К обоснованию занятий футболом на этапе предварительной подготовки юных спортсменов в условиях оздоровительного лагеря | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Кошбахтиев, И. А. К обоснованию занятий футболом на этапе предварительной подготовки юных спортсменов в условиях оздоровительного лагеря / И. А. Кошбахтиев, Д. К. Исмагилов, О. Р. Атаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1027-1032. — URL: https://moluch.ru/archive/107/24487/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

В статье рассмотрена подготовка юных футболистов в условиях учебно-тренировочных сборах в летний период.

Ключевые слова: юные футболисты, ЧСС.

 

Занятия спортом с детьми и подростками, организованные на основе массовости и разносторонности, помогают созданию прочной базы спортивного мастерства и в то же время дополняют систему мероприятий по физическому воспитанию как в школе, так и внеучебное время, обеспечивая должный двигательный режим школьников, способствуя не только достижению физического совершенства, но и повышению их общей работоспособности. Планирование начальных занятий футболом дает наибольший эффект для развития двигательных функций и обучения технических приемов и тактических действий, когда используется разнообразные упражнения из массовых видов спорта.

Этап предварительной подготовки юных футболистов приходится на младший школьный возраст (8–10 лет). В процессе воспитания юных спортсменов решаются следующие основные задачи: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обучение различным физическим упражнениям, привитие интереса к занятиям футболом. Подготовка юных футболистов должна характеризоваться разнообразием средств и методов тренировки, широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр, игрового метода и урочных форм занятий.

Для организации рационального использования физических упражнений с учетом возраста 8–10 лет необходимо применить монитор сердечного ритма регистрирующий частоту сердечных сокращений непосредственно в процессе их выполнения. Затем полученные данные вводятся в компьютер и обрабатываются с помощью программ «PolarProTrainers» и «PolarPrecisionPerformance», входящих в пакет программного обеспечения фирмы «Polar». Одним из информативных физиологических показателей отображающих воздействия комплекса физических упражнений, на организм учащегося является частота сердечных сокращений [1].

Исследования ученых [3] показывают, что частота и ритм сердечных сокращений связаны с нейрогуморальными регуляторными системами организма человека и, обладая высочайшей динамичностью, реагирует как на изменение объема и интенсивности выполненной работы, так и на влияние среды, эмоциональных факторов.

Не преувеличивая информативных возможностей одного показателя можно полагать, что динамика частоты сердечных сокращений (характеризующая ритм деятельности сердца) отображает комплексное влияние различных средств, методов, условий тренировки и соревнований на функциональное состояние организма спортсмена [4].

Имеющиеся многочисленные данные о динамике частоты сердечных сокращений спортсменов показывают, что этот показатель быстро меняется, через 5–10 сек. После выполненные упражнения ЧСС уже не отображает характера сердечных сокращений во время выполнения упражнения. А ведь в процессе тренировок и соревнований функциональные сдвиги в организме зависят не только от уровня двигательной активности, но и от быстро изменяющегося психического состояния спортсмена [2].

Одной из форм подготовки юных футболистов является проведение и учебно-тренировочных сборов в летний период. Основными факторами от которых зависит эффективность учебно-тренировочного процесса на сборах являются:

  1. Оптимальный по количеству и степени подготовленности состав команды, позволяющий тренеру уделять должное внимание индивидуальной подготовке каждого занимающегося.
  2. Врачебно-педагогические наблюдения, осуществляемые постоянным врачом: наличие комплекса восстановительных средств, позволяющих тренеру регулировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
  3. Широкое использование средств оперативной наглядной учебной информации (видеозапись, мобильный телефон).
  4. Хорошо поставленная политико-воспитательная и культурно-массовая работа [5].

Юные футболисты 8 лет в составе 15 человек участвовали в учебно-тренировочном сборе. Для определения нагрузки в процессе двухсторонней учебной игры между I и II таймами монитором сердечного ритма фирмы «Polar» осуществлялась запись ЧСС. Игра длилась 70 минут, 2 тайма по 32 минуте и 6 минутным перерывом. Матч проводился на футбольном поле с грунтовым покрытием размером 25×50м с воротами 2×3м.

С использованием монитора сердечного ритма у одного из юных футболистов фиксировалась частота сердечных сокращений (ЧСС). В среднем учебная игра прошла на пульсе 165 уд/мин. (рис.1,2). Исходный пульс составил — 89 уд/мин, максимальной на 65 минуте — 204 уд/мин. Общее количество ЧСС соответствовало 11550 уд/мин. Это большая нагрузка. (рис.5).

Учебная игра проходила в аэробно-анаэробных условиях, что составило — 65,1 %, в аэробных — 33,1 % и анаэробных условиях — 1,8 % (рис.3). В целом учебная двухсторонняя игра носила развивающий характер.

На основании проведенного исследования было принято решение о сокращении времени учебной игры до 50 минут с перерывом 10 минут.

Рис.1. Пульсограмма сердечно-сосудистой системы юного футболиста Ж.К-ва при учебной игре

 

уд/мин

Рис.2. Скатерограмма показателей ЧСС

 

Рис.3. Соотношение условий, в которых проходила учебная игра

 

Рис.4. Диаграмма параметров времени и ЧСС в процессе учебной игры

 

00:00:00 89 89 88 89 90 96 94 110 126 142 142 142

00:01:00 142 142 182 182 182 182 182 182 182 182 173 176

00:02:00 176 176 176 176 176 170 166 165 166 167 166 166

00:03:00 166 166 165 165 165 165 165 165 163 161 162 159

00:04:00 158 156 155 153 152 150 149 147 145 144 142 141

00:05:00 139 138 136 134 133 131 130 128 126 125 123 122

00:06:00 120 119 117 118 118 119 120 120 121 114 113 109

00:07:00 109 109 104 104 108 126 129 128 135 136 137 137

00:08:00 137 137 137 137 137 159 156 154 156 156 158 158

00:09:00 158 158 170 170 182 182 183 183 181 178 175 174

00:10:00 168 172 169 168 164 162 158 149 144 141 140 138

00:11:00 139 138 137 139 141 143 148 147 144 143 143 139

00:12:00 130 130 131 129 128 126 132 130 120 126 134 136

00:13:00 134 136 144 152 157 157 157 178 178 178 184 184

00:14:00 179 186 187 185 186 186 186 186 186 185 186 186

00:15:00 185 186 185 185 185 185 183 184 183 180 181 181

00:16:00 181 181 181 179 176 188 178 179 181 181 181 181

00:17:00 179 180 177 178 180 180 180 178 177 174 169 160

00:18:00 162 158 158 169 180 181 183 185 185 182 184 182

00:19:00 185 186 186 223 222 211 199 188 189 191 191 198

00:20:00 198 198 198 185 184 172 183 186 186 186 188 187

00:21:00 187 187 187 187 191 191 191 191 191 191 191 191

00:22:00 191 188 185 182 179 176 173 173 173 182 180 181

00:23:00 180 180 180 180 181 182 183 183 176 181 180 179

00:24:00 170 167 167 170 170 170 170 170 178 183 183 183

00:25:00 187 187 187 187 187 187 187 187 187 179 187 187

00:26:00 187 192 192 187 186 187 192 191 188 188 188 192

00:27:00 189 187 186 184 180 180 176 177 178 178 179 179

00:28:00 179 179 187 185 185 185 185 185 185 185 189 181

00:29:00 182 184 183 183 186 183 185 185 185 185 185 182

00:30:00 180 177 175 172 169 167 164 162 159 157 155 155

00:31:00 156 158 158 156 158 160 160 156 163 167 168 168

00:32:00 170 170 171 171 189 173 174 174 176 175 175 174

00:33:00 175 173 173 171 169 168 168 175 173 171 168 167

00:34:00 160 154 149 150 150 150 151 147 143 143 150 147

00:35:00 147 141 150 151 150 149 150 156 155 153 151 150

00:36:00 150 150 154 155 157 161 160 164 167 167 167 167

00:37:00 167 183 183 183 183 183 180 219 209 198 198 198

00:38:00 163 164 164 164 164 171 171 168 165 164 164 164

00:39:00 183 179 174 174 174 171 166 165 161 159 156 157

00:40:00 157 153 155 155 156 164 164 164 164 169 174 174

00:41:00 174 171 171 174 177 177 174 170 170 165 165 165

00:42:00 164 164 163 165 167 167 168 170 182 171 165 165

00:43:00 168 172 175 178 178 184 181 181 182 185 185 184

00:44:00 184 182 180 179 173 173 173 168 170 170 169 170

00:45:00 170 170 170 169 167 164 163 163 162 172 168 170

00:46:00 180 180 183 183 180 185 185 185 185 185 185 185

00:47:00 185 184 183 182 182 181 180 179 178 178 178 160

00:48:00 162 160 159 161 163 164 166 168 168 159 163 162

00:49:00 158 151 149 149 154 159 160 156 150 144 141 145

00:50:00 142 142 143 140 138 135 132 135 142 145 146 154

00:51:00 154 150 149 147 147 147 156 156 156 157 155 154

00:52:00 146 145 143 143 139 136 133 136 144 142 145 148

00:53:00 149 152 154 155 155 155 157 153 148 153 153 144

00:54:00 146 151 153 151 146 147 149 149 153 154 154 154

00:55:00 156 162 164 165 165 165 165 161 156 155 153 149

00:56:00 148 148 153 150 153 153 163 163 163 162 160 152

00:57:00 142 141 138 132 132 127 129 128 129 130 137 136

00:58:00 134 131 130 132 131 132 132 132 132 152 155 156

00:59:00 160 161 193 193 193 193 175 175 175 175 177 170

01:00:00 172 173 173 169 167 165 166 165 165 166 166 167

01:01:00 168 168 169 169 170 171 171 172 172 172 169 167

01:02:00 169 169 169 165 166 167 171 174 178 173 172 173

01:03:00 172 172 172 172 172 172 172 175 175 178 179 179

01:04:00 179 170 170 170 170 183 183 180 178 172 169 167

01:05:00 162 160 157 156 155 165 167 167 167 186 204 204

01:06:00 178 186 185 185 185 185 185 185 185 185 185 185

01:07:00 178 178 178 183 184 184 166 171 168 167 158 166

01:08:00 165 165 171 171 171 171 171 182 182 182 182 182

01:09:00 182 182 182 182

 

Рис.5. Показатели ежеминутной записи ЧСС

 

Литература:

 

  1.      Бабичева И. В., Сафронов А. А. Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма. // Молодой ученый. 2013. -№ 6. — С. 788–790.
  2.      Жилкин А. И., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика: учебн.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр. Академия: 2008–464 С.
  3.      Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. — М.: Ф и С. 1988–206 С.
  4.      Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Оценка функций сердечно-сосудистой системы занимающихся физическими упражнениями с использованием монитора сердечного ритма. / Мат. межд. Научно-практ. конф. Физиологические механизмы адаптации человека: Тюмень. 26. X. 2010. — С. 224–226.
  5.      Черневич Г. Л. Организация учебно-тренировочных сборов. М: Ф и С., 1977. — 31с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная игра, частота сердечных сокращений, занятие футболом, летний период, мина, минута, показатель, сердечный ритм, упражнение, футболист.


Ключевые слова

юные футболисты, ЧСС., ЧСС

Похожие статьи

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

Определена пульсовая стоимость каждого упражнения и установлены время выполнения, максимальные, средние и минимальные показатели частоты сердечных сокращений и их процентное соотношение.

Реакция сердечно-сосудистой системы на соревновательные...

Ключевые слова:частота сердечных сокращений, пульсограмма, соревновательная и тренировочная деятельность.

Рис. 1. ЧСС тренировочной игры в мини-футбол. Рис. 2. Динамика ЧСС при соревновательной игровой активности футболиста.

Применение компьютерных технологий при оперативном контроле...

Как правило, оперативный контроль проводится с помощью простых необременительных, но информативных методик (1,7). В нашем случае использовалась частота сердечных сокращений.

ЧСС во время выполнения упражнения, уд/мин. 140–150.

Исследование практического занятия по физическому...

Определить наиболее высокий, низкий, средний и общую сумму частоты сердечных сокращений занятия по физическому совершенствованию.

Инструментальный (монитор сердечного ритма фирмы Polar).

Рис.5. Показатели ЧСС через каждые 3 минуты.

Влияние физической нагрузки разной направленности на...

Ключевые слова: физическая нагрузка, художественная гимнастика, юные, частота сердечных сокращений, разминка.

ЧСС, АД и ЗД в ходе тренировочных занятий измеряли до тренировки, после специальной разминки (разминка), после упражнений на гибкость...

Модульный подход по спортивно-организованному физическому...

Основным содержанием II модуля являлись учебные и товарищеские игры (практические) занятия (декабрь 2015 — апрель 2016 г.) Игры рассматриваются как итог

Разборы матчей с использованием педагогических наблюдений мониторинга сердечного ритма.

Развитие основных физических качеств футболистов

мина, интервал отдыха, вес отягощения, медленный бег, упражнение, двигательный навык, время выполнения упражнений, подход, соревновательный период, частота сердечных сокращений.

Определение основных критериев оптимизации физической...

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой.

Для оптимизации нагрузок широко используются данные регистрации и анализа частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Изменения показателей насосной функции сердца...

Анализ основных показателей насосной функции сердца, в том числе и частоты сердечных сокращений, производился путем регистрации данных в каждые 12 секунд, т.е. 5 измерений в течение одной минуты.

Похожие статьи

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

Определена пульсовая стоимость каждого упражнения и установлены время выполнения, максимальные, средние и минимальные показатели частоты сердечных сокращений и их процентное соотношение.

Реакция сердечно-сосудистой системы на соревновательные...

Ключевые слова:частота сердечных сокращений, пульсограмма, соревновательная и тренировочная деятельность.

Рис. 1. ЧСС тренировочной игры в мини-футбол. Рис. 2. Динамика ЧСС при соревновательной игровой активности футболиста.

Применение компьютерных технологий при оперативном контроле...

Как правило, оперативный контроль проводится с помощью простых необременительных, но информативных методик (1,7). В нашем случае использовалась частота сердечных сокращений.

ЧСС во время выполнения упражнения, уд/мин. 140–150.

Исследование практического занятия по физическому...

Определить наиболее высокий, низкий, средний и общую сумму частоты сердечных сокращений занятия по физическому совершенствованию.

Инструментальный (монитор сердечного ритма фирмы Polar).

Рис.5. Показатели ЧСС через каждые 3 минуты.

Влияние физической нагрузки разной направленности на...

Ключевые слова: физическая нагрузка, художественная гимнастика, юные, частота сердечных сокращений, разминка.

ЧСС, АД и ЗД в ходе тренировочных занятий измеряли до тренировки, после специальной разминки (разминка), после упражнений на гибкость...

Модульный подход по спортивно-организованному физическому...

Основным содержанием II модуля являлись учебные и товарищеские игры (практические) занятия (декабрь 2015 — апрель 2016 г.) Игры рассматриваются как итог

Разборы матчей с использованием педагогических наблюдений мониторинга сердечного ритма.

Развитие основных физических качеств футболистов

мина, интервал отдыха, вес отягощения, медленный бег, упражнение, двигательный навык, время выполнения упражнений, подход, соревновательный период, частота сердечных сокращений.

Определение основных критериев оптимизации физической...

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой.

Для оптимизации нагрузок широко используются данные регистрации и анализа частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Изменения показателей насосной функции сердца...

Анализ основных показателей насосной функции сердца, в том числе и частоты сердечных сокращений, производился путем регистрации данных в каждые 12 секунд, т.е. 5 измерений в течение одной минуты.

Задать вопрос