Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К., Атаев О. Р. К обоснованию занятий футболом на этапе предварительной подготовки юных спортсменов в условиях оздоровительного лагеря // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1027-1032.

 

В статье рассмотрена подготовка юных футболистов в условиях учебно-тренировочных сборах в летний период.

Ключевые слова: юные футболисты, ЧСС.

 

Занятия спортом с детьми и подростками, организованные на основе массовости и разносторонности, помогают созданию прочной базы спортивного мастерства и в то же время дополняют систему мероприятий по физическому воспитанию как в школе, так и внеучебное время, обеспечивая должный двигательный режим школьников, способствуя не только достижению физического совершенства, но и повышению их общей работоспособности. Планирование начальных занятий футболом дает наибольший эффект для развития двигательных функций и обучения технических приемов и тактических действий, когда используется разнообразные упражнения из массовых видов спорта.

Этап предварительной подготовки юных футболистов приходится на младший школьный возраст (8–10 лет). В процессе воспитания юных спортсменов решаются следующие основные задачи: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обучение различным физическим упражнениям, привитие интереса к занятиям футболом. Подготовка юных футболистов должна характеризоваться разнообразием средств и методов тренировки, широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр, игрового метода и урочных форм занятий.

Для организации рационального использования физических упражнений с учетом возраста 8–10 лет необходимо применить монитор сердечного ритма регистрирующий частоту сердечных сокращений непосредственно в процессе их выполнения. Затем полученные данные вводятся в компьютер и обрабатываются с помощью программ «PolarProTrainers» и «PolarPrecisionPerformance», входящих в пакет программного обеспечения фирмы «Polar». Одним из информативных физиологических показателей отображающих воздействия комплекса физических упражнений, на организм учащегося является частота сердечных сокращений [1].

Исследования ученых [3] показывают, что частота и ритм сердечных сокращений связаны с нейрогуморальными регуляторными системами организма человека и, обладая высочайшей динамичностью, реагирует как на изменение объема и интенсивности выполненной работы, так и на влияние среды, эмоциональных факторов.

Не преувеличивая информативных возможностей одного показателя можно полагать, что динамика частоты сердечных сокращений (характеризующая ритм деятельности сердца) отображает комплексное влияние различных средств, методов, условий тренировки и соревнований на функциональное состояние организма спортсмена [4].

Имеющиеся многочисленные данные о динамике частоты сердечных сокращений спортсменов показывают, что этот показатель быстро меняется, через 5–10 сек. После выполненные упражнения ЧСС уже не отображает характера сердечных сокращений во время выполнения упражнения. А ведь в процессе тренировок и соревнований функциональные сдвиги в организме зависят не только от уровня двигательной активности, но и от быстро изменяющегося психического состояния спортсмена [2].

Одной из форм подготовки юных футболистов является проведение и учебно-тренировочных сборов в летний период. Основными факторами от которых зависит эффективность учебно-тренировочного процесса на сборах являются:

  1. Оптимальный по количеству и степени подготовленности состав команды, позволяющий тренеру уделять должное внимание индивидуальной подготовке каждого занимающегося.
  2. Врачебно-педагогические наблюдения, осуществляемые постоянным врачом: наличие комплекса восстановительных средств, позволяющих тренеру регулировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
  3. Широкое использование средств оперативной наглядной учебной информации (видеозапись, мобильный телефон).
  4. Хорошо поставленная политико-воспитательная и культурно-массовая работа [5].

Юные футболисты 8 лет в составе 15 человек участвовали в учебно-тренировочном сборе. Для определения нагрузки в процессе двухсторонней учебной игры между I и II таймами монитором сердечного ритма фирмы «Polar» осуществлялась запись ЧСС. Игра длилась 70 минут, 2 тайма по 32 минуте и 6 минутным перерывом. Матч проводился на футбольном поле с грунтовым покрытием размером 25×50м с воротами 2×3м.

С использованием монитора сердечного ритма у одного из юных футболистов фиксировалась частота сердечных сокращений (ЧСС). В среднем учебная игра прошла на пульсе 165 уд/мин. (рис.1,2). Исходный пульс составил — 89 уд/мин, максимальной на 65 минуте — 204 уд/мин. Общее количество ЧСС соответствовало 11550 уд/мин. Это большая нагрузка. (рис.5).

Учебная игра проходила в аэробно-анаэробных условиях, что составило — 65,1 %, в аэробных — 33,1 % и анаэробных условиях — 1,8 % (рис.3). В целом учебная двухсторонняя игра носила развивающий характер.

На основании проведенного исследования было принято решение о сокращении времени учебной игры до 50 минут с перерывом 10 минут.

Рис.1. Пульсограмма сердечно-сосудистой системы юного футболиста Ж.К-ва при учебной игре

 

уд/мин

Рис.2. Скатерограмма показателей ЧСС

 

Рис.3. Соотношение условий, в которых проходила учебная игра

 

Рис.4. Диаграмма параметров времени и ЧСС в процессе учебной игры

 

00:00:00 89 89 88 89 90 96 94 110 126 142 142 142

00:01:00 142 142 182 182 182 182 182 182 182 182 173 176

00:02:00 176 176 176 176 176 170 166 165 166 167 166 166

00:03:00 166 166 165 165 165 165 165 165 163 161 162 159

00:04:00 158 156 155 153 152 150 149 147 145 144 142 141

00:05:00 139 138 136 134 133 131 130 128 126 125 123 122

00:06:00 120 119 117 118 118 119 120 120 121 114 113 109

00:07:00 109 109 104 104 108 126 129 128 135 136 137 137

00:08:00 137 137 137 137 137 159 156 154 156 156 158 158

00:09:00 158 158 170 170 182 182 183 183 181 178 175 174

00:10:00 168 172 169 168 164 162 158 149 144 141 140 138

00:11:00 139 138 137 139 141 143 148 147 144 143 143 139

00:12:00 130 130 131 129 128 126 132 130 120 126 134 136

00:13:00 134 136 144 152 157 157 157 178 178 178 184 184

00:14:00 179 186 187 185 186 186 186 186 186 185 186 186

00:15:00 185 186 185 185 185 185 183 184 183 180 181 181

00:16:00 181 181 181 179 176 188 178 179 181 181 181 181

00:17:00 179 180 177 178 180 180 180 178 177 174 169 160

00:18:00 162 158 158 169 180 181 183 185 185 182 184 182

00:19:00 185 186 186 223 222 211 199 188 189 191 191 198

00:20:00 198 198 198 185 184 172 183 186 186 186 188 187

00:21:00 187 187 187 187 191 191 191 191 191 191 191 191

00:22:00 191 188 185 182 179 176 173 173 173 182 180 181

00:23:00 180 180 180 180 181 182 183 183 176 181 180 179

00:24:00 170 167 167 170 170 170 170 170 178 183 183 183

00:25:00 187 187 187 187 187 187 187 187 187 179 187 187

00:26:00 187 192 192 187 186 187 192 191 188 188 188 192

00:27:00 189 187 186 184 180 180 176 177 178 178 179 179

00:28:00 179 179 187 185 185 185 185 185 185 185 189 181

00:29:00 182 184 183 183 186 183 185 185 185 185 185 182

00:30:00 180 177 175 172 169 167 164 162 159 157 155 155

00:31:00 156 158 158 156 158 160 160 156 163 167 168 168

00:32:00 170 170 171 171 189 173 174 174 176 175 175 174

00:33:00 175 173 173 171 169 168 168 175 173 171 168 167

00:34:00 160 154 149 150 150 150 151 147 143 143 150 147

00:35:00 147 141 150 151 150 149 150 156 155 153 151 150

00:36:00 150 150 154 155 157 161 160 164 167 167 167 167

00:37:00 167 183 183 183 183 183 180 219 209 198 198 198

00:38:00 163 164 164 164 164 171 171 168 165 164 164 164

00:39:00 183 179 174 174 174 171 166 165 161 159 156 157

00:40:00 157 153 155 155 156 164 164 164 164 169 174 174

00:41:00 174 171 171 174 177 177 174 170 170 165 165 165

00:42:00 164 164 163 165 167 167 168 170 182 171 165 165

00:43:00 168 172 175 178 178 184 181 181 182 185 185 184

00:44:00 184 182 180 179 173 173 173 168 170 170 169 170

00:45:00 170 170 170 169 167 164 163 163 162 172 168 170

00:46:00 180 180 183 183 180 185 185 185 185 185 185 185

00:47:00 185 184 183 182 182 181 180 179 178 178 178 160

00:48:00 162 160 159 161 163 164 166 168 168 159 163 162

00:49:00 158 151 149 149 154 159 160 156 150 144 141 145

00:50:00 142 142 143 140 138 135 132 135 142 145 146 154

00:51:00 154 150 149 147 147 147 156 156 156 157 155 154

00:52:00 146 145 143 143 139 136 133 136 144 142 145 148

00:53:00 149 152 154 155 155 155 157 153 148 153 153 144

00:54:00 146 151 153 151 146 147 149 149 153 154 154 154

00:55:00 156 162 164 165 165 165 165 161 156 155 153 149

00:56:00 148 148 153 150 153 153 163 163 163 162 160 152

00:57:00 142 141 138 132 132 127 129 128 129 130 137 136

00:58:00 134 131 130 132 131 132 132 132 132 152 155 156

00:59:00 160 161 193 193 193 193 175 175 175 175 177 170

01:00:00 172 173 173 169 167 165 166 165 165 166 166 167

01:01:00 168 168 169 169 170 171 171 172 172 172 169 167

01:02:00 169 169 169 165 166 167 171 174 178 173 172 173

01:03:00 172 172 172 172 172 172 172 175 175 178 179 179

01:04:00 179 170 170 170 170 183 183 180 178 172 169 167

01:05:00 162 160 157 156 155 165 167 167 167 186 204 204

01:06:00 178 186 185 185 185 185 185 185 185 185 185 185

01:07:00 178 178 178 183 184 184 166 171 168 167 158 166

01:08:00 165 165 171 171 171 171 171 182 182 182 182 182

01:09:00 182 182 182 182

 

Рис.5. Показатели ежеминутной записи ЧСС

 

Литература:

 

  1.      Бабичева И. В., Сафронов А. А. Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма. // Молодой ученый. 2013. -№ 6. — С. 788–790.
  2.      Жилкин А. И., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика: учебн.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр. Академия: 2008–464 С.
  3.      Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. — М.: Ф и С. 1988–206 С.
  4.      Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Оценка функций сердечно-сосудистой системы занимающихся физическими упражнениями с использованием монитора сердечного ритма. / Мат. межд. Научно-практ. конф. Физиологические механизмы адаптации человека: Тюмень. 26. X. 2010. — С. 224–226.
  5.      Черневич Г. Л. Организация учебно-тренировочных сборов. М: Ф и С., 1977. — 31с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle