Библиографическое описание:

Медведева Я. С. Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Милосердие» // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 878-886.



 

Проблема нравственного развития и воспитания человека беспокоила общество всегда и во все времена. И на сегодняшний день данная проблема не утратила свою актуальность и значимость, так как именно в наше время участились случаи жестокости и насилия. В решении этого вопроса учитель занимает не последнее место, поэтому именно он должен обязательно уделять данной проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что целью учителя является работа по ознакомлению учащегося с принципами и основами морали и этики. Ведь именно педагог способствует формированию нравственных представлений и ориентиров. А нравственность человека с детского возраста складывается из его добрых поступков, которые впоследствии закрепляются в его сознании. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что для решения данной проблемы необходимо провести анализ нравственных представлений школьников с помощью таких методов исследования как анкетирование и опрос. Их необходимо использовать для входной и итоговой диагностики с целью установления динамики развития представлений школьников о такой ценности как милосердие. Исследование, предполагается провести в три этапа — первый проведение входной диагностики, второй проведение ряда мероприятий, одним из которых выступает мероприятие по милосердию, и третий — проведение итоговой диагностики и подведение итога.

Цель: достичь осмысления понятия “милосердие” как главной черты человеческого отношения к ближнему, воспитывать в учениках чувство милосердия.

Задачи:

                    раскрытие сущности понятия милосердия;

                    анализ понятия «милосердие», установление его собенностей;

                    осознание значимости доброжелательного и милосердного отношения к людям как ценности и сущности духовной жизни человека.

Образовательные:

                   выявить особенности понятий милосердие, сострадание, добро;

                   формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением анализа личного опыта.

Воспитательные:

                   формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения, неравнодушного отношения к окружающим людям;

                   формировать положительное отношение к нравственным поступкам.

Развивающие:

                   развивать коммуникативные умения и навыки;

                   развивать логическое мышление, эмоциональную сферу;

                   развивать творческие способности.

Оборудование: раздаточный материал с пословицами, притчами, стикеры.

Предварительная работа: подготовка необходимых для проведения занятия притч и пословиц, стихотворения


Этапы

Приёмы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Личностные результаты

Организационный

Беседа

3 мин

Приветствие ребят.

Друзья, я хочу предложить вам выполнить одно упражнение «Почувствуй ближнего». Вам нужно встать, и дотронуться до плеча соседнего товарища так, чтобы вы образовали круг. Когда ребята образовали круг, педагог произносит слова: " Дети, а знаете ли вы, что круг — это символ единства, вечности, сплочения. Круг превосходит все геометрические формы.

Я надеюсь, что данное упражнение позволило вам почувствовать друг друга».

Приветствие учителя.

Ребята слушают речь педагога, затем выполняют упражнение " Почувствуй ближнего»: по цепочке все дотрагиваются до соседа, и круг замыкается.

Ребята соглашаются с учителем и садятся на места.

Коммуникативные (умение слушать и слышать, формулировка собственного мнения)

 

Сформированность мотивации. Готовность к саморазвитию.

 

Актуальность темы

Беседа

7 мин

«Дети, давайте объединимся в три группы для дальнейшей работы.

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о милосердии. Перед вами деревце. Но оно без листочков. Его листочки смогут нам рассказать о чувствах и эмоциях, которые вызывает у вас данное слово «милосердие». Попробуем «вырастить» листочки на этом пока еще голом деревце, чтобы оно стало красивым и радующим глаза и душу.

В ходе нашего занятия вы сможете написать на стикерах, как именно вы представляете милосердие. В конце мероприятия все вместе мы сможем оценить наше деревце и возможно каждый откроет для себя что-то новое в своем представлении о милосердии.

Для этого я предлагаю вам послушать одно стихотворение

«Милосердие и Сострадание» (Людмила Фоменок)

Что за слова: «милосердие», «сострадание» -

они не известны в современном мире.

К чему идешь ты, мать-Россия,

что тебе не знакомы слова такие?!..

Никто не смотрит никому в глаза,

и человек один средь множества людей.

И не тревожит крик, летящий в небеса

ненужных стариков, животных и детей.

Все заняты добычей блага для себя,

любым путем идя, чтобы всего добиться;

не думая о том, что оттолкнув тебя,

им к теплоте души труднее возвратиться.

Животных для утех и смеха убивают,

в угоду похоти насилуют детей...

Откуда в нас жестокость, злость бывает,

что из людей мы превращаемся в зверей?

Но звери злобно не ведут себя,

не мучают, вытягивая жилы.

Им убивать приходится не зря -

чтоб вырастить потомство и остаться живым.

Не замечая боль, не зная милосердия,

не может человек быть Главным Существом.

Ведь для любви и к ближним сострадания

он был задуман Высшим Божеством.

Так будем же добрее мы друг к другу,

подарим ближнему и радость, и тепло.

И то, что отдадим соседу или другу,

вернется к нам. И принесет ДОБРО!

Учитель спрашивает ребят:

«Как вы думаете, что хочет автор донести до нас? Что его беспокоит?

Какова основная проблема в данном стихотворении?

Согласны ли вы с основной проблемой, которую затрагивает автор в данной стихотворении?»

 

Ребята, а что вы могли взять из этого стихотворения, чтобы можно было добавить на наше дерево? Давайте, каждый напишет на стикере, чтобы он хотел отнести к милосердию.

Да, ребята, вы оказались правы, а давайте выясним, что для каждого из вас значит слово «милосердие»?

 

Ребята, вы молодцы, согласна с вашими высказываниями. Но насколько же мы с вами правы? Давайте посмотрим, как определяется слово милосердие в толковом словаре Ожегова: «Милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Что нового вы услышали в этом определении?

Да, дети, вы хорошо это заметили.

Дети объединяются в три группы.

 

 

 

 

 

 

 

По мере заполнения стикеров, размещают их на деревце, которое постепенно обрастает листочками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята внимательно слушают вопросы педагога. Обсудив их в группах, дети отвечают на предложенные вопросы:

«Автор хочет донести до нас основную проблему нашего времени — это отсутствие милосердия и сострадания к окружающим.

Да, мы согласны с мнением автора, так как действительно именно сейчас очень мало поступков, которые были бы наполнены состраданием к ближнему. Люди ведут себя равнодушно и жестоко по отношению к другим, даже не замечая этого».

Ребята пишут на листочках:

«помощь старикам, детям и животным», «поддержка окружающих», «сострадание к ближнему», «доброта друг к другу».

Ученики, подумав, отвечают:

Для меня милосердие — это помощь другим. А для меня милосердие — это понимание боли и проблем окружающих».

Ребята, подумав в группах, отвечают: «Из данного определения можно добавить к нашему дереву, что милосердие — это прощение».

Личностные действия (смыслообразование).

Коммуникативные действия (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации).

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения и потребностей.

 

Основной

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра

20 мин

Ребята, а сейчас давайте окунемся в мир литературы и вспомним произведения, где мы можем встретить проявления милосердия. Каждая из групп по жребию вытянет листочек с название литературного произведения в течение 3 минут обсуждения попробует обосновать, где в нем встречается проявление милосердия, а затем в течение 3 минут доказать свою позицию. Итак... (учитель предлагает учащимся вытянуть из ящичка листочки с литературными произведениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, молодцы. Примеры милосердия в литературных произведениях более чем красноречивы.

Однако, чтобы действительно не только понять, но и прочувствовать истинное предназначение милосердия, как милого сердца, его необходимо прочувствовать и пережить. Для этого, мне бы хотелось предложить вашему вниманию следующее небольшое задание, которое позволит вам, как я надеюсь, почувствовать и осознать, как важно в жизни проявлять милосердие.

Милосердие неоднократно являлось предметом анализа и размышлений различных авторов. Существуют притчи, содержание которых затрагивает милосердие как качество личности. И я предлагаю их вам.

 

Учитель раздает трем группам карточки, на которых написаны три небольшие притчи.

 

Пожалуйста, внимательно прочитайте доставшуюся вам притчу и отразите её содержание в виде сценической миниатюры.

Ответьте на вопросы: Какие чувства вызвала у вас притча и почему? Наполнилось ли для вас милосердие новым содержанием в результате ознакомления с притчей? Если нет, то почему? Если да, то каково оно?

«Притча о сострадании» (Филун Джарин)

***

Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос:

— Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?

— Я это понимаю, как помощь старикам и детям, — первым подал голос Шин.

— А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, — быстро добавил Вэй-Минь.

— А для меня, — серьёзный голос Гуана, заставил всех повернуться к нему, — это

промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.

— Правильно, — одобрил Учитель притихших учеников. — Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную.

Но знайте, что самое большое сострадание, в умении не отвернуться, а выслушать чужую скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело. А это удел только очень сильной личности.

 

Учитель спрашивает класс: «Дети, как вы можете описать свои чувства, которые вызвала у вас эта притча?»

 

Ребята, а что мы могли бы взять из этой притчи для нашего деревца?

 

 

Дети, давайте теперь посмотрим следующую притчу.

***

Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее.

Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда — ни сюда.

А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает!

И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.

— Эй, помоги! — принялось кричать воровство что есть сил.

А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.

— Освободи меня! — еще громче стало взывать к нему воровство. — А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!

— Нет, — говорит милосердие. — Не стану я помогать тебе!

— Как?! — возмутилось воровство. — Ты же ведь — милосердие!

— Да, — милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.

— Но ведь он же прибьет меня!

— Не прибьет, — улыбнулось милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!

И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство.

Что тот и сделал.

Потому что многим был обязан милосердию...

 

Ребята, а что по-вашему в этой притче является милосердием?

Учитель спрашивает: «Так что же мы возьмем для нашего дерева из этой притчи?»

 

 

 

 

Хорошо, молодцы, наше деревце пополняется.

Давайте выслушаем третью притчу.

 

«Жалость и сострадание» (Наталья Папахова)

***

Встал человек на Путь и пошёл. Встретилась ему на пути Неприятность. Одна. Другая. Третья. Трудности собрались толпой на пути. Препятствия всё труднее возникают. Замедлил человек свой бодрый шаг, призадумался: то ли идти, то ли не идти, то ли этой дорогой, то ли не этой…

Прибежала Жалость:

— Ой, ты несчастненький! Ой, как тебе сочувствую! И за что тебе такое?! — и напустила слёзную лужу.

Подошло и Сострадание:

— Ничего страшного, и это пройдёт! Ты же сильный, ты — дух, а потому справишься со всем земным. Чем могу тебе помочь? — спросило Сострадание.

Оглянулся человек вокруг и видит: лужа Жалости всё расползается и расползается, того и гляди всё затопит, что и шагнуть будет некуда. Не ровен час и Саможаление появится… Посмотрел человек на Сострадание. Взгляд уже у него жалобный такой.

А Сострадание улыбается в ответ ободряюще:

— Иди, мол, смело вперёд, двигайся решительно, пока путь совсем не перекрыт.

Собрал человек свои силы и, перепрыгнув через лужу слезливой Жалости, бодро зашагал дальше к новым Трудностям навстречу.

А Сострадание уже торопится к другому путнику, чтобы поспеть, пока Жалость его не затопила и Саможаление не одолело.

 

Учитель задает вопрос: «Дети, а что в этой притче мы увидели?»

 

Обратите внимание, как распушилось наше деревце.

Вы обратили внимание на те стороны милосердия, которые на первый взгляд иногда бывают не видны, но требуют, чтобы над ними задумались и осмыслили их.

 

Очень емко и красноречиво отражают смысл некоторых понятий пословицы. Ведь это опыт, накопленный человечеством, в котором отражаются и его размышления, и выводы, и смысл жизненных ценностей. Немало таких афоризмов и пословиц о милосердии. Попробуем осмыслить их и вставить пропущенные, но подходящие по смыслу слова.

 

Учитель раздает ученикам листочки с пословицами.

 

Ребята, вы молодцы, смогли найти логическую цепочку слов, надеюсь, это помогло вам уловить истинный смысл всех пословиц.

 

Ребята, а давайте посмотрим на наше дерево милосердия. Обратите внимание, каким оно стало. Прочитаем, что же такое милосердие.

 

Как теперь вы понимаете милосердие? Что требует от чего такое качество? Трудно ли быть милосердным? Возможно ли это? И что для этого нужно? Почему понятие милосердие так многозначительно и есть столько тонкостей в его понимании.

Ребята совещаются в группах и обсуждают произведения:

  •                 По А. С. Пушкину в произведении «Капитанская дочка» мы понимаем, что именно милосердие лежит в основе совестливости.
  •                 Ф. М. Достоевский в «Преступление и наказание» показывает, как Раскольников отдаёт свои последние деньги семье Мармеладовых.
  •                 В. Г. Короленко об этом много писал — взять хотя бы историю из произведения «В дурном обществе», где рассказывается о детях подземелья (история с куклой)
  •                 В. Г. Распутин «Уроки французского»
  •                 К. Г. Паустовский «Телеграмма»
  •                 И. П. Солженицын «Матренин двор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа получает текст с притчей. Ребята самостоятельно в ходе обсуждения решают, кто будет героями притчи, кто будет читать содержание, то есть быть автором, а кто примет пассивное участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: «Я для себя сделал вывод, что милосердие очень многогранно, что его нельзя охарактеризовать одним словом. Я понял, что милосердие для каждого человека свое, оно не может быть одинаковым у каждого. Я осознала, что милосердие — это сложное понимание своевременной помощи ближнему».

Дети приклеивают еще два листочка: «ощущение остроты чужих переживаний», «умение промолчать

Вешают листочки на деревце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый высказывает свое мнение: «Я считаю, что милосердие — это умение простить оступившегося человека. А я считаю, что милосердие — это способность дать человеку шанс на исправление».

Дети, посовещавшись, решают повесить два листочка: «милосердие — это умение простить оступившегося человека», «милосердие — это способность дать человеку шанс на исправление».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята отвечают: «Мы думаем, что здесь автор нас подводит к пониманию того, что милосердие должно быть близко к состраданию, но не к жалости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают учителя, а затем читают раздаточный материал.

Посовещавшись в группах, ребята читают пословицы и дополняют.

                   Кость, брошенная собаке, не есть (милосердие). (Милосердие) — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Лондон Д.)

                   Мы (молимся) о милосердии, и эта (молитва) должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам. (Шекспир У.)

                   (Холод) милосердия есть молчание сердца; (пламя) милосердия есть ропот сердца. (Августин)

                   Чрезмерная жажда (власти) привела к падению ангелов; чрезмерная жажда (знания) приводит к падению человека; но (милосердие) не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку. (Бэкон Ф.)

                   (Ошибочное) милосердие не только слабость, но граничит с (несправедливостью) и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок. (Филдинг Г.)

                   Милосердие предпочтительнее (справедливости). (Вовенарг)

Каждый (милосердный) поступок — это (ступень) лестницы, ведущей к небесам. (Бигер Г.)

 

 

 

 

Читают надписи на листочках.

 

Ребята смотрят на преобразовавшееся дерево и говорят: «Дерево показывает нам всю многосторонность слова «милосердие», с помощью него мы можем увидеть, как много определений включено в это понятие».

Главное — это не быть равнодушными к окружающим. А неравнодушие подразумевает наличие действенной, стимулирующей помощи, но ни вызывающей жалость и лень со стороны того, кому хотят помочь.

Коммуникативные действия (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, планирование учебного сотрудничества со сверстниками).

 

 

 

 

 

 

Личностные действия (нравственно-этическая ориентация)

 

 

 

 

 

Общеучебные универсальные действия (поиск и выделение, извлечение необходимой информации).

Логические универсальные действия (самостоятельное создание алгоритмов деятельности,)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные действия (саморегуляция).

Логические универсальные действия (установление причинно-следственных связей).

Коммуникативные действия (выражение своих мыслей в соответствии с условиями коммуникациями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения и потребностей.

 

Личностные.

Освоение социальных ролей.

Готовность способностей вести диалог и добиваться взаимопонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные.

Формирование нравственных качеств.

Формирование осознанности к поступкам.

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Частично-поисковый метод

7 мин

Дорогие ребята, давайте вспомним все, что было рассмотрено сегодня в течение нашего ознакомления с милосердием, что было сделано и попробуем ответить на следующие вопросы:

        сегодня я узнал...

        было трудно…

        я понял, что…

        я научился…

        я смог…

        было интересно узнать, что…

        меня удивило…

Дети высказывают собственное мнение:

«Я понял, что нужно быть внимательнее к тем, кто рядом с нами. А я решила, что нужно помогать тем, кто просит у тебя поддержки. Я решил, что если мы будем проявлять сострадание, то мир будет лучше».

Личностные (смыслоообразование)

Коммуникативные (выражение своих мыслей в соответствии с условиями коммуникации).

Готовность способностей вести диалог и добиваться взаимопонимания.

Заключительный

беседа

2 мин

Прощание с ребятами.

Прощание с учителем.

 

 


 

Литература:

 

  1.              https://www.stihi.ru/2011/06/28/7078
  2.              http://www.ozhegov.org/
  3.              https://www.proza.ru/2011/12/29/1518
  4.              http://kuzrab.ru/rubriki/dosug/miloserdie/
  5.              http://culture-into-life.ru/natalia_papahova_jalost_i_sostradanie_pritcha/
  6.              https://docs.google.com/document/d/1LVBGePIdl5UO2B_-lpo0huv207y_pffuuFr7lISLs8Y/edit?pli=1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle