Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 25.01.2016

Статья просмотрена: 3375 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова, А. А. Кокухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 821-823. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25343/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В статье дается обоснование одному из способов экономического воспитания — игре, и состояние данного способа в современное время. Ключевые слова: экономика, культура, игра.

 

Keywords:economy,culture, game.

 

Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России.

Вся страна пришла в движение — заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию

Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

          Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

          Пробуждать здоровый интерес к деньгам;

          Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

          Учить решать простейшие экономические задачи;

          Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

          Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5–7 лет;

          Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности.

Ситуация, сложившаяся в экономике нашей страны, характеризуется радикальным преобразованием всех сфер общественной жизни. Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время, актуально и востребованно особенно остро.

На самом деле, малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, к примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другое. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться. В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6, 7 годам элементарных знаний об экономике, однако, на практике взрослые зачастую не имеют конкретных методических рекомендаций, литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего экономически мыслить.

В теории и практике современного экономического воспитания и образования обнаруживаются некоторые противоречия:

          наблюдается тенденция к завышению возможностей детей;

          дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят за рамки их повседневной жизни и опыта;

          в экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязь с нравственным воспитанием;

          утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей и молодежи, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна и ведущих категорий экономической науки и средств воспитания.

Эти факторы и недостаточная методическая разработанность данной проблемы привели к созданию странички на сайте дошкольного учреждения, где в соответствующей возрасту, доступной и познавательной форме, дается информация для родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

Задачи занятий по экономике:

          дать теоритическую основу экономических наук — через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями;

          включение в подготовительную работу занятий по математике (например, простейшие подсчеты), рисованию, аппликации (реклама, ее изготовление);

          знакомство с рекламой, как способом распространения информации о товарах и услугах, понимание значения рекламы;

          с помощью игр, экономических задач, кроссвордов и других форм ввести в сложный мир вещей, человеческих отношений, отношению к деньгам, честным способам их зарабатывания и разумному использованию.

Таким образом, задача подготовки родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь, формировать экономическое мышление.

Экономическое воспитание невозможно без знакомства с современными рыночными отношениями, без умения правильно относиться к деньгам и распоряжаться ими.

Способ обучения ребенка, с помощью которого легче всего было бы подать сложный экономический материал, в том числе — управление деньгами — игра; в игре ребенок легко усваивает новые знания.

Взрослые, работающие с детьми, должны знать: по мере взросления им становиться нужны партнеры, а сама игра включает в себя не просто оперирования предметами и игрушками, а предполагает умственную деятельность ребенка.

Именно в этот период родителям следует активно играть с детьми в игры с экономической составляющей.

Цель таких игр — приобщение ребенка к окружающему его миру ценностей и научение необходимым моделям поведения в нем.

Фактически ребенок в результате экономических игр должен понять, откуда берутся материальные ценности (средства) и как ими можно распоряжаться.

Еще один прием, который чаще других, интуитивно, используют родители в семейном экономическом воспитании — обращение и собственному опыту воспоминания о своем детстве.

Рассказы о том, какие тогда были игры, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось (служила много лет, стала самой любимой или другое).

Наиболее простыми видами игр экономической составляющей могут быть настольные игры, которые предполагают необходимость в подсчете очков, шагов для передвижении фишки.

Дошкольники 4–5 лет в процессе игры достаточно просто осваивают цифры и элементарные математические действия (сравнивают количества, складывают, вычитают) и их связь с измерением положения их фишки.

Простейшие экономические настольные игры приучают старших дошкольников к усидчивости, развивают внимание, мышление, формируют умение сдерживать свои эмоции, взаимодействовать с другими игроками, делать выбор, просчитывать свои (и чужие!) действия, видеть последствия того или иного решения.

В игре ребенок приобретает начальные знания в финансовой сфере, знакомится с основными финансовыми понятиями, скажем, «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т. д.

Кроме того, только в дидактических играх с экономической составляющей ребенок имеет возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями («заключение договоров», «одалживание», возможность «скинуться» на общее дело). Здесь база для становления субъектности ребенка.

К тому же, не исключен вариант, что обучение в игре, например, отношениям с деньгами, станет для ребенка-дошкольника первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод: учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу по обучению малышей основам экономических знаний нужно выстроить в игровой форме.

 

Литература:

 

  1.      Абрамова, А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся / А. И. Абрамова. -М.: Высшая школа, 1986. 152с.
  2.      Автономов, А.Я., Малышев, M.JI. Совершенствование экономического воспитанияучащегося/ А. Я. Автономов, M.JI. Малышев //Педагогика. -1987.-№ 8. -С. 53 57.
  3.      Алябьева, И. А. Учебныезаданиякак метод реализации экономического образования наурокематематики / И. А. Алябьева // Экономика в школе. -2002.-№ 2.-С. 62–65.
  4.      Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет / Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1992. — 270 с.
  5.      Новоселова, C.JI. Развивающаяпредметнаясреда / C.JI. Новоселова. -М., 1995.- 143 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, экономическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, экономическое воспитание дошкольников, мир ценностей, нравственное воспитание, окружающая жизнь, профессиональная деятельность, экономическое мышление.


Ключевые слова

культура, экономика, игра., culture, economy, game

Похожие статьи

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Формирование основ экономического воспитания...

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Базисные экономические представления детей как...

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое образование, экономическое мышление, экономическое воспитание дошкольников, экономическое воспитание детей...

Возможности экономического воспитания в становлении...

Ключевые слова: экономика, экономическое воспитание, агробизнес, образование. В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики...

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Формирование экономических представлений у детей...

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей.

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Теоретические подходы в экономическом воспитании

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Формирование основ экономического воспитания...

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Базисные экономические представления детей как...

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое образование, экономическое мышление, экономическое воспитание дошкольников, экономическое воспитание детей...

Возможности экономического воспитания в становлении...

Ключевые слова: экономика, экономическое воспитание, агробизнес, образование. В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики...

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Формирование экономических представлений у детей...

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей.

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Теоретические подходы в экономическом воспитании

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Формирование основ экономического воспитания...

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Базисные экономические представления детей как...

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое образование, экономическое мышление, экономическое воспитание дошкольников, экономическое воспитание детей...

Возможности экономического воспитания в становлении...

Ключевые слова: экономика, экономическое воспитание, агробизнес, образование. В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики...

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Формирование экономических представлений у детей...

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей.

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Теоретические подходы в экономическом воспитании

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Формирование основ экономического воспитания...

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Базисные экономические представления детей как...

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое образование, экономическое мышление, экономическое воспитание дошкольников, экономическое воспитание детей...

Возможности экономического воспитания в становлении...

Ключевые слова: экономика, экономическое воспитание, агробизнес, образование. В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики...

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Формирование экономических представлений у детей...

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей.

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Теоретические подходы в экономическом воспитании

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос