Библиографическое описание:

Наумов Д. В. Кластерный подход в развитии фармацевтического рынка: тренд на инновационную составляющую // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 585-588.



 

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о значимости региональной идентификации на основании кластеризации. В результате выявлено, что для образования кластера значимым является наличие некоторых базовых составляющих, таких как наличие адаптивной, целевой инфраструктуры, наличие базового стейкхолдера, а также наличие стройной кластерной политики с правильным мотивированием участников кластера, для достижения желаемого результата. Выявлено, что кластерный подход представляет собой комплексный, прогрессивный метод развития территорий, отраслей и экономики России.

Ключевые слова:кластеры, кластерная политика, кластерная инициатива, развитие региональных фармацевтических кластеров, синергетический эффект, инновационная политика.

 

В настоящее время, в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция перехода ведущих мировых держав к инновационной экономической политике [4, с.14], в различных областях хозяйственной деятельности. Инновации занимают ключевое положение, в эволюции НТП, объединяя вокруг себя значительные финансовые, научные и административные ресурсы. В эпоху тотального укрупнения, нарастающих глобализационных и интеграционных процессов [5, с.5], на авансцену выходит концептуально новый подход к кооперационному взаимодействию — кластер [15, с.50], как прогрессивное явление современной постиндустриальной экономики.

Актуальность кластерной политики на фармацевтическом рынке Российской Федерации [12, с.1401] связана с тем, что фармацевтический рынок справедливо относят к социально значимым рынкам [18, с.103], [1, с.57], [13, с.235], который обеспечивает развитие всей воспроизводственной системы в экономике страны [7, с.96], так как поддерживает здоровье экономических агентов на необходимом для полноценного функционирования уровне [10, с.4]. Социальная значимость фармацевтического рынка связана, в первую очередь с низкой эластичностью спроса [8, с.41], [9, с.32] на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В рамках настоящей статьи предлагается рассмотреть значимость региональной идентификации на основании кластеризации в законодательной инициативе Правительства Российской Федерации по модернизации фармацевтической отрасли. Для достижения этой цели представляется необходимым осветить наиболее актуальные вопросы: классификация и основные признаки региональных кластеров; государственные финансовые механизмы ресурсного обеспечения реализации кластерной политики федеральных органов власти; нормативно-правовое регулирование инновационного развития и формирования кластеров в регионах; приоритетные направления реализации кластерной политики; особенности и основные факторы формирования инновационных кластеров в Российской Федерации.

В общепринятой трактовке «кластер» представляет собой сконцентрированную на некоторой территории группу смежных по отраслевой принадлежности компаний, поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества компаний. Кластеру свойственна внутренняя конкуренция [6, с.211], кластер являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценностей. Однако, кластеры следует отличать от холдингов, профессиональных ассоциаций, технопарков, индустриальных парков и округов, региональных инновационных систем, территориально-производственных комплексов, промышленных агломераций.

Важно отметить, что для образования кластера значимым является наличие некоторых базовых составляющих:

                   Наличие адаптивной, целевой инфраструктуры, которая способна генерировать виды деятельности, развивать творческие инициативы, выступать точкой комфорта для производства и инновации.

                   Наличие базового (якорного) стейкхолдера, в качестве которого зачастую выступает государство или ведущее отраслевое предприятие.

                   Наличие сети стейкхолдеров — лидеров профильного профессионального сообщества, которые организуют процесс «кластеризования» относительно якорного предприятия, в определенном иерархическом порядке.

                   Наличие центров кластерного развития.

                   Наличие стройной кластерной политики, на различных уровнях власти.

                   Наличие достаточного финансирования: (инфраструктурный поток финансирования; инвестиции; фондовые деньги).

                   Наличие программы развития кластера (программно-целевой подход).

                   Наличие правильного мотивирования участников кластера, для достижения желаемого результата.

Основное преимущество кластеризации, в первую очередь, состоит, в получении синергетического эффекта, а также построении конкурентоспособной структуры, с вычленением слабых, узких мест из процесса функционирования. Кластерный подход является своеобразной методологической основой инновационной политики [7, с.96], объединяя промышленную, научно-техническую политики, политику поддержки малого и среднего предпринимательства, а также региональную политику.

Тенденция инновационного развития государства во многом зависит от эффективности реализуемой региональной инновационной политики, основополагающей целью которой является активизация инновационной деятельности в регионе, разработка механизмов ее реализации, а также методов стимулирования технологических изменений на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Политика инновационного развития регионов направлена на решение следующих фундаментальных задач:

                   разработку и реализацию системы мер по эффективному развитию и использованию инновационного потенциала, наукоемких технологий, инновационной инфраструктуры;

                   определение, с последующей реализацией приоритетов инновационной политики, эффективных инновационных проектов и программ;

                   содействие в создании и внедрении нововведений, принципиально новых достижений в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, организации и управлении экономикой;

                   осуществление мероприятий по поддержке продвижения на рынки новой продукции [17], в том числе по поддержке экспорта новой продукции и инновационных технологий, созданных российскими производителями;

                   обеспечение структурного взаимодействия науки, образования, производства и финансовой сферы для развития инновационной деятельности.

Таким образом, в результате изучения кластерного подхода в развитии фармацевтического рынка, автором статьи был обнаружен тренд на инновационную составляющую, и выявлено, что кластерный подход представляет собой комплексный, прогрессивный метод развития территорий, отраслей и экономики России. Необходимо отметить, что знаковым событием, в направлении развития фармацевтической отрасли Российской Федерации стала «Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» (утверждённая 27 октября 2009 г. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 965). Стратегия направлена на создание производственных мощностей на базе вновь сформированных фармацевтических кластеров, планируется перейти на инновационную модель развития. Стратегия предполагает повысить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность национальной продукции за счёт обеспечения населения, учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства.

 

Литература:

 

  1.              Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  2.              Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  3.              Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  4.              Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011. — 76 с.
  5.              Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010. — 85 с.
  6.              Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
  7.              Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева. // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–100.
  8.              Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  9.              Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  10.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  11.         Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  12.         Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.
  13.         Измайлов, А. М. Особенности конкуренции и проблемы отечественного фармацевтического рынка / А. М. Измайлов // Актуальные вопросы экономических наук. — 2012. — № 25–2. — С. 233–237.
  14.         Измайлов, А. М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия / А. М. Измайлов // Российский академический журнал. — 2014. — Т. 27. — № 1. — С. 36–39.
  15.         Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование, 2007. — 211 с.
  16.         Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2007.– № 2. — С. 68–81.
  17.         Шаховская, Л. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов, О. С. Пескова // Вестник РУДН. — Серия: Экономика, 2011. — № 2. — С. 49–56.
  18.         Шлячкова, С. Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечных организаций / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Белгород. — 2007.
  19.         Шлячкова, С. Ю. Потребительская оценка ассортимента товаров аптечных сетей / С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2006. — № 3. — С. 102–107.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle