Библиографическое описание:

Золотова Н. Н., Эргашев Б. Н. К вопросу диагностики и лечения статических деформаций скелета у детей (литературный обзор) // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 267-270.



 

За последнее десятилетие сформировались негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей и подростков. В условиях интенсификации учебного процесса, на фоне неблагоприятных социально-гигиенических условий и сложной экологической обстановки, детский организм остро нуждается в двигательной активности, которой он обделен в силу вышеуказанных факторов [2,5,10,19].

Из-за большого количества статических деформаций скелета, мы в своей работе рассмотрим лишь наиболее часто встречающиеся из них: нарушения осанки и плоскостопие.

Количество детей с нарушением осанки по данным разных исследований составляет от 60 до 80 % [12,16,18]. Имеются доказательства того, что функциональные нарушения костно-мышечной системы в детском возрасте представляют большую угрозу здоровью, так как они становятся почвой, на которой формируются более стойкие нарушения и заболевания не только костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем [5,8]. Снижение демпфирующей функции позвоночника с нарушениями осанки и уплощением стоп, способствует постоянным микротравмам сосудов головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что сопровождается быстрым утомлением, частой головной болью, эмоциональной лабильностью, нарушениями когнитивных функций. Отклонения от нормальной осанки принято обозначать, как нарушения осанки в том случае, если по результатам углубленного обследования не выявлены заболевания позвоночника или других отделов опорно-двигательного аппарата (ОДА). Следовательно, нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, и, по сути, являются состоянием предболезни [20]. Наблюдения автора позволяют сделать вывод, что ноги и позвоночник человека составляют основу ОДА.

И. Т. Батришин, Т. Н. Садовая (2007) [6], Н. С. Бирченко (2005) [7] считают, что развитие отклонений в становлении ОДА ребенка (в частности, формирование мышечного корсета туловища и регуляция его тонуса) зависит от функциональной межполушарной асимметрии, поэтому необходимо учитывать биомеханику двигательного аппарата, деятельность скелетных мышц, и нейрофизиологию его обеспечения.

При функциональной недостаточности стоп и плоскостопии смещается общий центр тяжести тела человека. Наиболее вероятной причиной этих нарушений как считает А. М. Аксенова (2007) [1], является натальная травма. Как отмечают автор, из 110 осмотренных новорожденных через несколько часов после рождения, только 8 признаны здоровыми, у остальных 935 детей выявлено наличие церебральных дисфункций, из которых у 47 детей диагностирована ишемия в вертебробазилярном бассейне. Для выявления нарушений осанки [17], предлагают использовать методы ультразвуковой диагностики и статокинезометрии, которые выявили значительную разницу в толщине контралатеральных мышц спины у детей с фронтальными нарушениями осанки: толще были мышцы с вогнутой части позвоночника.

В последние годы появились отечественные разработки для проведения топографического и фотометрического обследования. Данные исследования, основанные на современных компьютерных технологиях, улучшили диагностику статических деформаций позвоночника у детей, увеличили возможность выявления данной патологии на ранних стадиях развития. Разработанная программа комплексного обследования детей со статическими деформациями позвоночника позволила снизить частоту рентгенологического обследования и оценить эффективность лечебных мероприятий [21]. Распространенность нарушений костно-мышечной системы и их высокая социальная значимость определяют необходимость поиска эффективных методов диагностики и коррекции статических деформаций позвоночника и стоп у детей [9,13,22]. Многими авторами используется разный методологический подход к оценке нарушений осанки и плоскостопия, что усложняет разработку эффективных методик лечения [9,10,14]. Проблема ранней диагностики заболевания стоп является актуальной при выборе способов профилактики, лечения и оценки их эффективности. Поставить диагноз «плоскостопие» у детей старше 7 лет несложно, так как именно к этому возрасту происходит формирование всех сводов стопы, костный аппарат окостеневает, крепнет и пропадает возрастная выемка стопы, которая у маленьких детей заполнена жировой подушкой, маскирующей костную основу стопы. По данным литературы [1,3,7], в настоящее время существует множество различных методик, позволяющих оценить высоту свода стопы и степень ее распластанности. Среди существующих методов диагностики патологии стопы выделяют следующие: визуальная оценка стопы, подометрия, методы планто-контурографии, гониометрия, рентгенография, ихнометрия, динамометрия (регистрация опорных взаимодействий), методы видеорегистрации и миотонометрии. Однако многие из существующих методик — дорогостоящие и достаточно трудоемки.

В комплексном лечении нарушений осанки и плоскостопия наряду с занятиями лечебной физической культурой, массажем, физиотерапией и плаванием, пациентам успешно применяются методики биологически обратной связи (БОС), основанный на целенаправленной активации резервных возможностей организма и имеющий широкий спектр применения. Только БОС дает возможность объективно контролировать условия и процесс тренировки и всегда точно знать, какие мышцы надо тренировать [4,8]. Другим способом лечения является поддержание осанки с помощью корректоров (реклинаторов) осанки, которые обеспечивают лишь пассивную компенсацию имеющегося дефекта и не оказывают тренирующего воздействия на мышцы, ответственные за формирование правильной осанки. Консервативная терапия детей с деформациями позвоночника должна быть комплексной, многокомпонентной и многоэтапной [15] На основании вышеизложенного А. М. Аксенова с коллегами (2007) [1] разработали комплексную программу миокоррекции для детей с нарушениями осанки и сколиозами. Она включает: лечебный глубокий массаж по авторской методике, краниосакральную терапию и специальные упражнения для коррекции нарушенного мышечного тонуса.

Для приостановки прогрессирования деформаций органов опоры, а также для предотвращения вторичных изменений в суставах стопы, А. А. Потапчук (1998) [21] и др. [16], рекомендуют применять физиотерапевтические процедуры, целый комплекс упражнений, массаж стоп со всех сторон от носка к голеностопному суставу и обязательное ношение стелек-супинаторов.

Анализ литературы по проблематике коррекции нефиксированных нарушений ОДА у детей позволяет сделать заключение, что многие аспекты данной проблемы подробно изучены или находятся в поле зрения исследователей. Однако, поиск путей оптимизации комплексной программы, включающей совершенствование диагностики, лечения и реабилитации, прежде всего на ранних стадиях нарушения осанки и плоскостопия определяет перспективу дальнейших исследований.

 

Литература:

 

  1.    Аксенова А. М. Миокоррекция при лечении сколиозов.// ЛФК имассаж. Спортивная медицина. Издат. — ООФ «Социальное развитие России».-Москва, 2007.- № 8. — С. 13–17.
  2.    Ананьева Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников с нарушениями осанки /Т. Г. Ананьева //Валеология и физическая реабилитация в учебно-исслед. работе. -Белгород, 1996. — С. 49–52.
  3.    Бакурский С. Н. Топографо-анатомическое обоснование функциональной разновысокости ног и ее роль в развитии нарушения осанки у детей. Автореф. канд. дисс. — Воронеж, 1999. — 23с.
  4.    Бальжирова Е. П., Дуйбанова Н. В., Краснояров Г. А., Бимбаев А.Б-Ж. Роль функционального биоуправления в коррекции плоскостопия // Клиническая медицина. Бурятский мед.университет (Улан-Удэ).- 2009, № 2 (66).-С.17–18.
  5.    Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей (новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях) / руководство для врачей.- М., 2008.- 424с.
  6.    Батришин И. Т., Садовая Т. Н. Разновысокость нижних конечностей с перекосом таза и фронтальная деформация позвоночника. // Хирургия позвоночника. Нижневартовск, 2007.- № 3.- С. 39–44.
  7.    Бирченко Н. С. О связи функциональной асимметрии мозга и развитияидиопатического сколиоза у детей [Текст] / Н. С. Бирченко, В. В. Ендолов //Бюллетень ситбирской медицины. Тезисы докладов V Сибирского физиологического съезда / Сибирский гос. мед. ун-т. — Томск, 2005. — Т. 4. — Приложение 1. — С. 173.
  8.    Бутуханов В. В., Бутуханова Е. В. Функциональные методы лечения сколиоза у детей.// Гений ортопедии.-№ 4.-2003, С.115–118.
  9.    Гайдук А. А., Потапчук А. А. Физическая реабилитация детей школьного возраста со статическими нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Ученые записки СПб.ГМУ им. акад. И. П. Павлова.- 2012. — № 1.- С. 116–118.
  10. Гребнева Н. Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, А. Б. Загайнова. — Тюмень: Изд. Тюменского ГУ, 2001. — 108 с.
  11. Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс. — Москва: «Советский спорт», — 2000. — 224 с.
  12. Гутерман Т. А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6–7 лет средствами оздоровительной физической культуры: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук. / Т. А. Гутерман — Краснодар, 2005. — 25 с.
  13. Кирпичев И. В. Клинико-функциональная диагностика сколиотической болезни у детей: автореферат дис.... канд. мед. наук.- Иваново,2005.- 21с.
  14. Клестов В. В. Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений. дисс. канд. мед. наук: Москва, 2004. — 122 с.
  15. Котешева, И. А. Лечение и профилактика нарушений осанки [Текст] / И. А.Котешева. — М.: Эксмо, 2002. — 208 с.
  16. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995. — 400 с.
  17. Ли И. М., Ситель А. Б. Формирование опорно-двигательного аппарата у детей с натальной краниоцервикальной травмой //Мануальная терапия.- 2011, № 3 (43).- С.41–47.
  18. Малахов О. А. О состоянии ортопедо-травматологической помощи детскому населению Российской Федерации и перспективах ее развития. // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. -2001.- № 3. — С. 3–6.
  19. Мандриков В. Б. Теория и практика профилактики и реабилитации нарушений опорно-двигательного аппарата / В. Б. Мандриков, Л. В. Царапкин, А. И. Краюшкин и др. // Моногр. Волгоград, 2009. — С. 200.
  20. Попков А. В., Меньшикова И. А., Ершов Э. В. Деформации позвоночного столба при укорочении нижних конечностей и их коррекция (обзор литературы). //Гений ортопедии. Курган, 2006.-№ 2. — С.109–114.
  21. Потапчук А. А. «Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников средствами физического воспитания» // Автореф. дис. канд. мед. наук, С-Пб., 1998 г., 18с.
  22. Фёдорова С. А. Консервативные методы коррекции статических деформаций позвоночника у детей и подростков и их эффективность. Автореф. дис.... канд. мед. наук — Москва, 2007.- 22 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle