Библиографическое описание:

Бабичева И. В. Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1021-1024.

 

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, двигательная подготовленность, физическое состояние.

 

Общеизвестно, что здоровье женщин во многом определяет здоровье нации и будущих поколений. Невысокий уровень здоровья девушек и неудовлетворительная двигательная активность женского контингента — явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры и медицины, педагогов и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности и найти надежные пути сохранения и укрепления здоровья. В настоящий момент здоровье человека рассматривается как динамический процесссохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально-трудовой, культурной и творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла [3,5].

Основу здорового образа жизни составляет физическое развитие человека, и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха и поэтому специалисты, занимающиеся вопросом сохранения здоровья, говорят о количественных методах его оценки. В оздоровительной физической культуре используют метод оценки объективных показателей здоровья. Объективные показатели здоровья выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. Наиболее точно уровень здоровья оценивается по результатам углубленного медицинского обследования, но учеными предлагается оценивать соматическое здоровье по результатам двигательных тестов, высокие показатели которых свидетельствуют об оптимальном состоянии функционирования систем организма и достаточном уровне здоровья. Основанными критериями являются прежде всего антропометрические показателями и показатели физических качеств, развитие которых обусловлено морфофункциональным состоянием[2,6].

Целью исследования было определение объективных показателей здоровья студенток, анализ которых позволит выявить уровень физической подготовленности студенток, оценить морфофункциональные показатели и получить первичный материал для организации дальнейшего исследования. В соответствии с основной целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1.      Исследовать физическое развитие студенток.
  2.      Сопоставить антропометрические стандарты физического развития с показателями испытуемых.
  3.      Сравнить данные о состоянии функционального состояния сердечно-сосудистой системы в период покоя в норме, с данными, полученными в результате исследования.
  4.      Определить уровень физического развития испытуемых.

Для решения поставленных задач было проведено педагогическое исследование, организованное на базе Ташкентского университета информационных технологий со студентками I и II курса. В исследуемую группу вошли 40 студенток, занимающихся в основной группе. Определялись данные физического развития и функционального состояния: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки в фазе выдоха, вдоха, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, сила правой и левой кистей, становая сила, индекс массы тела, артериальное давление, пульс в покое, уровень физического состояния (УФС). Показатели двигательной подготовленности студенток измерялись по контрольным тестам: прыжок в длину с места, бег на 100 м, челночный бег 4х10 м, бег на 500 м, 1000 м, сгибания и разгибания рук в упоре на гимнастической скамейке, приседания на правой и левой ноге, подтягивания на низкой перекладине, поднимание туловища из положения лежа на спине.

Анализируя и сопоставляя показатели физического развития испытуемых девушек (таблица 1) с показателями студенток того же возраста, приведенных в литературных источниках, выявили, что средние величины показателей становой динамометрии оцениваются как средние. Показатели кистевой динамометрии у студенток ТУИТ составляют: правой кисти 17,6±4,1 кг и левой кисти 15,7±4,2 кг и соответствует оценке ниже средней, что позволяет рекомендовать уделить значительное внимание упражнениям, направленным на развитие силовых качеств студенток [1, 4].

По показателям длины тела, массы тела, окружности грудной клетки физическое развитие студенток оценивается как «среднее». Показатель экскурсии грудной клетки составил 5,7±1,8 см и является неудовлетворительным результатом (менее 7 см) у 85 % испытуемых, 15 % оцениваются как «удовлетворительно», результатов на оценку «хорошо» не отмечено. Притом, что коэффициент вариации составил более 10 %, и наблюдения можно считать не однородным. Показатель ЖЕЛ равен 2663 мл, и является низким результатом, так как должное ЖЕЛ равно З170 мл. Индекс массы тела испытуемых ниже нормы (19,4 кг/м2), при том, что физиологическая норма ИМТ = 21–25 кг/м2.

 

Таблица 1

Данные антропометрического обследования студенток I-II курсов

Наименование показателей

͞x

σ

v %

R

1.

Масса тела, кг

51,0

5,7

11

14

2.

Длина тела, см

161,5

6,3

4

19

3.

Окружность грудной клетки:

 

 

 

 

Вдох, см

88,9

4,8

5

16

Выдох, см

84,1

4,9

6

15

Пауза, см

84,8

4,8

6

16

ЭГК, см

5,7

1,8

30

17

4.

Жизненная емкость легких, мл

2663

406,4

15

16

5.

Сила мышц:

 

 

 

 

Правой кисти, кг

17,6

4,1

22

16

Левой кисти, кг

15,7

4,2

24

17

6.

Становая тяга, кг

66,3

13,3

20

14

7.

Индекс массы тела кг/м2

19,4

2,0

10,4

16

 

Сравнивая значения, приведенные в таблице 2 с показателями студенток 19 лет, собранные исследователями М. С. Абрамовым, В. С. Столяруком (1985), выявлено, что у девушек ТУИТ частота сердечных сокращений в покое — в средней зоне, а cредний арифметический показатель артериального давления обследуемых студенток (116/75 мм.рт.ст.) соответствуют норме.

 

Таблица 2

Данные показателей функционального обследования и физического состояния студенток

Наименование показателей

͞x

σ

v %

R

1.

Пульс в покое, уд/мин

76,5

4,2

5,43

13

2.

Артериальное давление, мм.рт.ст.

116/75

5,6/6,8

4,8/9,0

21/20

3.

Уровень физического состояния

0,346

0,03

9,2

14

 

Уровень физического состояния (УФС), оцениваемый по методу Пироговой В. Н. составил 0,346, что является характеристикой низкого уровня физического состояния [7].

Двигательную подготовленность определяли с помощью тестов, которые включены в программу для высших учебных заведений и характеризуют основные физические качества — силу, скорость, выносливость) (таблица 3). Оценивая физическую подготовленность по результатам контрольных нормативов, предусмотренных типовой программой для вузов, следует отметить, что показатели силовой подготовки у студенток соответствуют оценке «удовлетворительно», в беге на 100 метров, прыжках в длину с места девушки показывают слабый результат и не сдают на зачет тестов «Барчиной» П ступени.Показатели бега 500 м, 1000 м оцениваются ниже оценки «удовлетворительно».

 

Таблица 3

Показатели двигательной подготовленности студенток

Наименование тестов

͞x

σ

v %

R

1.

Прыжки в длину с места, см

172,2

12,4

7,2

16

2.

Бег на 100 м, сек

17,9

0,8

4,0

2

3.

Челночный бег 4х10 м, сек

11,5

0,7

5,5

9

4.

Бег на 500 м, мин, сек

2.30,0

8.02,0

5,4

16

5.

Сгибания и разгибания рук в упоре на гимнастической скамейке, количество

18,8

2,0

10,7

22

6.

Поднимания туловища в сед из положения лежа, ноги закреплены, количество

57,7

3,7

6,3

21

7.

Бег на 1000 м, мин, сек

6.05,0

0.18,0

9,3

17

8.

Приседания на одной ноге, количество

на правой

11

1,4

12,5

20

на левой

11

1,4

12,3

19

9.

Подтягивания на низкой перекладине, количество

17,6

1,8

10,2

25

 

Выявление недостаточного уровня подготовленности студенток явилось подтверждением того, что образовательный процессе по физическому воспитанию не обеспечивает должный уровень двигательной активности, и требует соответствующей коррекции.

Для выявлениянаиболее значимых показателей, обеспечивающих улучшение общей физической подготовленности девушек ТУИТ, были произведены расчеты корреляционной взаимосвязи данных физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния испытуемых по 26 параметрам, для выявления степени их взаимного влияния. Корреляционный анализ показал между некоторыми параметрами высокую и среднюю степень зависимости.

Выявленная высокая степень зависимости (r=0,96–0,74) между показателями физического развития и двигательной подготовленности: бегом на 500м и ЖЕЛ м (r=0,82); прыжком в длину с места и приседаниями на левой ноге(r=0,84),на правой ноге (r=0,81); подтягиваниями на низкой перекладине и силой правой кисти (r=0,79), левой (r=0,78); подтягиваниями на низкой перекладине и ИМТ (r=0,78); прыжком в длину с места и становой динамометрии (r=0,74); сгибанием рук в упоре лежа и подтягиваниями на низкой перекладине (r=0,87). Выявлена средняя степень зависимости (r=0,53–0,69) между показателями физического развития и функционального состояния (ИМТ — выдох, r=0,63; ИМТ — пауза, r=0,64, ИМТ — вдох, r=0,61; ЖЕЛ и ЧСС r=0,69)

Полученные результаты позволяют определить научно-обоснованное направление в выборе средств физического совершенствования студенток в процессе физического воспитания. Подбор уровня физических нагрузок должен быть дифференцированным и соответствовать уровню подготовленности студенток. В основу оздоровительных программ необходимо положить развитие таких физических качеств как общей выносливости и силы основных мышечных групп, способствующих коррекции и поддержанию нормальной осанки, улучшение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

 

Литература:

 

  1.      1. Абрамов М. С., Столярук В. С. Состояние и оценка морфофункциональных показателей у студентов (методические рекомендации). Части III. Ташкент. 1985. — С. 161. 2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248с.
  2.      Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: Гардарики, 2007. — 218 с
  3.      Лысова И. А., Блинова А. В. Показатели общей физической подготовленности студентов по результатам фестивалей вузов физической культуры //Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 2. — С. 75–76.
  4.      Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск: Наука, 1993. — 121 с.
  5.      Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи //Учебное пособие. — Ташкент, 1987. — С. 48.
  6.      Пирогова В. Н. Совершенствование физического состояния человека. К.: Здоровье, 1989. — С. 167.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle