Библиографическое описание:

Матюшкова Т. М. Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 815-817.



 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения которой зависит уровень профессиональной самореализации будущих специалистов, так как она является результатом сформированности у будущих учителей музыки профессионально-ценностных ориентаций.

Ключевые слова: профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации, учитель музыки, профессиональная самореализация.

 

Вступление в XXI век — это период серьезного анализа пути, пройденного музыкально-педагогическим образованием, ценностного осмысления и его оценки. Модернизация образования требует новых подходов к формированию личности будущего педагога. Особую актуальность приобретает поиск и нахождение путей, обеспечивающих становление профессионально-ценностных ориентаций педагога.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в последние годы многие современные исследователи (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин, А. И. Щербакова и др.) в своих трудах неоднократно подчёркивают важность аксиологического аспекта в профессиональном образовании будущих учителей, уделяя особое внимание становлению их профессионально-ценностных ориентаций. Состояние научной разработанности проблемы позволяет понять значимость ценностных ориентаций на этапе профессионального выбора, при профессиональной подготовке, обучении и профессионально-ценностном становлении будущего специалиста в целом.

Под профессиональными ценностными ориентациями будущего учителя мы понимаем элемент внутренней структуры личности, выражающий ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и определенным компонентам будущей профессиональной деятельности. Ценностные ориентации учителя музыки должны выступать в качестве регуляторов потребностей, интересов, вкусов, идеалов его воспитанников и в дальнейшем нацеливать их на освоение и реализацию ценностей во всех сферах жизнедеятельности, пробуждать активность в самостоятельном выборе духовных общечеловеческих ценностей.

К сожалению, в педагогические учебные заведения в последние годы приходят студенты с деформированным представлением об общечеловеческих ценностях и низким уровнем духовной и бытовой культуры. Обучающиеся зачастую недостаточно ориентированы на овладение профессией, так как отношение к ней у них еще не сложилось. Поэтому, разрабатывая содержание обучения, важно инициировать у обучающихся интерес к профессии, развивать их профессиональное мышление, способности к творчеству.

В. А. Сластенин, исследуя профессионально-ценностные ориентации педагога, выявляет следующие профессиональные ценности: понимание социальной роли и функции специалиста в обществе; наличие общественно значимых мотивов выбора профессии; профессионального идеала; ценностное отношение к деятельности; профессиональный долг и честь; гордость за профессию; культуру общения; потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании [1]. Данные профессиональные ценности отражают содержательную сторону любой профессии и поэтому являются значимыми для изучения профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Важным моментом профессиональной подготовки будущих учителей музыки мы считаем ориентацию будущих специалистов на профессиональные ценности, поскольку воспитывая и обучая детей искусству, они готовят тем самым их к жизни, создавая основу духовных ценностей будущего.

В качестве профессиональных ценностей музыканта, Е. Г. Штенникова выделяет пять групп:

          социально значимые ценности (общественная значимость труда учителя, престиж профессии, признание);

          коммуникативные ценности (общение и дружба с детьми и родителями, коллегами, обмен опытом, профессиональной культурой);

          ценности самореализации (развитие творческих способностей, приобщение к духовной культуре, интеллектуальность, образованность, активность, стремление к новому);

          ценности самовыражения (удовлетворение от работы, творческий характер труда, увлечение профессией и т. д.) [2].

Мы согласны с точкой зрения ученого, так как считаем, что ценности педагога-музыканта — это внутренний, эмоционально освоенный регулятор творческой деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру и к себе, а также моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности. По нашему мнению, для становления и профессионального развития учителя музыки, профессионально-ценностные ориентации являются ключевым значением профессии.

Таким образом, профессионально-ценностные ориентации учителя музыки, представляют собой обобщённую, специфическую форму профессионально ориентированного ценностного выбора, выражающего отношение будущего учителя музыки к различным профессиональным ценностям, и, прежде всего, к ребёнку как субъекту музыкального развития и воспитания, к музыке как средству развития личности и к их взаимодействию в творческом музыкально-педагогическом процессе.

Сегодня ученые отмечают, что деятельность педагога-музыканта в школе многофункциональна и «публична». На уроках музыки и внеклассных мероприятиях учитель выступает как драматург и актер, как постановщик музыкальных спектаклей и концертов, как дирижер и художественный руководитель творческих коллективов, как исполнитель-импровизатор вокальной и инструментальной музыки, как лектор и психотерапевт и др. Развить и творчески реализовать этот комплекс профессиональных умений и навыков необходимо еще в учебном заведении, так как основа профессионального становления будущего учителя музыки закладывается в колледже, где осуществляется его специальная музыкальная подготовка.

Современный учитель музыки должен обладать взаимосвязанным комплексом знаний, умений и навыков: музыкально-теоретических (гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература и др.); музыкально-педагогических (психология, педагогика, методика музыкального воспитания и др.); музыкально-исполнительских (инструментальное музицирование, хоровое дирижирование, постановка голоса и др.).

Мы исходим из позиции, утверждающей, что реализация профессионального потенциала педагога-музыканта во многом зависит от того, насколько учебное заведение ориентирует будущего специалиста на утверждение личной ответственности за результат своей музыкально-педагогической деятельности, на осознание им социальной значимости и ценности профессии учителя музыки.

Обучение будущего учителя музыки в среднем специальном учебном заведении, на наш взгляд, изначально имеет специфические особенности, которые обусловливаются рядом объективных и субъективных факторов. Наиболее существенные, на наш взгляд, особенности обучения будущих учителей музыки в педагогическом колледже заключаются:

          в специфике возраста студентов — будущих учителей музыки, связанного с ранней профессиональной ориентацией и самоопределением в профессии;

          в организации самого учебного процесса, обусловленного тем, что в учреждении среднего профессионального образования нет больших потоков обучающихся как в высшем учебном заведении, сами преподаватели находятся ближе к студентам, большую роль играет связь с родителями;

          в практико-ориентированной направленности обучения, то есть в приоритетном освоении будущими учителями музыки не фундаментальных научных знаний, а практически необходимых профессиональных умений и навыков.

По мнению А. И. Щербаковой механизм формирования системы ценностных ориентаций в музыке и музыкальном образовании представляет собой процесс восхождения личности к ценностям музыкальной культуры и осуществляется через поиск, ценностное осмысление и оценку. Поиск может выступать как универсальный механизм ориентаций, обогащающий и возвышающий музыкально-педагогические потребности личности, расширяя её кругозор и способствуя личностной активности и профессиональной самореализации [3].

Профессиональная самореализация будущего учителя музыки понимается нами как осознанный процесс и осмысленный результат наиболее полного раскрытия творческого потенциала, актуализации способностей и возможностей личности в стремлении осуществить себя в процессе профессионального образования, фундаментом которого являются профессионально-ценностные ориентации.

Резюмируя всё вышеизложенное мы можем заключить, что формирование профессионально — ценностных ориентаций будущего учителя музыки является важной социально-педагогической проблемой, от которой зависит уровень профессиональной самореализации будущих специалистов, так как она является результатом сформированности у будущих учителей музыки профессионально-ценностных ориентаций. Поиск путей совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций будущих учителей музыки на сегодняшний день является наиболее важным.

 

Литература:

 

  1.      Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижаков. М.: Академия, 2003. — 192с.
  2.      Штенникова Е. Г. Формирование гуманистических ценностей у будущих профессиональных музыкантов в интегрированной учебной и внеучебной деятельности: дис. канд. пед. наук /Е. Г. Штенникова. Ижевск, 2011. — 224с.
  3.      Щербакова А. И. Аксиология в музыкально-педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей / А. И. Щербакова // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. — М., 1999. — С. 38–45.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle