Библиографическое описание:

Ярычев Н. У. Межпоколенный конфликт ценностей: реальность и вымысел // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 970-973.



 

Проблемы, связанные с изучением ценностей человека, относятся к числу важнейших для любой из наук, изучающих общество. Важнейших, прежде всего в силу того, что именно ценности являются интегративной основой существования как отдельно взятого индивида, так и всего общества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису и на уровне личности, и на уровне общества. Выход из кризиса возможен лишь только на пути обретения новой ценностной системы. Не вызывает сомнения тот факт, что российское общество в настоящее время переживает глубокую переоценку ценностей. Отсюда берут начало многие социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся: кризис нравственного и правового сознания, социальная нестабильность, смысложизненная растерянность. Точкой отсчета разрушения ценностных структур общества считают время развала СССР, что сопровождалось иррационализацией поведения граждан на всех уровнях общественной жизни. Источником этой иррационализации являлись не только конфликты, происходившие на макроуровне, но и то, что было в микросреде. В результате сложилась ситуация, когда люди перестали понимать друг друга, а в обществе произошел раскол.

Мир человеческих ценностей, затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и противоречив. Кризис системы ценностей означает изменение их внутренних структур, а не их тотальное уничтожение. Ценностное сознание формируется на основе человеческого опыта оценки конкретных событий, явлений и процессов. Ценности, выработанные той или иной культурой, усваиваются непосредственно в процессе социализации. Посредством ее формируются представления о мире, происходит приобщение к духу культуры, идее той или иной эпохи, народа. Предмет влияет только в том случае на поступки человека, когда человек осознает связь его свойств и качеств со своими потребностями и интересами. При этом большое значение в функционировании любой малой или большой группы имеет признание чего-либо ценностью, субъективное признание в качестве необходимого, полезного, нужного.

Н. У. Ярычев дает следующее определение инкультурации — под которой понимается процесс вхождения человека в культуру и овладение этнокультурным опытом того или иного этноса. Каждому человеку присуще прохождение через процесс инкультурации, так как без его свойств не может существовать как член определенного общества. [1, с.117] Духовная жизнь общества весьма разнообразна и сложна. Она включает в себя множество «духовных миров» живших и ныне живущих индивидов. Духовный мир общества представляет собой открытую систему, которая все время подвержена изменениям, но, в которой в каждый момент времени может быть сохранено равновесие на основе общих ценностей. Смыслообразующий момент жизни людей заключается преимущественно в духовной жизни и деятельности, в производстве и потреблении духовных ценностей. В духовной деятельности у человека формируются высшие потребности и интересы.

Исследование ценностей и ценностных ориентации имеет свою традицию. «Ценность» — это многозначное понятие, которое бытует как в сфере обыденного сознания, так и в системе научного знания. В обыденном сознании под ценностями чаще всего понимают предметы, которые обладают какими-либо полезными свойствами для человека. В научном знании ценности близки к понятию «значение», «смысл». То или иное значение предмета, абстрактного понятия, явления или какого-либо их свойства возникает в тот момент, когда предмет вступает с действующим субъектом в какую-либо связь. Таким образом, понятие ценности отражает не столько сам факт возникновения ценностного отношения между предметом, явлением и потребностью индивида в нем, сколько определенное качество этого отношения, которое фиксируется в сознании в виде суждения об этом качестве, то есть его оценки.

Ценность характеризует сознание, цели социальной деятельности, поведение. Ценность отражает все то, что переживается и осознается индивидом как актуальная задача, как смысл и идеал. «Ценность — это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности» [2, с.99].

Человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности в социологической и философской литературе определяется термином «ценность». Ядром социокультурного строя является система ценностей, определяющих поведение человека в обществе, в семье, в стране, в мире, его менталитет и тип поведения. Именно в системе ценностей проявляется специфика той или иной культуры. Ценности выступают интегративной основой, факторами социальной регуляции и стабильности как для отдельно взятого индивида, так и для малой и большой социальной группы, культуры, наций, наконец, для человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису — это относится как к личности, так и обществу в целом.

Таким образом, ценностная система любого общества выступает в качестве фактора регуляции и стабилизации этой социальной системы. Это, прежде всего, выражается в признании большинством членов общества тех критериев, на основе которых происходит развитие и функционирование общественных институтов, различных социальных систем, в том числе само поведение людей в процессе жизнедеятельности. Усвоение этих критериев является необходимой предпосылкой организации социального общества, направленного па налаживание социально-справедливых отношений в социуме и его устойчивого развития.

Массовое сознание в российском обществе в течение последних двадцати лет существенно изменилось. Такие метаморфозы в российском обществе связываются с ценностным кризисом, разразившимся после крушения тоталитарной идеологии. Старые политические и экономические институты стали систематически уничтожаться. И это ознаменовало собой глубочайший культурный разрыв. Следует также заметить, что «родительство» и шире — родственные отношения не могут долго существовать при полной духовной разобщенности людей, но и не требуют полной, всеобъемлющей духовной близости. Семья предполагает единство духовных интересов и стремлений всех ее членов. Но она не всегда является абсолютным, и отношения в семье, в том числе между детьми и родителями, могут включать в себя разногласия и конфликты. До определенного предела противоречия внутри семьи существуют в рамках семейного единства, но при их обострении это единство может быть нарушено. Даже при самых хороших взаимоотношениях родителей и взрослых детей их совместная жизнь чревата возможностью взаимных трений, обид и ссор. В данном случае действует своеобразная психологическая закономерность, состоящая в том, что два интимных отношения, из которых одно является следствием и дополнением другого (как, например, супружеская любовь и любовь между родителями и детьми), не могут быть полностью согласованны между собой в пределах одной интимной группы. Эти факторы способствуют взаимному отчуждению поколений и их конфликтам. [3, с.17]

Разрушение привычных ценностных ориентиров не сопровождалось появлением каких-либо новых. И в наше время наиболее инерционные следы этого периода сохраняют свое влияние — это приоритетная ценность социальной справедливости, равенство всех граждан перед законом, неприятие выраженного индивидуализма, огромная сила коллективизма и многие другие. Именно отсюда достаточно очевидным образом берут начало многие социальные проблемы, с которыми сталкивается сейчас российское общество: социальная нестабильность; кризис нравственности, культуры и правосознания. В обществе развивается ценностный нигилизм и метание от одних ценностей к другим, массовая смысложизненная растерянность. Ввиду этого, на современном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно динамична и сложна, важно понять и зафиксировать ценности, которыми руководствуются граждане, в том числе и старшее поколение, и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневное представление о настоящем и будущем общества.

 

Литература:

 

  1.              Ярычев Н. У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: Дис…. кандидата философских наук / Белгородский государственный университет. Грозный, 2007. — 158с.
  2.              Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988. — 237с.
  3.              Ярычев Н. У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: Автореф. дис…. кандидата философских наук / Белгородский государственный университет. -Белгород, 2007. — 24с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle