Библиографическое описание:

Виденин Т. О. Финансирование малого бизнеса в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 442-444.

 

На сегодняшний день абсолютное большинство организация и компаний испытывает трудности, возникшие в связи с финансовым кризисом, который фактически способен нарушить стабильность их функционирования.

Несмотря на то, на протяжении последнего десятилетия государством предпринимаются беспрецедентные меры по поддержке малого бизнеса, именно в ближайшие годы малое предпринимательство способно повлиять на направление вектора развития российской экономики. Именно за средним классом находится повышение социальной, экономической и политической стабильности в обществе. Для осуществления данной задачи необходимо создание благоприятных условий для интенсивного роста малого и среднего бизнеса. Его современное состояние без сомнений является довольно сложным, несмотря на то, что в период с 2010 по 2013 годы среда для предпринимателей стала гораздо благоприятнее. Но по статистике, из десяти созданных предприятий, выживают только два-три.

На этом фоне, текущая экономическая ситуация не просто наносит сокрушительный удар по подавляющему большинству предприятий, а кардинально меняет всю среду их существования, заставляя адаптироваться к новым условиям. В период с сентября 2014 по декабрь 2015, национальная валюта подешевела на 61 % по отношению к доллару США. Согласно статистическим данным, в 2014 году 36 % малых предприятий занимались оптовой и розничной торговлей. Доля импортируемых потребительских товаров в Российской Федерации составляет около 38 %, фактически это означает, что каждый третий товар на полке подорожал для компании в два раза. Однако, средний рост цен на потребительскую продукцию в 2015 году составил приблизительно 20 %. И в том, что двукратный рост цен не лег на потребителей, заслуга предпринимателей.

В связи с падением покупательского спроса и ухудшением условий поставок, потребность во внешнем финансировании только возрастает. Но кризис ликвидности в банковском секторе только сокращает возможности банков выделять дополнительное кредитование малым предприятиям. Крупные предприятия пользуются заемными средствами с целью поддержки и развития бизнеса гораздо чаще, чем малые. Последние привлекают кредиты, как правило, для пополнения оборотных средств. Подобные займы имеют меньший срок, что для банка означает меньший период выплат и соответственно меньший доход, по сравнению с долгосрочным кредитом большому предприятию. Кроме того, риск невозврата со стороны малых организаций на сегодняшний день гораздо выше, чем от крупной компании. Также банки отмечают, что при работе с малыми организациями накладных расходы значительно выше, чем при обслуживании крупных клиентов.

В значительной степени, ограничение доступа на финансовый и денежный рынок малых предприятий обусловлено следующими причинами:

1)                 Высокие процентные ставки по кредитам наряду с низкой рентабельностью предприятий;

2)                 Малый бизнес несет больше риска;

3)                 Отсутствие кредитной истории.

Иными словами, небольшие предприятия имеют относительно высокую капиталоемкость, наряду с низким уровнем рентабельности.

Кроме того, независимо от объема привлекаемых заемных средств, к предприятиям применяются равные требования рынка финансирования. Предприятия обязаны предоставлять очень объемный перечень документации, что наряду с процессом рассмотрения заявок, заключением и подписанием договора, и наконец получением средств проходит в среднем 4–5 недель. Для сравнения, на развитых рынках этот процесс занимает от нескольких дней до недели. Это объясняется отсутствием специальных технологий по работе с малым и средним бизнесом. Кроме того, основным из предъявляемых банком предприятию требованием является наличие операционной истории более года, при условии стабильном получении прибыли и четкого видения развития бизнеса в будущем. В то время как именно на первом году жизни предприятие больше всего нуждается в дополнительном финансировании, для обеспечения роста оборотных средств до необходимого уровня.

Ввиду затрудненного доступа на традиционные рынки финансирования, в кризисных условиях малому бизнесу следует обратить внимание на другие источники заемных средств, такие как кредитные кооперативы, региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, микрофинансовые организации, а также в специализированных банках. На сегодняшний день, перечисленные источники финансирования пользуются недостаточной популярностью среди предпринимателей, несмотря на высокий потенциал для развития бизнеса. В данных организациях предлагаются альтернативные решения существующим банковским технологиям, которые упрощают требования к документам в заявке, сокращают сроки рассмотрения заявок на предоставление средств, а также предлагают большую гибкость условий заимствования. Однако, подобные организации обладают рядом недостатков, такими как более высокая стоимость займов, по сравнению с банками, а также ограниченность ресурсов.

На сегодняшний день продолжают деятельность организации, специализирующиеся на предоставлении финансовых услуг малым предприятиям, такие как фонды прямых инвестиций, венчурные фонды, гарантийные фонды, а также микрофинансовые организации. Именно последние в условиях отсутствия банковского финансирования могут стать главным источником заемных средств для малых и средний предприятий.

По оценке на конец 2014 года, рынок микрофинансирования в России имел совокупный объем около 41 миллиарда рублей, из них около 46 % занимают кредиты индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. При этом, доля микрофинансирования менее 5 % от общего объема финансового рынка. Средний размер кредита, выданного малым предприятиям составил 121 тысячу рублей. В таблице 1 представлена информация о сегментации состоянии рынка микрофинансирования в 2013–2015 году.

 

Таблица 1

Название сегмента рынка МФО

Доля рынка на 01.01.2013, %

Темп прироста за 2013 год, %

Доля рынка на 01.01.2014, %

Темп прироста за 2014 год, %

Доля рынка на 01.01.2015, %

Микрозаймы «до зарплаты»

11 %

80 %

13 %

60 %

15 %

Потребительские микрозаймы ФЛ

43 %

60 %

47 %

50 %

47 %

Микрозаймы ЮЛ и ИП

46 %

30 %

40 %

40 %

38 %

Итого

100 %

 

100 %

 

100 %

Годовой темп прироста совокупного портфеля микрозаймов

 

48 %

 

47 %

 

 

В развитых странах микрофинансирование выступает решением как для экономического развития, так и для решения социальных проблем. Распространение данного сектора получило свое начало в 1985 году. На протяжении последующих десятилетий микрокредиты разрослись до целой стратегии экономического развития, в том числе и для различных развивающихся стран. По статистике, получение относительно легких заемных средств в виде услуг микрофинансирования, приводило к росту уровня доходности в среднем на 25–30 %.

Микрокредит является оптимальной формой финансирования как для получения средств для развития, так и для пополнения оборотных средств для частных предпринимателей и малых предприятий, у которых нет возможности получить средства по традиционной банковской процедуре. Несмотря на то, что в среднем ставка на микрокредиты выше в 1,5–2 раза, чем ссудный процент в банке, доходность от вложений в программы малых предприятий значительно превышает аналогичных показатель в секторе крупных организаций. Дополнительным стимулом для работы с малым бизнесом является и то, что крупные промышленные и строительные предприятия имеют устойчивые финансовые связи, оставляя свободной нишей именно малый и средний бизнес.

Однако, несмотря на рост рынка микрофинансовых услуг, за первое полугодие 2015 из реестра микрофинансовых организаций были исключены более 400 МФО. Это связано с тем, что подавляющее большинство компаний, которые были выведены из реестра, фактически не вели микрофинансовую деятельность и не предоставляли отчетность. На 1 июня 2015 года в реестре состояло 3740 МФО. При этом рост числа компаний в реестре за первую половину 2015 года составил 2,8 %, что меньше, чем в предыдущих периодах. Сокращение числа МФО в последние годы, является результатом ужесточения требований, предъявляемых регулирующими органами к организациям.

Осуществление микрофинансирования могут осуществлять не только финансовые институты, но и нефинансовые объединения. Примерами таких объединений могут служить кредитные союзы — кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ). Кредитные союзы могут создаваться в различных социальных сферах, а также пользуются высоким уровнем доверия среди своих пайщиков, так как управление производится с их участием и непосредственным контролем. Кредитный союз обеспечивает соблюдение требований доступности и прозрачности осуществляемых операций.

Кредитный потребительский кооператив граждан способен обеспечить реализацию различных социально-экономических программ, обеспечивая при этом сохранность средств пайщиков, а также постоянную возможность получения доступного займа.

В последние годы наблюдается тенденция накопления сбережений в кооперативах, тем самым возрастает объем средств, которые могут быть выделены на поддержку малого предпринимательства. Займы КПКГ могут выделяться предприятиям непосредственно на конкретные цели, а также и опосредованно, что является немаловажным моментом для предпринимателя. Фактически, кредитный кооператив решает одновременно ряд социальных задач, обеспечивая пайщиков доходом и занятостью, а также экономических, наполняя экономику региона доступными финансовыми ресурсами.

Кредитные кооперативы распространены в региональных городах, а также небольших муниципальных образованиях, занимая сектор, свободный от финансовых институтов.

Статистические данные по российскому рынку микрофинансирования показывают, что 29 % микрокредитов выдаются микрофинансовыми организациями,, 27 % фондами поддержки предпринимателей, и 44 % кооперативами и прочими организациями.

Таким образом, на сегодняшний день у малого и среднего бизнеса есть как минимум четыре альтернативных пути привлечения заемных средств, помимо коммерческих банков. Остается надеяться, что со стороны государства будет оказана необходимая поддержка как для малого предпринимательства, так и для кредитных организаций.

Международный опыт показывает, что именно с помощью малого бизнеса возможны позитивные сдвиги в стабилизации и развитии национальной экономики. А до тех пор, пока предприниматели вынуждены искать средства для выживания, а не развития, реальный экономический рост невозможен.

 

Литература:

 

  1.                О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях: Федеральный закон от 02.07.2010 151-ФЗ (ред. от 29.06.2015)
  2.                Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс-режим доступа: http://www.gks.ru / wps/ wcm / connect / rosstat_main / rosstat / ru / statistics / enterprise / economy /
  3.                Программы поддержки малого и среднего предпринимательства — режим доступа: http://economy.gov.ru / minec / activity / sections / smallBusiness / support / (дата обращения: 08.01.2016).
Основные термины: заемных средств, малого бизнеса, оборотных средств, малого предпринимательства, пополнения оборотных средств, малых предприятий, малым предприятиям, малого и среднего бизнеса, заемных средств в виде, поддержки малого, источники заемных средств, Финансирование малого бизнеса, поддержке малого бизнеса, источником заемных средств, привлечения заемных средств, поддержки малого предпринимательства, развития бизнеса, малого бизнеса возможны, роста оборотных средств, состоянии рынка микрофинансирования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle