населения, вовлечённого в злоупотребление опиатами, в 5–8 раз превышает соответствующие показатели в странах Европы, а в отдельных странах — в 20 раз [1, с. 137; 2, с. 134].

Немало краж, грабежей, убийств и других преступлений совершается в состоянии наркотического опьянения, а также с целью получения средств на приобретение очередной дозы.

По результатам мониторинга, проведенного Государственным антинаркотическим комитетом, наркоситуация в России оценивается как тяжелая, однако в результате деятельности федеральных органов исполнительной власти при координирующей роли Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России) наметились тенденции по снижению негативного влияния наркоэкспансии на социально-демографическую обстановку в стране. Например, число лиц, потребляющих наркотики, за 2014 г. составило порядка 7,3 млн. человек, что существенно ниже чем за предыдущие годы (8–8,5 млн. наркопотребителей).

Предлагаем рассмотреть статистику с официального сайта ФСКН России о фактах изъятия наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 1 июля 2015 года (табл. 1):

 

Таблица 1

Наименование вещества

Количество фактов

Количество вещества (кг)

% от общего количества вещества

Количество разовых доз

% от общего количества доз

Наркотические средства опийной группы

1 201

860,150

11,1

79 669 790

65,35

героин

1 175

796,594

10,3

79 659 415

65,34

опий

0

0,000

0,0

0

0,00

Наркотические средства каннабисной группы

1 907

5 321,799

68,7

4 619 363

3,79

гашиш

141

491,802

6,3

983 605

0,81

марихуана

1 385

4 701,496

60,7

2 350 748

1,93

Кокаин

34

16,517

0,2

110 114

0,09

Синтетические наркотические средства

1 997

1 346,948

17,4

30 662 633

25,15

Иные наркотические средства

4

0,002

0,0

31

0,00

Психотропные вещества

332

205,581

2,7

6 847 732

5,62

 

Как видим из приведенных данных, наибольшее количество выявленных фактов связаны с изъятием синтетических наркотиков — 1997 случаев; а наибольшее количество изъятого вещества — это наркотические средства каннабисной группы, в частности марихуана — 4 701 496 кг.

Незаконный оборот наркотиков является сложным процессом, который включает в себя организацию каналов поставок запрещенных веществ через государственную границу Российской Федерации (либо их производство непосредственно в России), распространение наркотиков по территории страны, организацию сетей сбыта, разработку схем легализации преступных доходов. Перечисленные действия в совокупности могут осуществляться только организованными преступными группами. Наркопреступность представляет собой глубоко дифференцированное явление и имеет характерную специфическую иерархию.

Первый и самый опасный уровень представляют организованные преступные сообщества, отличающиеся сплоченностью, концентрацией и разветвлённостью, особой организованностью и большими финансовыми и коррупционными возможностями.

При этом большинство организаторов преступных сообществ находятся за рубежом, вне границ юрисдикции Российской Федерации, управление преступной деятельностью осуществляется с использованием современных цифровых банковских и виртуальных сетевых систем. Противодействие международным организованным преступным сообществам осуществляется на основе Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности от 2000 года.

Второй уровень — организованные преступные группировки. Третий уровень — преступные группировки, действующие по предварительному сговору. В массе своей эти группировки основываются на наркопритонах. Четвертый уровень — это мелкая розничная торговля, которая реализуется главным образом наркопотребителями.

Все это определило важнейшее направления деятельности ФСКН России — пресечение деятельности организованных преступных формирований. Деятельность ФСКН России, как специализированного государственного органа по ликвидации крупной организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, сосредоточена прежде всего на первом, втором и третьем уровнях, четвертый уровень — преимущественная сфера ответственности органов внутренних дел.

По официальным данным, за годы существования Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков сотрудниками пресечена деятельность около 40 тыс. организованных групп и преступных сообществ, раскрыто более 7,5 тыс. преступлений, связанных с легализацией преступно нажитых доходов на сумму свыше 4 млрд. долл., из незаконного оборота изъято более тысячи тонн подконтрольных веществ [3].

Во встрече с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 13 января 2016 г. директор ФСКН России Виктор Иванов отметил, что в течение 2015 г. основным приоритетом работы Службы была ликвидация инфраструктуры поставки и сбыта наркотиков. В ходе этой работы совместно с иными правоохранительными органами ликвидировано и нейтрализовано 4300 наркоформирований — организованных преступных групп и организованных преступных сообществ, изъято свыше 36 тонн наркотиков, из них 3,5 тонны — опийной группы, в том числе 2 тонны героина, 21 тонну марихуаны, 3 тонны гашиша, 1,5 тонны кокаина и 6,5 тонны синтетических наркотиков. К уголовной ответственности привлечены 122 тысячи человек, это за незаконный оборот наркотиков, из них 13 тысяч — представители организованных преступных формирований [4].

В последние годы Россия превратилась из государства-транзита в активного потребителя всех видов наркотиков (примерно 2–4 % от всего населения страны). Удельный вес нелегально ввозимых в Россию наркотиков в общем объеме незаконного оборота увеличился за последние годы почти в три раза.

В связи с этим, необходимо отметить рост международного сотрудничества. В минувшем году удалось укрепить внешнеполитическую позицию, также приняты соответствующие Декларации, которые были направлены в Управление по наркотикам и преступности, в венский офис Организации Объединённых Наций. Всё это укрепляет международную консолидацию.

Также в 2015 г. был проведен ряд крупных операций за счёт международного сотрудничества с Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики, Королевской полицией Испании, представителями правоохранительных органов Молдавии, Белоруссии, Таджикистана, Кыргызстана, Афганистана, Пакистана и Ирана. Все это позволяет более оперативно обмениваться информацией, планировать и проводить серьёзные крупные операции в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

В частности, ФСКН России во взаимодействии с Министерством общественной безопасности КНР провели ряд крупномасштабных антинаркотических операций под названиями «Совместный удар», «Синтетический Хамсин» и «Кавказский трансферт», которые были направленны на пресечение деятельности транснационального преступного сообщества, организовавшего поставки синтетических наркотиков на территорию России из стран Юго-Восточной Азии и их сбыт на территории российских регионов [5; 6, с. 110].

В ходе операции было установлено, что в структуру данного наркоформирования входили отдельные преступные сообщества, составляющие разветвленную сеть в различных регионах России и за ее пределами. Данные наркоформирования имели высокий уровень организации, были построены по принципу высокоэффективных предприятий с использованием новейших информационных технологий и современных методов подбора персонала и управления финансами.

Повышение эффективности и результативности борьбы ФСКН России с организованной наркопреступностью стало возможным в результате перераспределения сил и средств оперативных и следственных подразделений с выявления и расследования одноэпизодных наркопреступлений на преступления, совершенные в организованных формах.

Проделав большую работу в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, тем не менее, ещё более важной остаётся работа, направленная на сокращение спроса на наркотики, поскольку наркопотребителей, т. е. людей, которые с разной степенью интенсивности употребляют наркотики, насчитывается порядка 7,3 млн человек. С этим контингентом, нужно работать, т. к. он в наибольшей степени отличается девиантным и криминальным поведением, поскольку деньги и наркотики добываются путём совершения преступлений.

Сохраняющийся высокий уровень наркотизации населения страны продолжает представлять серьёзную угрозу национальной безопасности России, что определяет необходимость дальнейшего развития антинаркотической системы и совершенствования методов противодействия незаконному обороту наркотиков.

 

Литература:

 

  1.              Коновалов И. Н. Стратегия государственной антинаркотической политики: пути реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 2. С. 137.
  2.              Уварова И. А. Стратегия государственной антинаркотической политики: принятие мер по ее реализации // Антинаркотическая безопасность. 2013. № 1. С. 104.
  3.              ФСКН изъяла тысячу тонн наркотиков за 10 лет [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ beznarko_news/20130312/808269156.html (дата обращения: 15.12.2015).
  4.              13 января 2016 года состоялась рабочая встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым // http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_right/2016/0113/231142132/detail.shtml (дата обращения: 20.01.2016).
  5.              Сведения о фактах изъятия ФСКН России значительного количества наркотических средств и психотропных веществ (по классификации УНП ООН) по состоянию на 1 июля 2015 года (за период с 1 января по 30 июня 2015 года) // http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4491/index.shtml (дата обращения: 16.12.2015).
  6.              Жилина К. Ю. Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. — 2010. — № 2 (73). Вып. 11. — С. 110.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle