Библиографическое описание:

Уринов У. А. Пути формирования системы корпоративного партнерства в профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 637-640.



 

Keywords: corporative partnership, corporative protection, the market of the labour, employer, training, professional profile, квалификационная feature.

 

Корпоративное партнерство в профессиональном образовании понимается как особый тип взаимодействия профессиональных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В период становления рыночных отношений главной корпоративной защитой гражданина становится уровень его профессионального образования. Это требует эффективного функционирования системы профессионального образования.

Эффективное функционирование системы профессионального образования возможно лишь при ее ориентации на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, т. е. когда профессиональное образование становится инструментом решения экономических проблем, обеспечения соответствия спроса и предложения специалистов по профессиям, соответствующие запросам работодателей и имеющие необходимые навыки, знания и умение.

Решение этой проблемы требует формирования принципиально новой системы отношений — отношений корпоративного партнерства между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями, объединениями работодателей, трудящихся, органами труда, т. е. со всеми потребителями продукции образовательных учреждений.

Новая система отношений позволит профессиональным образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и в конечном итоге позволит учебным учреждениям выполнить свое главное предназначение — обеспечивать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда.

Установление и укрепление связей с предприятиями, органами труда, территориальными органами управления позволит профессиональным учебным заведениям обеспечить:

                   доступ к информации о рынке труда (специалистов каких профессий и сколько требуется на рынке труда);

                   учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);

                   корректировку старых и разработку новых учебных материалов и программ обеспечивающих подготовку специалистов, отвечающих требованиям работодателей;

                   более широкие возможности для организации практики учащихся;

                   возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;

                   более широкие возможности трудоустройства выпускников;

                   инициирование новых совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений (открытие курсов по повышению квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, центров обслуживания населения и др.).

Вместе с тем, очевидная заинтересованность всех участников системы корпоративного партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что процесс этот будет идти гладко и без проблем. Этому мешают многие объективные и субъективные причины: разобщенность работодателей не только индустрии, но и учебных учреждений; отсутствие должного контакта между органами управления образованием и органами труда и др. В этой связи успех в формировании системы корпоративного партнерства в профессиональном образовании в значительной степени зависит от самих образовательных учреждений, инициативы, энергии их руководителей, понимания ими всей важности партнерства, способности убедить в его необходимости и вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров, как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, а также продуманности и последовательности этапов организации этого процесса.

Первый этап — подготовительный.

Основная цель подготовительного этапа — определение круга задач, необходимых решать профессиональному колледжу. Для чего рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:

                   Что следует понимать под системой корпоративного партнерства?

                   Какие проблемы учебного заведения можно решить через развитие системы корпоративного партнерства?

                   Кто может стать основным партнером для данного учебного заведения?

                   Что учебное заведение может дать своим реальным и потенциальным партнерам?

Чтобы ответить на все вопросы следует провести анализ реальных и потенциальных партнеров и выявить их интересы. Анализ следует провести в том секторе экономики, для которого учебное заведение готовит кадры. Изучить информацию о том, какими предприятиями, организациями и профессиональными ассоциациями он представлен; каким образом данный сектор видится в стратегическом плане развития региона, каким потенциалом он обладает.

Важным являются сведения и об образовательных учреждениях, действующих в сегменте рынка образовательных услуг; следует собрать полную информацию о профессиональных стандартах или квалифицированных характеристиках и о существующих образовательных стандартах на различных уровнях профессионального образования.

Важной задачей первого этапа, без решения которого невозможно перейти к следующему, является достижение мотивации всего коллектива учебного заведения на необходимость выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями корпоративных партнеров. Результатом успешного завершения первого этапа формирования системы корпоративного партнерства должно стать:

                   нацеленность коллектива учебного заведения на развитие корпоративного партнерства;

                   база данных потенциальных корпоративных партнеров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними;

                   база данных учебных заведений, работающих в том же сегменте рынка образовательных услуг;

                   база данных существующих образовательных программ;

                   анализ перспектив развития данного сектора экономики в конкретном регионе;

                   оценка перспективности подготовки специалистов для данного сектора экономики на определенном образовательном уровне (количественный анализ оценки рынка труда).

Второй этап — организационный

Целью данного этапа является установление устойчивых связей с корпоративными партнерами. В рамках его подготавливаются договора о сотрудничестве, отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями корпоративных партнеров, т. е. создаются элементы будущей системы корпоративного партнерства, определяются формы корпоративного партнерства, формируется круг корпоративных партнеров учебного заведения.

Не всегда профессиональным колледжам удается успешно установить контакты с работодателями. Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Порой это может случиться из-за отсутствия взаимных интересов, или неумения найти взаимные интересы из-за отсутствия определенных коммуникативных навыков, из-за неумения со стороны представителя учебного заведения правильно выстроить переговорный процесс, подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров. Для чего рекомендуется тщательно готовить каждый визит корпоративному партнеру.

Подготовить визит, а именно:

                   цели визита и задачи, которые необходимо решить в ходе визита следует предварительно обсудить на рабочем совещании в учебном заведении;

                   до визита к корпоративному партнеру желательно получить максимум доступной информации о нем, чтобы показать знание и заинтересованность в процессе общения (размер предприятия, основные направления деятельности, принадлежность к профессиональным ассоциациям и т. д.);

                   необходимо заранее договориться о встрече и строго следовать этой договоренности;

                   при выборе контактного лица (сотрудника, направляемого к корпоративному партнеру), желательно обеспечить равный корпоративный статус (недопустимо к директору крупной фирмы направлять преподавателя или, тем более, студента);

                   заранее подготовить презентационный пакет учебного заведения и предложения по сотрудничеству. Представителя учебного заведения снабдить личной визитной карточкой;

                   при организации встречи на территории учебного заведения, необходимо обеспечить спокойную, уютную атмосферу, предусмотреть кофейную, или чайную паузу.

Закрепление результатов переговоров:

                   подготовка документов по итогам переговоров;

                   обсуждение проектов, подготовленных документов на рабочем совещании в учебном заведении, корректировка документов;

                   подготовка к следующему контакту с корпоративным партнером;

                   поддержание достигнутых результатов через постоянные контакты.

Важнейшей задачей второго этапа является оценка рынка труда.

Специалисты учебного заведения должны осуществлять эту деятельность, привлекая различные источники информации, в том числе данные государственной и ведомственной статистики, отделов труда, органов управления образованием, разработки исследовательских центров, результаты собственных исследований и опросов и др.

Оценку квалификационных требований работодателей, степени соответствия знаний и умений выпускников потребностям рынка труда учебное заведение может проводить, используя простейшие социологические приемы и методы (анкетирование, интервьюирование).

Результатом второго этапа формирования системы корпоративного партнерства, должны стать:

                   подписанные договора о сотрудничестве с различными категориями корпоративных партнеров о прохождении практики студентами, о трудоустройстве выпускников, об экспертизе учебно-методической документации, о непрерывном образовании, о стажировке педагогических работников и т. д.;

                   статистические и аналитические материалы о положении на рынке труда, его количественных и качественных параметрах, структуре квалификационного спроса по интересующим профессиям.

Основным итоговым результатом второго этапа должно стать создание основных структурообразующих элементов будущей системы корпоративного партнерства.

Третий этап — системообразующий

Целью данного этапа является объединение в систему имеющихся и создающихся элементов корпоративного партнерства. Взаимодействие с партнерами становится устойчивым и постоянным, поддержка контактов с работодателями переходит в разряд важнейших функциональных обязанностей персонала профессионального колледжа. Для этого вносятся уточнения в должностные инструкции, мероприятия по корпоративному партнерству включаются в план работы учебного заведения и т. д. Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения становится формирование организационных структур корпоративного партнерства, объединяющих всех участников этого процесса, регулирующих отношения между ними.

В частности, Попечительские Советы, которые включают в себя представителей учебных заведений, индустрии, профессиональных ассоциаций, органов управления образованием, органов труда. Деятельность этих Советов осуществляется согласно Положению о корпоративном партнерстве в среднем специальном, профессиональном образовании в Республике Узбекистан.

На заключительном, третьем этапе формирования системы корпоративного партнерства, взаимодействие учебного заведения со всеми заинтересованными сторонами выводится на технологический уровень. Формируются технологии корпоративного партнерства на уровне учебного заведения.

Итогом третьего этапа должны стать:

                   должностные инструкции различных категорий работников учебного заведения, дополненные обязанностями по работе с корпоративными партнерами;

                   план работы учебного заведения с мероприятиями по корпоративному партнерству;

                   типовые документы по корпоративному партнерству, включающие в себя договора, положения о практике студентов, о стажировке преподавателей, о работе Попечительского Совета, о согласовании учебно-методических материалов, о трудоустройстве выпускников и т. д.;

                   постоянно действующий Попечительский Совет;

                   устойчивое сотрудничество с различными категориями корпоративных партнеров.

Профессиональным колледжам необходимо, чтобы достигнутые на последнем этапе результаты постоянно поддерживались и закреплялись, так как в переходном периоде нет еще устойчивости в функционировании корпоративного партнерства и сама система, находится под влиянием субъективных начал в управлении корпоративным развитием.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle