Библиографическое описание:

Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 450-452.



 

В статье приведены критерии причисления к малому предпринимательству, его характерные особенности. Выявлены преимущества и недостатки малого предпринимательства, выделены функции малого предпринимательства. А также дана характеристику экономической деятельности малого предприятия.

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства.

 

Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, которая может осуществляться субъектами рыночной экономики при конкретных условиях и критериях, установленных законами, представительными органами и т. д.

Свыше пятидесяти показателей должны иметь предприятия, по данным Мирового Банка, чтобы они могли относиться к субъектам малого бизнеса. Наиболее распространенными критериями являются следующие:

       средняя численность занятых на предприятии работников,

       ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год),

       величина активов.

Нужно отметить, что в СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса. В приоритете были крупные и средние предприятия, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это превратилось в значительный сдерживающий фактор для прогресса национальной экономики.

Малый бизнес в РФ начал развиваться с 1988 г., а особенно интенсивно — начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже имелось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовая скорость их прироста составила 8,5 %. Малые предприятия в РФ уже формируют 10–11 % ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9 % общего количества занятых в экономике.

В развитых зарубежных странах эти показатели выше в 5–6 раз, что свидетельствует о том, что имеющийся в РФ значительный потенциал для развития малого бизнеса реализуется минимально. Его осуществление возможно лишь при создании благоприятных условий, в том числе оказании государственной поддержки развитию малого бизнеса.

Ключевым критерием, определяющим отношение предприятий различных организационно-правовых форм к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют свою деятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Помимо этого, критериями отнесения предприятия к малому предпринимательству используются такие показатели как: объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства подразумевают собой коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, различных объединений и фондов не превышает 25 %, а доля, которая принадлежит юридическим лицам, которые не являются субъектами малого предпринимательства, не превышают 25 % и в которых численность работником за отчетный период не превышает установленных норм (уровней малого предпринимательства):

       100 человек в промышленности;

       100 человек в строительстве;

       100 человек на транспорте;

       60 человек в сельском хозяйстве;

       60 человек в научно-технической сфере;

       50 человек в оптовой торговле;

       30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения;

       50 человек в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности.

К субъектам малого предпринимательства также относят физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но не имеющие образования юридического лица также могут относиться к субъектам малого предпринимательства.

Многопрофильные, т. е. осуществляющие несколько видов деятельности малые предприятия относятся по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.

Через социально-экономические функции МП может быть достигнута его сущность:

       создание адекватных, конкурентных рыночных отношений, которые способствуют наилучшему удовлетворению потребностей людей в различных благах;

       расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Удовлетворяя нужды потребителей малый бизнес повышает качество потребляемых благ и обслуживание населения;

       приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

       содействие структурной перестройке экономики;

       привлечение личных средств населения для развития производства.;

       создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

       более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

       вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения;

       формирование социального слоя собственников, владельцев компаний, предприятий, фирм;

       активизация научно-технического прогресса;

       освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств и др.

Осуществление деятельности малого предпринимательства может протекать на всех уровнях народного хозяйства, путем выполнения одного или нескольких видов деятельности. Следует взять во внимание тот факт, что отдельные виды деятельности могут быть разрешены только госпредпредприятиям, и лишь при наличии специального разрешения возможно производство некоторых товаров. В проведении хозяйственной деятельности МП обладают самостоятельностью в отношении производимых товаров, получаемой прибылью, которая остается после уплаты обязательств и иных платежей и др.

Малое предпринимательство является катализатором мобильности, быстроты предоставления услуг. Оно создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Стремительно заполняя каналы, пробелы, которые образуются в потребительской сфере, оно создают высококонкурентную среду бизнеса, без которой рыночная экономика неосуществима, и одновременно относительно быстро окупается.

Мелкие предприятия имеют значительные функции в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Существенные достижения малого бизнеса в этом направлениях объясняются несколькими основаниями. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкий бизнес намного охотнее берется за продвижение оригинальных нововведений. Малые предприятия имеют стремление как можно более быстрого налаживания массового производства. Это порождает расширение рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью скорейшего удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Большая значимость малого предпринимательства ещё и в том, что на фоне суровой конкурентной борьбы, им необходимо перманентно совершенствоваться и адаптироваться к текущим правилам рынка. Чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

 

Литература:

 

  1.    Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
  2.    http://textbook.news/ekonomika-predpriyatiya_826/suschnost-rol-znachenie-malogo.html
  3.    Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. //Вопросы экономики, 2008. № 11
  4.    http://rf-biz.ru
  5.    http://www.zhukovskiy.ru/index.php/maloe-p
  6.    Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика. 2012.
  7.    http://textbook.news/ekonomika-predpriyatiya_826/suschnost-rol-znachenie-malogo.html
  8.    Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит 2008. № 17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle