Необходимость проведения инвентаризации в современных организациях как показатель сохранности имущества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 3339 раз

Библиографическое описание:

Дердюк, В. А. Необходимость проведения инвентаризации в современных организациях как показатель сохранности имущества / В. А. Дердюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25446/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Сохранность имущества для любого предприятия — это тот фактор его благополучия и сохранности материальных ценностей. Обратим внимание на необходимость и процесс проведения инвентаризации на современном предприятии [1, с.22].

С проведением инвентаризации и её необходимостью хотя бы раз сталкивался любой потребитель, упираясь глазами в вывеску на двери с надписью «Учет». Цель инвентаризации — сопоставление и выявление расхождений по фактическому наличию товара с теми данными, которые находятся в учетной системе организации. Чтобы не останавливать продажи и не терять потребителей большинство торговых организаций устраиваютпроведение инвентаризации и оформление ее результатовв выходной день или даже ночью.

Каждое предприятие, идущее на инвентаризацию должно понимать, что придется тратить дополнительные ресурсы — время и деньги. К примеру — это отвлечение работников предприятия от их основных обязанностей и дополнительные выплаты персоналу за сверхурочную работу, упущенная выгода от остановки торговли или предоставления услуг на срок проведения инвентаризации. Если компания состоит из одного человека то в ходе ревизии придется выполнять несколько функций одновременно: директора, материально-ответственного лица и бухгалтера. Поэтому каждому предпринимателю или директору организации важно знать, как правильно провести инвентаризацию и оформить ее результаты [4, с.16].

Дадим определение организации. Инвентаризация — это проверка их фактического наличия в натуральном выражении. Инвентаризация проводится в целях проверки реальных количественных и стоимостных остатков товаров на соответствие с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации выявляют, сопоставляя фактические остатки товаров, указанные в инвентаризационной описи, с остатками по данным бухгалтерского учета на момент проведения инвентаризации.

В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличия имущества, товаров, визуально оценивается товарный вид, упаковка, наличие ценников и этикеток. Инвентаризации могут подвергаться все группы товаров или выборочные группы товаров, а так же имущество предприятия.

К примеру, полная инвентаризация производится по указанию руководителя компании или планово. Выборочная инвентаризация проводится по решению и распоряжению директора. Инициатива по проведению инвентаризации, согласно договору о коллективной материальной ответственности, может исходить от сотрудников трудового коллектива. Материально ответственные сотрудники вносят предложения о порядке урегулирования выявленных недостач, излишков и потерь товаров.

Подходить к инвентаризации формально не следует. Инвентаризация прежде всего направлена на то, чтобы установить, сколько основных средств, материалов, товаров и другого имущества есть в наличии у организации, каков размер ее дебиторской и кредиторской задолженностей. Кроме того, результаты инвентаризации позволяют проверить, соответствуют ли данные бухгалтерского учета реальному положению вещей.

Инвентаризация в современных условиях и на современных предприятиях имеет иной смысл, по той простой причине, что инвентаризации подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций [5, с.75].

Перед проведением инвентаризации у многих, а чаще у новичков компании, возникает вопрос, что такое инвентаризация и как ее проводить.

Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в описях и в сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или излишков средств предприятия [3, с.90].

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находится это имущество.

Инвентаризация имущества и обязательств предприятия является не только способом «обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», но и одним из действенных инструментов повышения эффективности управления его финансово-хозяйственной деятельностью.

Порядок проведения инвентаризации определяется непосредственно руководителем организации, за исключением случаев, когдапроведение инвентаризации обязательно, в случаях:

                    при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

                    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

                    при смене материально ответственных лиц;

                    при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

                    в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

                    при реорганизации или ликвидации организации;

                    в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1, с.50].

Исследуем сам процесс, как правильно проводить инвентаризацию. В торговых организациях, согласно российскому законодательству, этот процесс может быть начат внезапно — работники не должны знать ничего до того, как в магазин или на склад придет комиссия. После этого продажа и перемещение товара, который попадает под инвентаризацию, запрещается. Следовательно, закрывается весь склад или магазин, либо только проверяемый отдел и касса при отделе. Инвентаризация склада и торговой точки отличаются тем, что подсчитать товар на складе намного тяжелее, чем на полках, и поэтому требуется больше времени и усилий.

Подготовка к пересчету товара должна проводиться в присутствии всех членов комиссии. Для упрощения процесса может быть составлен план инвентаризации: в этом случае после пересчета можно прямо на ней фиксировать фактическое количество продукции. Этот способ удобен своей наглядностью.

При инвентаризации комиссия проверяет не только количество товара, но и соответствие его нормам качества, хранения и срокам годности. Для фиксирования результатов обязательно формируются документ —опись фактического наличия ценностей по форме ИНВ-3, в котором перечисляются по группам все товары с указанием сорта, артикула и других характеристик, повышающих точность учета [5, с.76].

В зависимости от видов продукции, представленной в магазине и лежащей на складе, в процедуру помимо пересчета может быть введено контрольное взвешивание, измерение и прочие. Если учетные процессы в организации автоматизированы, то проверка проходит быстрее — из системы распечатываются остатки товаров и сверяются с тем, что есть на полках и на складе. Следовательно, возможно быстро обнаружить недостачу или излишки при инвентаризации.

Перед воздействием разных условий в учете имеются все шансы на несоответствия и расхождения. Это могут быть не правильно учтенные товары, не поставленное на баланс имущество. Злоупотребление полномочиями со стороны материально ответственных лиц.

Значение и роль инвентаризации весьма велика. Благодаря ней учитывается практическое присутствие ценностей и материальных средств, а так же выявление излишков. Данное обстоятельство диктуется необходимостью сохранности имущества организации и ведения правильной и честной учётной политики.

Инвентаризации равно как компонент способа учета непосредственно сопряжена с иными компонентами проведения и способами учёта.

Таким способом, с поддержкой инвентаризации:

                    испытываются целостность и надежность информации учета,

                    обнаруживаются погрешности, разрешенные в учете,

                    берутся в учёт неучтённые материальные объекты,

                    выявляются хищения, недоимки.

Кроме этого, опись имущества захватывает существенное положение в ходе исполнения финансового анализа. Роль инвентаризации состоит еще и в том, что ее могут провести и собственнолично сотрудники компании, вследствие этого представляется один из способов контроля сотрудников за работой компании, за деятельностью материально-ответственных персон, помощи и предотвращения недоимки и хищения товарно-вещественных ценностей.

 

Литература:

 

  1.                Бабаеваˑ Ю.А.ˑ Бухгалтерскийˑ финансовыйˑ учет/ˑ Ю.ˑ А.ˑ Бабаеваˑ –ˑ М.:ˑ Вузовскийˑ учебник,ˑ 2014.ˑ –ˑ 234ˑ с.
  2.                Ерофееваˑ В.А.ˑ Бухгалтерскийˑ учёт:ˑ конспектˑ лекций/ˑ В.ˑ А.ˑ Ерофевеа.ˑ -ˑ М.:ˑ Альфа-Пресс.ˑ -ˑ 2013.ˑ -ˑ 345с.
  3.                Кондраковˑ Н.П.ˑ Самоучительˑ поˑ бухгалтерскомуˑ учёту/ˑ Н.ˑ П.ˑ Кондраков.-ˑ 4-еˑ изд.,ˑ перераб.ˑ иˑ доп.-ˑ М.:Проспект,ˑ 2014.ˑ –ˑ 175с.
  4.                Козловаˑ Е.П.ˑ Бухгалтерскийˑ учетˑ вˑ организациях/ˑ Е.ˑ П.ˑ Козлова.ˑ –ˑ М.:ˑ Финансыˑ иˑ статистика,ˑ 2015.ˑ –ˑ 435ˑ с.
  5.                Тарасоваˑ Л.Н.ˑ Бухгалтерскийˑ учётˑ сˑ основамиˑ аудита/ˑ Л.ˑ Н.ˑ Тарасова.-ˑ М.:ˑ ИНФРА-М,ˑ 2014.-456с.
Основные термины (генерируются автоматически): инвентаризация, бухгалтерский учет, проведение инвентаризации, данные, инвентаризация имущества, результат инвентаризации, роль инвентаризации, склад, товар.


Похожие статьи

Инвентаризация как метод контроля в управлении хозяйственной...

инвентаризация имущества, проведение инвентаризации, инвентаризация, ходя проведения инвентаризации, результат инвентаризации, процесс инвентаризации, обязательство предприятия, ответственное лицо...

Инвентаризация как средство предотвращения экономических...

бухгалтерский учет, инвентаризация, учет результатов инвентаризации, акт инвентаризации, инвентаризационная работа, документальная проверка, этап инвентаризации, материальный ущерб...

Инвентаризация и её значение в сохранности собственности...

бухгалтерский учет, инвентаризация расчетов, средство, данные, ходя инвентаризации, инвентаризационная комиссия, кредиторская задолженность, социальное страхование, результат инвентаризации, документ.

Инвентаризация расчетов: проблемы и решения | Молодой ученый

Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета...

Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов...

Особенности инвентаризации готовой продукции

Инвентаризация представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату, осуществляется путем непосредственного пересчета остатков инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с...

Учет инвентаризации материальных запасов предприятия

бухгалтерский учет, материал, запас, Российская Федерация, инвентаризация, данные, проведение инвентаризации, процесс производства, Инвентаризационная опись, специальная одежда.

Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации...

Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов.

Необходимость усовершенствования процедуры государственного...

техническая инвентаризация, технический учет, недвижимое имущество, недвижимость, капитальное строительство, технический паспорт, семантическая информация, проведение инвентаризации...

Инвентаризация как метод контроля в управлении хозяйственной...

инвентаризация имущества, проведение инвентаризации, инвентаризация, ходя проведения инвентаризации, результат инвентаризации, процесс инвентаризации, обязательство предприятия, ответственное лицо...

Инвентаризация как средство предотвращения экономических...

бухгалтерский учет, инвентаризация, учет результатов инвентаризации, акт инвентаризации, инвентаризационная работа, документальная проверка, этап инвентаризации, материальный ущерб...

Инвентаризация и её значение в сохранности собственности...

бухгалтерский учет, инвентаризация расчетов, средство, данные, ходя инвентаризации, инвентаризационная комиссия, кредиторская задолженность, социальное страхование, результат инвентаризации, документ.

Инвентаризация расчетов: проблемы и решения | Молодой ученый

Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета...

Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов...

Особенности инвентаризации готовой продукции

Инвентаризация представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату, осуществляется путем непосредственного пересчета остатков инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с...

Учет инвентаризации материальных запасов предприятия

бухгалтерский учет, материал, запас, Российская Федерация, инвентаризация, данные, проведение инвентаризации, процесс производства, Инвентаризационная опись, специальная одежда.

Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации...

Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов.

Необходимость усовершенствования процедуры государственного...

техническая инвентаризация, технический учет, недвижимое имущество, недвижимость, капитальное строительство, технический паспорт, семантическая информация, проведение инвентаризации...

Похожие статьи

Инвентаризация как метод контроля в управлении хозяйственной...

инвентаризация имущества, проведение инвентаризации, инвентаризация, ходя проведения инвентаризации, результат инвентаризации, процесс инвентаризации, обязательство предприятия, ответственное лицо...

Инвентаризация как средство предотвращения экономических...

бухгалтерский учет, инвентаризация, учет результатов инвентаризации, акт инвентаризации, инвентаризационная работа, документальная проверка, этап инвентаризации, материальный ущерб...

Инвентаризация и её значение в сохранности собственности...

бухгалтерский учет, инвентаризация расчетов, средство, данные, ходя инвентаризации, инвентаризационная комиссия, кредиторская задолженность, социальное страхование, результат инвентаризации, документ.

Инвентаризация расчетов: проблемы и решения | Молодой ученый

Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета...

Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов...

Особенности инвентаризации готовой продукции

Инвентаризация представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату, осуществляется путем непосредственного пересчета остатков инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с...

Учет инвентаризации материальных запасов предприятия

бухгалтерский учет, материал, запас, Российская Федерация, инвентаризация, данные, проведение инвентаризации, процесс производства, Инвентаризационная опись, специальная одежда.

Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации...

Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов.

Необходимость усовершенствования процедуры государственного...

техническая инвентаризация, технический учет, недвижимое имущество, недвижимость, капитальное строительство, технический паспорт, семантическая информация, проведение инвентаризации...

Инвентаризация как метод контроля в управлении хозяйственной...

инвентаризация имущества, проведение инвентаризации, инвентаризация, ходя проведения инвентаризации, результат инвентаризации, процесс инвентаризации, обязательство предприятия, ответственное лицо...

Инвентаризация как средство предотвращения экономических...

бухгалтерский учет, инвентаризация, учет результатов инвентаризации, акт инвентаризации, инвентаризационная работа, документальная проверка, этап инвентаризации, материальный ущерб...

Инвентаризация и её значение в сохранности собственности...

бухгалтерский учет, инвентаризация расчетов, средство, данные, ходя инвентаризации, инвентаризационная комиссия, кредиторская задолженность, социальное страхование, результат инвентаризации, документ.

Инвентаризация расчетов: проблемы и решения | Молодой ученый

Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета...

Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов...

Особенности инвентаризации готовой продукции

Инвентаризация представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату, осуществляется путем непосредственного пересчета остатков инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с...

Учет инвентаризации материальных запасов предприятия

бухгалтерский учет, материал, запас, Российская Федерация, инвентаризация, данные, проведение инвентаризации, процесс производства, Инвентаризационная опись, специальная одежда.

Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации...

Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов.

Необходимость усовершенствования процедуры государственного...

техническая инвентаризация, технический учет, недвижимое имущество, недвижимость, капитальное строительство, технический паспорт, семантическая информация, проведение инвентаризации...

Задать вопрос