Библиографическое описание:

Попова А. Г. Внешняя торговля товарами как источник формирования доходов федерального бюджета // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 614-617.



 

В статье представлены результаты исследования поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета, администрируемых Федеральной таможенной службой, и дана оценка факторов, оказывающих существенное влияние на уровень их формирования.

Ключевые слова: таможенные платежи, доходы федерального бюджета.

 

Внешняя торговля товарами является не только источником формирования ресурсов внутреннего товарного рынка, оказывая при этом существенное влияние на развитие оборота розничной торговли и его товарную структуру, а также формой реализации товарной продукции на мировом рынке, но и одним из источников формирования доходов федерального бюджета, от величины которых в значительной степени зависит социально-экономическое состояние страны, в частности уровень жизни россиян. При этом «экономические интересы страны обеспечиваются федеральными службами и в значительной степени фискальными, такими как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба» [8, с. 143].

Следует отметить, что внешняя торговля товарами, как одна из сфер экономики страны, обусловливает на уровне хозяйствующих субъектов реализацию внешнеторговых операций, которые «представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи» [5, с. 11]. При этом «осуществление всех видов внешнеторговых операций по обмену продукцией в материально-вещественной форме и их содержание обеспечиваются таможенными режимами (процедурами)» [7, с. 17]. Так, обмен товарами в рамках исполнения импортной операции предусматривает выбор участником внешнеторговой деятельности таможенной процедуры, которая представляет собой «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами» [1, статья 4], указывающей конечную цель использования предмета международной коммерческой сделки на таможенной территории Таможенного союза, однако при этом одним из трех условий помещения товара под заявленную процедуру является «уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов» [1, статья 210; 2], в частности, под ввозной таможенной пошлиной мы понимаем «обязательный платеж, применяемый таможенными органами в отношении отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза как в коммерческих целях, так и для личного пользования, и перечисляемый в доход государства — члена Таможенного союза» [6, с. 239], а при реализации экспортной операции — «уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин» [1, статья 213; 2].

Следовательно, обязанности сторон контракта купли-продажи товара предусматривают исполнение такой операции как ввоз товаров иностранного происхождения на территорию Российской Федерации, так и вывоз товаров отечественного производства с территории Российской Федерации в соответствии с заявленной таможенной процедурой, «которая в свою очередь обусловливает выполнение участником внешнеторговой деятельности такой обязанности (действия), как уплата таможенных платежей в установленные для этого сроки» [9, с. 166].

Таможенные платежи, применяемые к товарам при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и при их вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза, закреплены в 70 статье Таможенного кодекса Таможенного союза.

Безусловно, своевременность и полнота уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза является, с одной стороны, обязанностью участника внешнеторговой деятельности, а с другой — одной из функций таможенных органов Российской Федерации, предусматривающей контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты с целью последующего перечисления в доход федерального бюджета [4, с. 44].

В этой связи отмечаем, что Федеральная таможенная служба, выступая администратором доходов федерального бюджета, ежегодно принимает участие в формировании проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

Результатом администрирования таможенных платежей Федеральной таможенной службой в 2014 году явилось перечисление в доход федерального бюджета 7 100,6 млрд руб., что на 535,2 млрд руб., или на 8,2 % больше, чем в 2013 году.

В 2014 году поступления в доход федерального бюджета, администрируемые Федеральной таможенной службой, включали:

          вывозные таможенные пошлины (4 637,1 млрд руб. против 4 058,0 млрд руб. в 2013 году);

          налог на добавленную стоимость (1 631,0 млрд руб. против 1 561,9 млрд руб. в 2013 году);

          ввозные таможенные пошлины (568,1 млрд руб. против 596,7 млрд руб. в 2013 году);

          вывозные таможенные пошлины, уплачиваемые в соответствии с Соглашением о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года (110,1 млрд руб. против 105,0 млрд руб. в 2013 году);

          акцизы при ввозе товаров (60,1 млрд руб. против 56,9 млрд руб. в 2013 году);

          утилизационный сбор (43,7 млрд руб. против 49,5 млрд руб. в 2013 году);

          таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами (24,4 млрд руб. против 44,7 млрд руб. в 2013 году);

          таможенные сборы (16,4 млрд руб. против 16,3 млрд руб. в 2013 году);

          иные платежи (9,7 млрд руб. против 76,4 млрд руб. в 2013 году) [10].

Необходимо отметить, что значительный вклад в формирование таможенных платежей, перечисляемых в доход федерального бюджета, вносит Центральное таможенное управление и Белгородская таможня. Так, Центральное таможенное управление перечислило в доход федерального бюджета в: 2014 году 809 млрд руб., что на 4 % больше, чем в 2013 году, из них: импортная составляющая в общей сумме доходов федерального бюджета составила более 798 млрд руб., а экспортная составляющая — свыше 3,7 млрд руб.; 2013 году 776 779,5 млн руб., из них: таможенные платежи при импорте товаров составили 766 981,21 млн руб., при экспорте товаров — 2 174,63 млн руб.; 2012 году 748,57 млрд руб. [11].

Белгородская таможня в доход федерального бюджета перечислила в: 2014 году 21 679,47 млн руб.; 2013 году 25 539,24 млн руб.; 2012 году 30 471,69 млн руб. [11, 12].

Следует отметить, что сокращение объема перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета Белгородской таможней в 2014 году обусловлено следующими факторами:

          сложившейся обстановкой на юго-востоке Украины, которая привела к изменению логистических маршрутов перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;

          приостановлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 5 сентября 2014 года ввоз на территорию Российской Федерации кондитерских изделий АО «ПО «КОНТИ» и Компанией «АВК» (Украина) в целях обеспечения прав потребителей;

          введением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору временных ограничений на поставку в Российскую Федерацию продукции растительного происхождения из стран Европейского союза, Республики Молдова и Украины;

          вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 «О мерах по реализации указа Президента РФ от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», о введении запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, сроком на один год [3].

Безусловно, влияние указанных выше факторов негативно отразилось на физических и стоимостных объемах импорта фискальноемких товаров, перемещаемых в регионе деятельности Белгородской таможни (табл.).

 

Таблица

Физические и стоимостные объемы некоторых фискальноемких ввозимых товаров в регионе деятельности Белгородской таможни за 2013–2014 годы

ТН ВЭД

ЕАЭС

Вес, т

Таможенная стоимость, млн руб.

2014 г. к 2013 г.(+,-)

2013 г.

2014 г.

2013 г.

2014 г.

Вес, т

Таможенная стоимость, млн руб.

86

354,12

112,50

26 452,84

6 276,89

-241,62

-20 175,95

85

30,45

20,19

7 318,81

5 011,76

-10,26

-2 307,05

84

54,24

56,61

13 010,82

19 084,21

2,37

6 073,39

73

198,65

217,20

10 555,09

10 630,62

18,55

75,53

72

979,55

854,75

22 614,61

23 041,05

-124,80

426,44

69

186,01

139,11

2 894,92

2 628,16

-46,90

-266,76

39

33,23

21,07

3 581,63

2 665,03

-12,16

-916,60

25

5 519,36

4 996,28

4 629,20

4 293,74

-523,08

-335,46

21

19,41

18,89

1 704,75

2 257,34

-0,52

552,59

18

38,61

24,95

4 080,98

2 956,92

-13,66

-1 124,06

Составлена на основе оперативных данных Белгородской таможни.

 

Таким образом, рост таможенных платежей, перечисляемых в доход федерального бюджета, в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечается по таким товарным группам, как: 84 — котлы, оборудование — с 2 158,48 млн руб. до 2 478,88 млн руб., или на 14,84 %; 73 — черные металлы и изделия из них — с 2 158,48 млн руб. до 2 478,88 млн руб., или на 23,65 %; 72 — черные металлы и изделия из них — с 4 111 млн руб. до 4 119,35 млн руб., или на 2,15 %; 21 — разные пищевые продукты — с 310,15 млн руб. до 412,43 млн руб., или на 32,98 %.

Однако следует отметить, что с целью повышения эффективности фискальной функции таможенной системы Российской Федерации в 2014 году таможенными органами страны проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение качества контроля: таможенной стоимости, классификации и страны происхождения товаров, полноты и сроков уплаты таможенных платежей, взыскания задолженности участников внешнеторговой деятельности перед таможенными органами по уплате таможенных платежей и пеней.

В 2014 году результатами проведения таможенными органами указанного выше комплекса мер явилось:

          снижение доли таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей до 0,17 % против 0,2 % в 2013 году;

          снижение доли таможенных платежей, перечисленных участниками внешнеторговой деятельности с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в доход федерального бюджета до 0,10 % против 0,19 % в 2013 году;

          увеличение доли решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости до 89 % против 87 % в 2013 году [10].

Таким образом, на основе изложенного выше можно сделать вывод, что у Федеральной таможенной службы, как одного из администраторов доходов федерального бюджета, имеются резервы дополнительного поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета как в виде погашения задолженности участников внешнеторговой деятельности перед таможенными органами, так и виде своевременности и полноты их уплаты внешнеторговыми операторами при помещении товаров под заявленную таможенной процедуру, что, в свою очередь, подтверждает взаимосвязь обязанности внешнеторгового оператора по уплате таможенных платежей с качеством проведения таможенного контроля, от которого в определенной мере зависит качество и уровень жизни населения страны.

 

Литература:

 

  1.    Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 (ред. от 16.04.2010).
  2.    О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014).

3.       О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778.

  1.    Матвеева О. П. Администрирование таможенных платежей: теория, практика и направления повышения результативности: Монография. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. — 126 с.
  2. Матвеева О. П. Внешнеторговая деятельность: Учебное пособие. — Белгород: БУПК, 1999. — 232 с.
  3.    Матвеева О. П. Методические подходы к оценке администрирования таможенных платежей // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 2 (50). — С. 238–246.
  4. Матвеева О. П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 160 с.
  5.    Матвеева О. П., Ледовской Е. Е. Методический подход к анализу таможенных платежей, администрируемых таможенными органами // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2015. — № 1(53). — С. 143–150.
  6.    Матвеева О. П., Прушковская Е. Е. Методические подходы к оценке применения и полноты исчисления таможенных платежей при таможенном декларировании товаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 2 (46). — С. 164–172
  7. Таможенная служба Российской Федерации в 2013 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 25 мая 2015 года).
  8. Центральное таможенное управление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.
  9. Белгородская таможня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.php?option.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle