Прет-а-порте. «Готово к употреблению» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 25.01.2016

Статья просмотрена: 975 раз

Библиографическое описание:

Игнашева, А. С. Прет-а-порте. «Готово к употреблению» / А. С. Игнашева, Р. В. Некрасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1049-1052. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25527/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Рассматриваются некоторые характерные черты дизайна женской одежды класса прет-а-порте, хронология эволюции этого направления, некоторые технологические особенности. В силу тесных культурных и экономических связей, развития городской инфраструктуры, во второй половине XX в. традиции изготовления, покроя, декора, силуэта, способов ношения повседневной женской одежды меняется и становиться более доступным и практичным.

Ключевые слова: мода, дизайн женской одежды, тренд прет-а-порте, проектные тенденции, материальная культура и искусство.

 

Вы когда-нибудь задумывались о том, что же все-таки стоит за таким столь обыкновенным и, в то же время, многозначительным и таинственным понятием как «мода»? Она способна при разных взглядах на несерьезном или саркастичном, презрительном и восторженном, увлеченном и безразличном — так или иначе, касаться каждого человека, побуждать вносить изменения в свой гардероб. По мнению психологов и социологов, мода является защитным механизмом перед монотонным течением жизни и служит психологической разрядкой. И в самом деле, в условиях мощной глобализации и влияния социума, где все подчиняется коллективному «я», сложно удержаться от того, чтобы не купить себе «обновку» или не примерить на себя наряды, которые, как говорится, «в мейнстриме». В то же время, все чаще на улицах города можно встретить девушек и женщин, одетых без вкуса, в ущерб своей фигуре и женскому притягательному естеству. Мода, безусловно, значимое явление, однако не следует забывать о том, что хоть и эта отрасль приобрела массовый характер, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, гнаться за всеми новыми повальными (популярными) увлечениями в области проектных тенденций дизайна одежды, иногда лучше не стоит, если, конечно, вы не желаете стать ее жертвой.

В нынешних исследованиях большое внимание уделяется изучению такого элемента системы жизнеобеспечения, как одежда. Анализ данного направления позволяет определить способы адаптации к новым условиям проживания в инфраструктуре города, особенности этнокультурного взаимовлияния, изменение отношения к своей одежде как культурному маркеру. В этом отношении особый интерес представляет повседневная женская одежда, которая считается более устойчивой и менее подверженной воздействию трансформирующих факторов. Статья отражает небольшой отрезок хронологической динамики женской будничной одежды тренда pret-a-porter, а так же выявляет его некоторые характерные черты и особенности бытования.

С начала XX в. постепенно, под влиянием социально-экономических условий, в мире наблюдается изменение комплекса материальной культуры, в том числе стилистически устоявшихся черт одежды, в традиционном убранстве происходят изменения, появляются новые элементы и формы. Масштабные военные конфликты 1914–1918 и 1939–1948 годов, подвигают к «послевоенной адаптации» и последующему бурному развитию подорванного состояния инфраструктуры и экономики большинства стран Европы. Отстраиваются города, восстанавливаются фабрики и заводы. Люди возвращаются к привычному образу жизни. Прогресс был во всех сферах — культурной, научной, политической. Становление и рост торговых центров способствовали тому, что в это время определяющим фактором при изготовлении одежды становится мода. «Влияние «городской» моды проявилось и в новых элементах декора одежды, ориентации на образцы «модных» журналов» [2, с. 120].

Огромный прорыв произошел и в модной индустрии, толчком к которому стала ярмарка промышленной моды, проходившая в 1948 году в Дюссельдорфе, которая и дала начало такому направлению как pret-a-porter. Что же такое pret-a-porter? В дословном переводе, с французского языка, оно означает «готовый к носке» или же «готовый к употреблению». Пробный дюссельдорфский показ 1948 года вызвал резонанс среди кутюрье, и уже в 1951 году во Флоренции проходит первый показ женской одежды класса pret-a-porter. За Дюссельдорфом и Флоренцией последовали Париж и Милан, ставшие в дальнейшем мировыми столицами и законодателями моды.

Поставленная на массовое производство одежда этого направления, подвела потребителя к ошибочному мнению о том, что pret-a-porter есть некая альтернатива конфекции — одежде с низшим качеством и примитивным дизайнерским решением. Однако, здесь следует отметить, что изделия этого класса, прежде всего, были брендированными и закреплялись за определенным домом мод. Да и сама реализация этой одежды проходила не через уличные рынки и базары, а через фирменные бутики и крупные универмаги.

Первые попытки тиражирования высокой моды, практически означавшие зарождение pret-a-porter, были предприняты такими именитыми модельерами, как Шанель, Дегоне, Вионне, Ланвен, Скьяпарелли, Пуаре. Но его окончательное утверждение как направления, произошло гораздо позднее — в конце 50-х и начале 60-х годов ХХ столетия. Первыми из модельеров, рискнувших выпустить пробные коллекции этого класса, были Ж. Хейм и Ж. Фат, однако более всего в этом деле преуспели Пьер Карден и Ив Сан-Лоран, которые в последующем активно развивали pret-a-porter [4].

Рис. 1. Первый женский смокинг Ива Сан-Лорана. [3]

 

С именем Ив Сан-Лоран связано не мало открытий в мире моды. Обладая естественным, весьма хорошим вкусом и дерзким темпераментом, он создал первый женский смокинг (Рис.1), что для 1966 года стало поистине фурором [3]. Также не побоялся окончательно переодеть женщин в мужскую одежду, дав начало такому стилю как «унисекс». Его коллекции всегда отличались смелостью и эпатажем. Он был из тех, кто всегда чувствовал грань между смелостью и вульгарностью. Это очень редкое качество для модельера. Достаточно вспомнить его коллекцию 1968 года, выполненную в камуфляжной стилистике, которую критики того времени возвели в ранг «сенсационной» — стильно, дерзко, но в то же время женственно. Однако, его главным детищем конца 60-х и начала 70-х стала коллекция Yves Saint Laurent Rive Gauche (Рис. 2), решившая проблему повседневного гардероба на многие десятилетия в таком направлении как pret-a-porter и задавшая тон в повседневной моде [6]. Простота и гениальность, столько женственности и чувственности излучают эти платьях, ни капли намека на пошлость и вычурность. Стоит отметить, что такие «находки» Кутюрье актуальны по сей день. Они практичны. Они удобны. Редко кому удается совместить красоту образа и практичность.

За время своего существования pret-a-porter активно развивается и уже к началу 70-х годов данное направление имеет несколько категорий — pret-a-porter de lux и pret-a-porter второго класса. Одежда первой категории производится из дорогих материалов и участвует в модных показах, по качеству и решению не уступая одежде класса «haute couture». Изделия второй категории по качеству не уступают первой, но шьются из менее дорогих материалов. Характеризуя pret-a-porter с эстетической точки зрения можно отметить удивительное сочетание простоты, женственности и презентабельности. Все это достигнуто путем несложного кроя, наличием мелких деталей в конструкции и аксессуарах, а также контрастами.

Рис. 2. Коллекция Yves Saint Laurent Rive Gauche, 1966 г. [4]

 

Что же стало с этим направлением после 70-х годов? Не смотря на то, что каждое десятилетие одно модное направление сменялось другим, pret-a-porter своей актуальности не утратило и по сей день. И ежегодные показы мод тому подтверждение. Каждый год молодые дизайнеры представляют нашему вниманию смелые решения и свежие идеи. Например, последняя коллекция pret-a-porter молодого дизайнера Александра Вэнга, представителя модного дома «Balenciaga», не смотря на то, что была предназначена для женщин, весьма брутальна и агрессивна, выполнена в черных и белых цветах, имеет смелое решение и простой крой [1, 87–89]. У «Chanel» долгое время был неизменным комплект из твидового жакета, юбки (Рис. 3а) или брюк. Однако, в коллекции 2013 года появляются юбочные платья (Рис. 3б), сменившие привычные для «шанелевского» прет-а-порте ансамбли [7].

Рис. 3. Модели одежды из коллекций XXI века: а. Chanel; б. Lacoste. [7]

 

Стоит отметить, что с приходом pret-a-porter в модную индустрию, начинается «эра» синтетических материалов, прежде всего, нейлона и его аналогов — дралона, капрона и перлона. Использование в производстве одежды из нейлона привело к вытеснению более дорогих и натуральных материалов таких, как шелк и шерсть. Следует напомнить, что женское нижнее белье производилось из шелка, которое в то время могла позволить себе не каждая женщина из-за его стоимости. Широкое применение нейлона сделало более доступным нижнее белье всем социальным классам. Более того, благодаря синтетическим материалам появилось корректирующее женское белье, что решило разом одну из главных женских проблем на несколько лет вперед.

В настоящее время для девушек существенными являются два вопроса: «Что одеть?» и «Что сейчас модно?». Ответы на оба вопроса дала когда-то великолепная Коко Шанель: «Модно то, что вам идет». Хотелось бы, чтобы современные девушки и женщины чаще оглядывались «назад». Не стоит пренебрегать тем, что было модным век назад. Это было «золотое время», время великих кутюрье и история их гениальных творений, которые могли преобразить обычную труженицу цеха или простую школьную учительницу в красивую светскую даму [5].

Таким образом, покрой, материал, состав женских нарядов стали изменяться с начала XX в., это было во многом обусловлено социально-экономическими курсом Европейских стран, новыми технологическими открытиями и связанными с ними возможностями. Уже к 1940-м гг., утратив свою актуальность, традиционные классические наряды конца XIX века практически исчезли из употребления. Со второй половины ХХ века в среде инфраструктуры городов стала выделяться в основном женская одежда повседневного характера, направление в моде, названное в последствии pret-a-porter. Данное направление отличалось от праздничной и рабочей одежды лаконичными, неброскими и, в то же время, элегантными чертами, расцветкой, декором, эконом материалами. Вариативное, доступное искусство pret-a-porter также, возможно, сложились и не теряет своей актуальности по сей день в силу различных способов взаимодействия иноэтничных культур, с одной стороны. С другой стороны, на процессы создания визуальных диалектных форм и образов оказывает влияние связи человека с окружающей инфраструктурой и его вовлеченности в медийную, современную культуру.

 

Литература:

 

  1.              Косырева О. Прет-а-порте // VOGUE (Россия).  СПб., 2015.  № 04 (193). С. 87–89.
  2.              Лискевич Н. А. Женский костюм коми нижнего Притоболья в первой половине ХХ в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии.  2012.  № 2 (17).  С. 120–131.
  3.              Маленький принц высокой моды [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://wiki.wildberries.ru/brands/yves-saint-laurent
  4.              Модно то, что вам идет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://myshulka.ru/node/60
  5.              Мотяшов В. П. Мода, престиж, личность. М.: Педагогиа,1986.  128 с.
  6.              Федоровская Е. Жизнь и смерть Ив Сан-Лорана [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.gq.ru/taste/social/2696
  7.              Юбочные платья. Коллекция прет-а-порте Chanel сезона весна 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://utro2.ru/moda/2161-yubochnye-platya-kollekciya-pret-a-porte-ot-chanel-sezona-vesna-2013.html
Основные термины (генерируются автоматически): направление, время, материальная культура, Флоренция, том, повседневная женская одежда, одежда, начало, модная индустрия, мода, материал, коллекция, женщина, женский смокинг, женская одежда класса, женская одежда, Дюссельдорф.


Ключевые слова

мода, дизайн женской одежды, тренд прет-а-порте, проектные тенденции, материальная культура и искусство

Похожие статьи

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Ключевые слова: массовое производство одежды, модная индустрия, потребление, инновационные технологии изготовления бесшовной одежды. Индустрия моды, основной целью которой является формирование у потребителей «модного» образа продукции с целью...

Особенности создания промышленных коллекций одежды на...

Одежда, предназначенная для детей, женщин и мужчин различных возрастных групп

Они передают впечатление от художественно-графического стиля, в то же время очень эффективно внушая дух модного направления.

— М: Изд-во НАНОО «Институт Индустрии Моды», 2005.

«Великая депрессия» и мода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ещё одной приметой моды того времени стали широкие плечи в женской одежде. Сама по себе тенденция к расширению плечевого пояса наметилась ещё в начале 1930-х гг. — плечи зрительно расширялись при помощи шарфов, сборок и крылышек на рукавах.

Российские дома моды: история и современность

Популярные российские Дома моды одевают не только звёзд кино и шоу-бизнеса, телеведущих, политиков, банкиров, а также изготавливают качественную и модную одежду класса pret-a-porter, то есть готовую одежду для массового производства.

Одежда народов Сибири | Женская одежда

Женская одежда. Женщины носили длинную рубаху.

Телогрейка — повседневная женская одежда из ткани на подкладке, стеженная ветошью или шерстью.

Практические исследования. Одежда сибирских поселенцев, дошедших до нашего времени.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

платье, мода, костюм, плечо, повседневная жизнь людей, сельское хозяйство, Серов, силуэт, Советский Союз, атрибут человека, Москва, женщина, женский костюм, Женская мода, девушка, внешний элемент, социальная значимость.

О подходах к созданию авторских коллекций одежды в экостиле...

В статье рассмотрены различные способы использования нетрадиционных материалов при изготовлении коллекций молодыми дизайнерами для привлечения внимания к экологическим проблемам.

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Ключевые слова: массовое производство одежды, модная индустрия, потребление, инновационные технологии изготовления бесшовной одежды. Индустрия моды, основной целью которой является формирование у потребителей «модного» образа продукции с целью...

Понятие «модный образ» с позиции художника-модельера...

Одежда позволяет моде наиболее активно и быстро внедриться и распространиться, а сам костюм становится одним из главных объектов модного творчества и одним из ведущих составляющих модного образа [1, с. 380].

Особенности создания промышленных коллекций одежды на...

Одежда, предназначенная для детей, женщин и мужчин различных возрастных групп

Они передают впечатление от художественно-графического стиля, в то же время очень эффективно внушая дух модного направления.

— М: Изд-во НАНОО «Институт Индустрии Моды», 2005.

Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание...

В одежде стремились подчеркнуть высокую талию и узкие плечи.

Под давлением общественного мнения и модной индустрии многие представительницы слабого пола убеждаются в том, что непременно должны быть похожими на известных всему миру женщин...

«Великая депрессия» и мода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ещё одной приметой моды того времени стали широкие плечи в женской одежде. Сама по себе тенденция к расширению плечевого пояса наметилась ещё в начале 1930-х гг. — плечи зрительно расширялись при помощи шарфов, сборок и крылышек на рукавах.

Российские дома моды: история и современность

Популярные российские Дома моды одевают не только звёзд кино и шоу-бизнеса, телеведущих, политиков, банкиров, а также изготавливают качественную и модную одежду класса pret-a-porter, то есть готовую одежду для массового производства.

Одежда народов Сибири | Женская одежда

Женская одежда. Женщины носили длинную рубаху.

Телогрейка — повседневная женская одежда из ткани на подкладке, стеженная ветошью или шерстью.

Практические исследования. Одежда сибирских поселенцев, дошедших до нашего времени.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

платье, мода, костюм, плечо, повседневная жизнь людей, сельское хозяйство, Серов, силуэт, Советский Союз, атрибут человека, Москва, женщина, женский костюм, Женская мода, девушка, внешний элемент, социальная значимость.

О подходах к созданию авторских коллекций одежды в экостиле...

В статье рассмотрены различные способы использования нетрадиционных материалов при изготовлении коллекций молодыми дизайнерами для привлечения внимания к экологическим проблемам.

Понятие «модный образ» с позиции художника-модельера...

Одежда позволяет моде наиболее активно и быстро внедриться и распространиться, а сам костюм становится одним из главных объектов модного творчества и одним из ведущих составляющих модного образа [1, с. 380].

Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание...

В одежде стремились подчеркнуть высокую талию и узкие плечи.

Под давлением общественного мнения и модной индустрии многие представительницы слабого пола убеждаются в том, что непременно должны быть похожими на известных всему миру женщин...

Похожие статьи

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Ключевые слова: массовое производство одежды, модная индустрия, потребление, инновационные технологии изготовления бесшовной одежды. Индустрия моды, основной целью которой является формирование у потребителей «модного» образа продукции с целью...

Особенности создания промышленных коллекций одежды на...

Одежда, предназначенная для детей, женщин и мужчин различных возрастных групп

Они передают впечатление от художественно-графического стиля, в то же время очень эффективно внушая дух модного направления.

— М: Изд-во НАНОО «Институт Индустрии Моды», 2005.

«Великая депрессия» и мода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ещё одной приметой моды того времени стали широкие плечи в женской одежде. Сама по себе тенденция к расширению плечевого пояса наметилась ещё в начале 1930-х гг. — плечи зрительно расширялись при помощи шарфов, сборок и крылышек на рукавах.

Российские дома моды: история и современность

Популярные российские Дома моды одевают не только звёзд кино и шоу-бизнеса, телеведущих, политиков, банкиров, а также изготавливают качественную и модную одежду класса pret-a-porter, то есть готовую одежду для массового производства.

Одежда народов Сибири | Женская одежда

Женская одежда. Женщины носили длинную рубаху.

Телогрейка — повседневная женская одежда из ткани на подкладке, стеженная ветошью или шерстью.

Практические исследования. Одежда сибирских поселенцев, дошедших до нашего времени.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

платье, мода, костюм, плечо, повседневная жизнь людей, сельское хозяйство, Серов, силуэт, Советский Союз, атрибут человека, Москва, женщина, женский костюм, Женская мода, девушка, внешний элемент, социальная значимость.

О подходах к созданию авторских коллекций одежды в экостиле...

В статье рассмотрены различные способы использования нетрадиционных материалов при изготовлении коллекций молодыми дизайнерами для привлечения внимания к экологическим проблемам.

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Ключевые слова: массовое производство одежды, модная индустрия, потребление, инновационные технологии изготовления бесшовной одежды. Индустрия моды, основной целью которой является формирование у потребителей «модного» образа продукции с целью...

Понятие «модный образ» с позиции художника-модельера...

Одежда позволяет моде наиболее активно и быстро внедриться и распространиться, а сам костюм становится одним из главных объектов модного творчества и одним из ведущих составляющих модного образа [1, с. 380].

Особенности создания промышленных коллекций одежды на...

Одежда, предназначенная для детей, женщин и мужчин различных возрастных групп

Они передают впечатление от художественно-графического стиля, в то же время очень эффективно внушая дух модного направления.

— М: Изд-во НАНОО «Институт Индустрии Моды», 2005.

Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание...

В одежде стремились подчеркнуть высокую талию и узкие плечи.

Под давлением общественного мнения и модной индустрии многие представительницы слабого пола убеждаются в том, что непременно должны быть похожими на известных всему миру женщин...

«Великая депрессия» и мода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ещё одной приметой моды того времени стали широкие плечи в женской одежде. Сама по себе тенденция к расширению плечевого пояса наметилась ещё в начале 1930-х гг. — плечи зрительно расширялись при помощи шарфов, сборок и крылышек на рукавах.

Российские дома моды: история и современность

Популярные российские Дома моды одевают не только звёзд кино и шоу-бизнеса, телеведущих, политиков, банкиров, а также изготавливают качественную и модную одежду класса pret-a-porter, то есть готовую одежду для массового производства.

Одежда народов Сибири | Женская одежда

Женская одежда. Женщины носили длинную рубаху.

Телогрейка — повседневная женская одежда из ткани на подкладке, стеженная ветошью или шерстью.

Практические исследования. Одежда сибирских поселенцев, дошедших до нашего времени.

Семиотика женского костюма эпохи социализма

платье, мода, костюм, плечо, повседневная жизнь людей, сельское хозяйство, Серов, силуэт, Советский Союз, атрибут человека, Москва, женщина, женский костюм, Женская мода, девушка, внешний элемент, социальная значимость.

О подходах к созданию авторских коллекций одежды в экостиле...

В статье рассмотрены различные способы использования нетрадиционных материалов при изготовлении коллекций молодыми дизайнерами для привлечения внимания к экологическим проблемам.

Понятие «модный образ» с позиции художника-модельера...

Одежда позволяет моде наиболее активно и быстро внедриться и распространиться, а сам костюм становится одним из главных объектов модного творчества и одним из ведущих составляющих модного образа [1, с. 380].

Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание...

В одежде стремились подчеркнуть высокую талию и узкие плечи.

Под давлением общественного мнения и модной индустрии многие представительницы слабого пола убеждаются в том, что непременно должны быть похожими на известных всему миру женщин...

Задать вопрос