Библиографическое описание:

Курячая М. М., Воробьева Е. И. Свобода слова как одна из форм реализации публично-политических прав и свобод граждан Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 693-696.



 

В данной статье рассматривается нормативно-правовое содержание свободы слова и ее место в системе прав и свобод граждан Российской Федерации. Анализируется рейтинг свободы СМИ, составленный международной неправительственной организацией Freedom House, а также положение Российской Федерации в данном рейтинге.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина РФ, общественно-политические права, свобода слова, уровень свободы слова в России.

 

Права человека являются основной ценностью современной цивилизации. Международное нормативно-правовое подтверждение они получили во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также в ряде ряд принятых в развитие ее положений документах, создающих фундамент общепризнанных норм международного гуманитарного права. Признание и правовое закрепление основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина — обязанность каждого цивилизованного государства [2, с.41].

Российская Федерация в Конституции России 1993 года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2). В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые составляют правовую основу статуса личности. Все права и свободы могут быть условно разделены на следующие группы:

1)    личные,

2)    экономические, социальные и культурные,

3)    права по защите других прав и свобод,

4)    публично-политические [1, с. 661]

Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Это норма позволяет утверждать, что первые три из перечисленных групп прав относятся к правам человека, а четвертая группа — к правам гражданина [11, с. 147]. К ним относятся: свобода мысли и слова (ст.29), право на объединение (ст.30), право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31), право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32), право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы МСУ (ст.33)[10, с. 23].

Публично-политические права и свободы связаны с общественной политической жизнью общества, с процессом формирования правового государства, государственных органов и органов местного самоуправления, а также взаимодействием с ними. Эти права принадлежат гражданам как участникам политического процесса, они определяют правовое положение гражданина в системе общественных отношений в сфере политического управления. Однако в некоторых государствах лица без гражданства и иностранцы обладают отдельными категориями политических прав, например, избирательными, как правило, на основании взаимности и по соглашению государств. Так, в Великобритании предоставляются полные избирательные права гражданам стран Содружества Наций или Ирландии [14], в России на основе принципа международно-правового принципа взаимности право участвовать в муниципальных выборах, референдумах и опросах населения предоставлено гражданам тех стран, которые предоставили такие права гражданам России, постоянно проживающим в этих государствах [9, с. 39].

Рассматривая свободу слова как одну из форм реализации публично-политических прав и свобод граждан, необходимо разобраться в правовой составляющей свободы слова и её взаимосвязанных компонентах. Свобода мысли и слова — это беспрепятственное формирование, следование или отказ от позиции, мнения, убеждения [17]. Понятие свободы мысли и слова подразумевает также право на общение в устной или письменной форме или воздержание от него, а также свободный выбор языка для общения [15]. В состав этих свобод входит право обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, отказа от своих убеждений, мнений и позиций, а также свободный выбор языка общения. Свобода слова имеет две формы: индивидуальную (демонстрация личной позиции и мнения) и коллективную (объединяет мнения множества людей). Развитие современного информационного общества обеспечивает реализацию права свободы мысли и слова через доступ к средствам массовой информации (далее — СМИ). Гарантией свободы слова в России выступает свободный доступ к созданию и участию в деятельности СМИ. Так, согласно статье 7 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» [5] дееспособный гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста и не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступать в качестве учредителя СМИ.

Важно отметить тот факт, что свобода слова в России не носит абсолютного характера. Статья 13 Конституции РФ закрепляет признание идеологического и политического многообразия, а также недопущение установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной [7]. В России запрещены пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального или религиозного или языкового превосходства [18]. Запрещено злоупотребление свободой информации, носящей публичный характер (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[19]), а именно использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, будь то: разглашение сведений или материалов, которые составляют государственную тайну или содержат призывы к осуществлению террористических или экстремистских действий (ст. 280 УК РФ), а также пропаганда материалов, содержащих порнографию, насилие или жестокость (ст.242, 242.1 УК РФ). Согласно ст. 2Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [19].

Реализация права свободы слова тесно взаимосвязано с наличием и функционированием средств массовой информации. По мнению М. В. Баглая, свобода слова и печати является коренным вопросом демократии: «Средства массовой информации часто досаждают правительствам, находятся на острие политической борьбы в обществе, но демократическое государство не может позволить себе избавиться от этого «досадного» фактора, оно ищет поддержки своей политики со стороны общественного мнения не путем запретов, а аргументируя свою позицию в средствах массовой информации и официальных изданиях, но никогда не пытается ликвидировать свободную оппозиционную печать, что ведет к гибели самой демократии» [13, с. 200–201].

В результате взаимодействия свободы слова и свободы массовой информации создается основа для осуществления права свободно получать, передавать, искать, производить или распространять информацию любыми законными способами. Отказ в получении информации (в том числе и информации, которую обязаны предоставить государственные органы) может быть обжалован в вышестоящих органах или судебном порядке. Уровень свободы средств массовой информации влияет на право свободного доступа к информации.

Международная неправительственная организация Freedom House занимается оценкой степени свободы средств массовой информации различной направленности (печатные, вещательные, онлайновые) разных стран мира с 1980 года [16]. Для оценки уровня свободы средств массовой информации в стране она использует следующие критерии: свобода слова, степень правительственного контроля над средствами массовой информации, а также условия работы журналистов (в том числе применение насилия по отношению к журналистам), ситуация в политической и экономической сфере и много другое. Из рейтинга свободы прессы в мире 2015 г. международной неправительственной организации Freedom House видно, что из 199 государств 63 государства и территории признаны «свободными», 70 государств и территорий «частично свободными», 64 государства и территории «несвободными». Российская Федерация в данном рейтинге c 2005г. по 2015г. занимает положение с индексом «несвободных» СМИ, с 1999 г. по 2004г. Российскую Федерацию относили к «частично свободным» СМИ. По данным Рейтинга на 2015 г. Россия занимает 181 место в категории «несвободных» СМИ. В рейтинг за 2014 год впервые был включен Крым, присоединенный к Российской Федерации, который получил статус «несвободного». Для составления рейтинга использовалась система оценки по трём составляющим: правовой, политической и экономической. Сумма трёх составляющих показывала занимаемое место страны в общем рейтинге свободы средств массовой информации [6]. Однако отечественные СМИ не согласны с итогами рейтинга Freedom House, так как по политическим правам Россия получила 6 баллов из 7, а по гражданским свободам 5 из 7 баллов [4].

Однако российские политики считают данные подобного рейтинга недостоверными и провокационными, например, итоги рейтинга 2005г. начала 2006 г. «неслучайно совпали со сроками приближающегося саммита G8 в Санкт-Петербурге». В рейтинге 2005–2006г. Россия перешла из разряда «частично свободных» в категорию «несвободных СМИ» [3].

Реализация права свободы слова гражданами Российской Федерации позволяет выстроить диалог между государством и представителями гражданского общества. Ведь заявляя о конкретных проблемах общества в СМИ, обсуждая их, можно добиться консенсуса между государством и обществом. Грамотная демонстрация своей позиции или насущных проблем общества посредством СМИ позволит привлечь как можно больше людей к позиции или проблеме общества, что дает возможность найти соратников, максимально быстро найти пути разрешения проблемы, обсудить разнообразные позиции и мнения. Коллективное, гласное и открытое решение проблем общества позволяет выработать объединяющие ценности, составляющие основу гражданского общества: доверие, солидарность, уважение к жизни, личности, правам и достоинству человек [8].

Способов для реализации политических прав — множество, главное грамотно применять их на практике. В этом случае и уровень правового сознания возрастёт, и повысится степень доверия граждан к деятельности государства [12, с. 12].

 

Литература:

 

  1.    Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. Т. 1.
  2.    Воробьева Е. И. Формы реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции. г.Воронеж, 2015г.,. С.41–43.
  3.    Деловая газета Взгляд «Рейтинги и рейтингующие» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://vz.ru/politics/2006/6/16/37814.html (Дата обращения 13.01.2016г.)
  4.    Журнал Forbs «Freedom House включила Россию в число несвободных стран» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://m.forbes.ru/article.php?id=233038 (Дата обращения 13.01.2016г.)
  5.    Закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 (ред. от 30.12.2015) «О средствах массовой информации» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (Дата обращения 12.01.2016г.)
  6.    Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира 2015 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/news/2015/05/05/7149 (Дата обращения 13.01.2016г.)
  7.    Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М.: Юрид. Лит., 2015 г. 45 с.
  8.    Косорукова О. А. «Существует ли гражданское общество в России?» // Социально-политические науки 2013 г. № 1. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/suschestvuet-li-grazhdanskoe-obschestvo-v-rossii (Дата обращения: 13.01.2016).
  9.    Курячая М. М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39–46.
  10. Курячая М. М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 23–26.
  11. Курячая М. М. Референдум как социально-правовой институт: оценка эффективности и результативности // Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России Сб. тезисов докладов и сообщений науч.-практ. конф. Ростов-н/Д., 1998. С. 146–152.
  12. Курячая М. М., Воробьева Е. И. Национальные региональные общества как средства выражения интересов граждан в субъектах Российской Федерации // О некоторых вопросах и проблемах современной юриспруденции: Сб. науч. тр. по итогам междунар. науч-практ. конф. Челябинск, 2015. С. 9–12.
  13. М. В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации».// Учебник для юридических вузов и факультетов Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М. 1998.
  14. Марк Дж. Миллер «Неграждане: участие в политической жизни и политическое представительство» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://www.hrights.ru/text/b7/Chapter7.htm (дата обращения: 12.01.2016)
  15. Министерство внутренних дел «Каждый имеет право» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:https://01.mvd.ru/folder/201347 (Дата обращения 11.01.2016г.)
  16. Официальный сайт международной неправительственной организации Freedom House // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://freedomhouse.org/ (Дата обращения 13.01.2016г.)
  17. Сайт Академик // Политологический словарь// [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/ (Дата обращения: 13.01.2016).
  18. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (действующая редакция).
  19. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (Дата обращения 12.01.2016г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle