Библиографическое описание:

Косыбаева У. А., Кауымбек И. С., Жумасеитова С. Д., Шаяхметова М., Игилик С. И. Личностно-ориентированная технология на уроках математики в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 861-864.



 

В настоящее время правительство ставит перед системой образования следующие задачи — создание необходимых условий для получения качественного, направленное на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и ЗОЖ, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В связи с обновлением образования требуется создание новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумам, который направлен на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, и разрабатывается на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения.

Личностное развитие ученика зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности ученика, особенности логики, круг его интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. Кроме того, определенному возрасту свойственны свои особенности в развитии. Как известно, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать эти особенности не в полную силу, то далее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки забегать вперёд, не учитывая при этом индивидуальные и возрастные особенности школьника, могут не дать ожидаемого результата.

Практика и теория личностно ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. Все педагоги-исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, при реализации личностно ориентированного урока требуется учитывать подходы:

          изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика;

          учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

          стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

          Организация занятия предполагает включение некоторых моментов. К ним относятся:

          учёт личностных особенностей учеников;

          применение приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта учеников;

          Применение разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

          создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

          стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;

          Применение учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что” и т. д.

Личностно ориентированное обучение основывается в основном на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно ориентированного обучения на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальное особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.

Применение технологий ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить регламентированные дискуссии) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, так как одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемого, чувство взрослости.

Осуществление личностно ориентированого подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т. д.

Важным является ещё один фактор — оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональный поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока. (Таблица 1)

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика деятельности учителя при проведении традиционного и личностно ориентированного урока

Традиционный урок

Личностно ориентированный урок

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.

Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.

Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила в классе и следит за их выполнением.

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.

Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

 

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

  1.    увеличить мотивированность учеников к обучению;
  2.    увеличить их познавательную активность;
  3.    построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т. е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
  4.    создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
  5.    дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
  6.    создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  7.    вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
  8.    отследить динамику развития учеников;
  9.    учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося. [19]

Сравнение основных видов системы обучения. Для наибольшей наглядности представим данную характеристику в виде таблицы. (Таблица 2).

 

Таблица 2

Сравнительная таблица характеристик традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения

Характеристика

Система обучения

традиционное обучение

развивающее обучение

личностно ориентированное обучение

Позиции учеников

Объект обучения

Субъект обучения

субъект обучения и собственного развития

Ключевое понятие

Предметная информация

Познавательная деятельность

субъектный опыт

Основной образовательный источник

Учитель

Учебный предмет

учебный предмет и процесс его освоения

Основная задача

Передача предметной информации

Активизация познавательной деятельности

организация деятельности учеников над содержанием учебного предмета с целью обогащения их субъектного опыта

Результат, который может быть обеспечен

Личность, которая умеет работать с информацией

Личность, которая умеет познавать

личность, которая умеет «познавать, делать, жить вместе»

 

В соответствии с уровнями дифференциации можно выделить следующие методы и формы, используемых при обучении математике. Эти данные представим в виде таблицы. (Таблица 3)

 

Таблица 3

Методы и формы, применяемые при дифференцированном обучении

Методы и формы обучения

Уровень дифференциации

Учащиеся с низкой успешностью обучения

Учащиеся со средней успешностью обучения

Учащиеся с высокой успешностью обучения

1.Самостоятельные работы с внепрограммным, дополнительным материалом

Экспресс- информация, сообщение

Реферат

Доклады

2.Самостоятельные работы с учебником

Репродуктивные

Познавательно- творческие

Творческие

3.Групповая работа (КСО)

Участник группы

 

Руководитель группы

4.Деловые игры

Участники игры

Исполнитель ролевой ситуации

Ведущие игры

5.Внеклассные учебные занятия

Дополнительные занятия, консультации

 

Факультативы

6.Работа временных групп во внеурочное время

Группы по ликвидации пробелов

 

Группы для подготовки к олимпиадам

7.Программированный контроль

Ответы типа «правильно»- «неправильно»

Из 5 ответов- один правильный

Из 10 ответов — несколько правильных

8.Работа в парах (консультанты)

Консультируемый

 

Консультант

9.Работа с обучающими программами

Подробная схема — программа

Средний уровень схематизации

Упрощенная схема — программа

 

Индивидуальная форма организации работы учеников на уроке, это форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, энциклопедии, и т. д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т. д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

Вторая форма предполагает учебно-познавательную деятельность учеников над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям. Например, на доске записаны разноуровневые задания на самостоятельную работу, каждый ученик самостоятельно определяет уровень заданий, которые он будет решать.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle