Библиографическое описание:

Белькова А. Е., Певцова Т. С. Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1122-1125.



 

Масс-медиа оказывают колоссальное воздействие на формирование детского сознания. Уже с раннего детства человек подвергается влиянию, оказываемому, со стороны различных информационных источников. При этом, не обладая умением анализировать информацию, отделять реальные факты от разнообразных мнений, детская аудитория наиболее подвержена воздействию масс-медиа (телевидение, пресса, кинематограф, Интернет, радио и пр.). В связи с этим, специализированные СМИ, предназначенные для подрастающего поколения, должны быть в первую очередь, социально ответственными и возлагать на себя функцию осуществления первичной социализации личности.

Ключевые слова:детская периодическая печать, Роспечать, тираж центральных детских изданий, тематика детских изданий, типоформирующий признак, социальная функция, информационная функция, просветительская функция, воспитательная функция, образовательная функция, рекреационная функция, познавательная функция, социализирующая функция, организаторская функция, гедонистическая функция, коммуникативная функция.

 

В последнее время детская периодическая печать стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, чтобы сохранить интерес аудитории, выражающийся в тиражах издания. Дети, особенно подростки и юноши, имеют разносторонние интересы в прессе. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается в подростковом возрасте. Очень часто юные читатели покупают периодику самостоятельно. Как правило выбор того или иного журнала, газеты характеризуется спонтанностью, но в старшем возрасте он становится более осознанным. В чтении подростков и юношей преобладают молодёжные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другой вид — спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше, а их основная аудитория — мальчики-подростки.

Периодические печатные издания, адресованные детской и юношеской аудитории, выступают самостоятельным компонентом общей системы средств массовой информации.

В данной статье проанализируем актуальные для российского общества концептуальные модели детской газеты, их типологические характеристики и профильные черты.

По данным Управления правоприменительной деятельности Роспечати на 01.06.2014 г. в России зарегистрировано 1240 детских изданий, из них: 414 газет, 788 журналов, 27 альманахов, 11 сборников. Данных о реальном количестве выходящих в свет детских изданий нет.

В последние годы заметно сокращается количество детских газет, часть из них начало выходить в свет как журналы, часть просто прекратили существование. Тиражи центральных детских изданий колеблются от 59 тыс. до 3–1 тыс. экземпляров.

По своей тематике детские издания можно разделить на:

          общеразвивающие,

          издания о природе,

          издания, направленные на развитие технического творчества детей

          издания энциклопедического типа,

          издания художественной направленности

          издания с исторической и духовно-нравственной тематикой,

          патворки (издания с вложениями игрушек, камней и др.).

В рамках своей компетенции Роспечать ежегодно на конкурсной основе выделяет государственные субсидии из средств федерального бюджета организациям в сфере периодической печати, реализующим социально значимые проекты, в том числе изданиям для детей, подростков и молодёжи. В 2014 году государственную поддержку получило 44 издания для детей на общую сумму 22 067 900 рублей, что составляет 14 % от общего объёма выделенных субсидий (из них — 6 газет и 38 журналов,10 газет и журналов издаются на национальных языках народов России).

Особая роль детской прессы заключается в её интерактивности. То есть редакция старается «включить» своих читателей в различные виды творческой деятельности. Например, это может выражаться в написании различного рода работ (рассказов, писем и т. д.), проведение конкурсов (рисунков, поделок), юнкоровской деятельности, когда ребята пишут короткие заметки, очерки в журнал или газету. Все эти элементы включены в содержательный компонент деятельностного аспекта.

Журналистика для детей и юношества, как и журналистика в целом, представляет собой особый социальный институт, выполняющий по отношению к социуму специфические функции. Формирование социальных функций печатных периодических изданий для подрастающего поколения осуществляется под воздействием педагогических идей и взглядов общества. Опираясь на это утверждение, мы можем говорить о наличии целой группы функций, которые присущи печатным СМИ для детей и юношества. Специфику социальных функций можно рассматривать как ещё один типоформирующий признак.

В качестве ведущих выделяют следующие функции:

1.                Информационно-познавательная функция.Газеты и журналы предоставляют ребёнку информацию об окружающем мире, в котором он живёт, обогащают его разными сведениями, знаниями об исторических событиях;

2.                Просветительская функция.Для детской аудитории характерно активное стремление к познанию, поэтому, возникает необходимость в развитии умений и способностей правильно воспринимать и оценивать не только происходящие события в социуме, но и продукты человеческого труда. В связи с этим, назначение газетной и журнальной периодики — ориентировать подрастающее поколение в духовных ценностях, накопленных обществом, предлагать информацию о возможностях их применения.

О важности и значимости просветительской функции пишет и С. П. Суворова, считая, что «просветительство во всех типах печатных СМИ следует осуществлять через информирование, поскольку зачастую задача журналистов сводится именно к оповещению аудитории о том, что происходит в области науки, искусства, культуры» [4]. По нашему мнению, в детских газетах и журналах задача просветительства имеет значение и отражается в большинстве статей, репортажах, интервью и пр. текстах издания;

3.                Воспитательная функциязаключается в том, что журнальная и газетная периодика для детской и юношеской аудитории несёт в себе колоссальный воспитательный потенциал.

Детская пресса — ценный и уникальный носитель нравственных и эстетических ориентиров для детей разных возрастов. Например, на страницах периодических изданий можно заметить раскрытие сущности основных эстетических категорий, таких как прекрасное и ужасное, трагическое и комическое и пр., нравственных: добро, зло, дружба, любовь, красота, ответственность и др.;

4.                Образовательная функция.Детская и юношеская аудитория, обращаясь к печатным периодическим изданиям, получает определённые знания, умения, компетенции, которые необходимы для жизни в медиатизированном обществе. Так, некоторые детские журналы включают разделы, в которых учат детей считать, способствуют развитию умений читать, мыслить логически.

5.                Функция социализациивыступает в качестве одной из главных,поскольку основное назначение детских и юношеских печатных периодических изданий — первичная социализация личности.

Приведём высказывание С. В. Фроловой: «концепция детской прессы представляет собой следующее: транслируя максимум публицистической, научной информации..., адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные периоды детства, обеспечивая соответствующие формы мышления и восприятия, содействовать развитию и становлению личности, социализации юных граждан» [5].

6.                Организаторские функции. Издания, адресованные разным возрастным группам детей, на своих страницах знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.

7.                Культурно-образовательная функцияимеет важное значение в детской и юношеской прессе, обогащая внутренний мир, делая ребёнка самодостаточной личностью.

8.                Рекреативные функции. В эту группу относят гедонистическую и развлекательную функции, которые объединены понятием «психологическая разрядка», в которое входит развлечение, расслабление и наслаждение.

При этом основными формами рекреационной деятельности выступают «отдых», «игра», «развлечение». Многие газеты и журналы публикуют кроссворды, головоломки, рассказы, включают игровые элементы, вызывая активный интерес со стороны юных читателей, способствуя развитию психики ребёнка.

Рекреативная функция в детском журнале и газете отражается за счёт искусственно смоделированной реальности, основным механизмом, которой становится игра. Предлагаемые в детской прессе игровые формы соответствуют возрастной психологии восприятия и обладают огромным образовательным и развивающим потенциалом. На сегодняшний день многие результаты исследований подтверждают тот факт, что «СМИ оказываются для подрастающего поколения средством и способом заполнения свободного времени» [6]. То есть рекреативные функции обладают как положительным воздействием на аудиторию, так и негативным. Так, исследователь в сфере изучения проблем коммуникации Н. Луман утверждает, что «развлечение — составная часть условнойреальности, новой формы мифологии, которая позволяет, как в театре, примерить на себя всё, что увидел или услышал, активизировать забытое пережитое, свои надежды, опасения, скорректировать свои жизненные установки» [3].

Бесспорно, развлечение оказывает влияние на уже существующие знания и опыт, однако, для него не характерна ориентированность на разъяснение. В связи с этим, область развлечений представляет собой с одной стороны, огромный запас положительных установок, а с другой — инструмент негативного воздействия на личность. Поэтому важно уметь создавать и использовать развлекательные ресурсы для целевой аудитории;

9.                В последнее время прочные позиции занимает рекламно-справочная функция. Она находит отражение в презентации тех или иных игрушек, которые, в ходе знакомства аудитории с содержанием журнала или газеты становятся мечтой для многих детей;

10.           Коммуникативная функция, цель которой — создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

В последнее время функция общения, реализуемая в основном юнкоровской прессой, приобретает все большее значение. «Она очень важна для формирования медиакультуры, включает в себя информационную защиту школьников, коммуникативные умения, формирование критического мышления учащихся, выстраивание собственной системы ценностных ориентаций» [2]. На первый план выходит воспитание в детях личностных качеств, гражданской позиции и адаптация творческой личности ребёнка к социальным условиям. По мнению, М. Е. Аникиной, коммуникативная функция одна из важнейших в молодёжных изданиях, её основное предназначение заключается в организации и поддержания общественного диалога [1].

На сегодняшний день в состав периодических печатных изданий, адресованных детско-юношеской аудитории, входят журналы, газеты и приложения к ним. Их содержание характеризуется широким разнообразием, изобилием интересных и увлекательных медиатекстов, качественным информационным материалом. Как правило, современные читатели отдают предпочтение журналу, а не книге, что закономерно, поскольку журнальная продукция отвечает запросам и удовлетворяет потребности детской и юношеской аудитории.

К основным видам печатной прессы для юной аудитории относятся следующие: литературно-художественные, социально-политические, гендерные издания, детско-юношеская самодеятельная пресса, СМИ о знаменитостях, об увлечениях и хобби, о кинематографе и телевидении, а также ориентированные на детскую аудиторию.

Специфика социальных функций детских периодических изданий проявляется в воздействии информационной, просветительской, воспитательной, образовательной, рекреационной, познавательной, социализирующей, организаторской, гедонистической, коммуникативной функциях.

Современные периодические печатные издания для подрастающего поколения стараются максимально учитывать возрастные, психологические особенности своей аудитории, их тематические, целевые предпочтения. Детские издания в условиях насыщенности современного информационного рынка, стремятся адресовать свою продукцию одновременно нескольким возрастным группам, например, объединяя дошкольников и младших школьников или подростков и старшеклассников. Данное явление обосновано тем фактом, что границы каждого возраста очень подвижны, а при переходе от одной возрастной стадии к другой, отношение ребёнка к действительности изменяется не сразу.

 

Литература:

 

  1.              Аникина М. Е., Баранов В. В., Шкондин М. В., Реснянская Л. Л., Воронова О. А. Типология периодической печати. Учебное пособие для студентов вузов. М.: АспектПресс.,2009. 236с.
  2.              Журин А. А., Бондаренко Е. А., И. А. Малютина И. А. Технические средства обучения в современной школе. М: 2004. — 346 с.
  3.              Луман Н. Введение в системную теорию. М.: Логос, 2007. — 360 с.
  4.              Суворова С. П. Реализация просветительной функции журналистики в современных общероссийских газетах: дис.... канд. филол. наук. М., 2006. — 232 с.
  5.              Фролова С. В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С. 108–113.
  6.              Цымбаленко С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 62 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle