Библиографическое описание:

Тонкович П. К. Состояние электронного правительства в Республике Беларусь // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 606-610.

 

Ключевые слова: электронное правительство, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, индекс развития электронного правительства, индекс развития человеческого потенциала, индекс вэб-услуг.

 

Создание и развитие электронного правительства в Республике Беларусь определяется следующими основополагающими документами:

          Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819.

          Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, принятой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174.

          Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384.

          Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 1074 «Об оказании электронных услуг и реализации государственных функций в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы».

          Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2012 г. № 138 «О базовых электронных услугах»

          Стратегией развития информатизации в Беларуси на 2016–2022 годы (готовится проект).

В результате выполнения Государственной программы информатизации Республики Беларусь «Электронная Беларусь» и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы создана общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС).

ОАИС предназначена для интеграции государственных информационных ресурсов и автоматизации деятельности органов государственного управления по предоставлению информационных услуг другим государственным органам, организациям и гражданам.

Структурно ОАИС представлена двумя порталами:

     Единым порталом электронных услуг (http://portal.gov.by) (рис. 1).

 

Рис. 1. Единый портал электронных услуг

 

В настоящее время реализованы 46 электронных услуг в сфере налогообложения, учета и обращения недвижимого имущества, образования и культуры на основе информации из 12 ГИР — государственных информационных ресурсов.

          Порталом для государственных органов и организаций (http://nces.by) (рис. 2), доступ к которому ограничен и возможен лишь по защищенным каналам связи. Портал с онлайн-доступом к административным процедурам для бизнеса заработает с середины 2017 года.

Рис. 2. Портал для государственных органов и организаций

 

В связи с актуальностью внедрения государственных электронных услуг, гражданских проектов в сфере электронного правительства в Беларуси создан портал об электронном правительстве и госуслугах онлайн (http://e-gov.by) (рис. 3). Портал предназначен для сбора и обсуждения идей e-government (работает с 12 января 2012 года).

Рис. 3. Портал об электронном правительстве и госуслугах

 

Степень готовности к электронному правительству считается важным показателем уровня развития каждой страны и раз в два года измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг на основе индекса развития электронного правительства (EGDI).

В основу исследования степени готовности Республики Беларусь к электронному правительству легли данные ООН (E-Government Survey-2014) [1].

По данным ООН Республика Беларусь в 2014 году улучшила свои позиции на 6 пунктов по сравнению с 2012 годом и на 9 пунктов по сравнению с 2010 годом, заняв 55-е место из 193 (таблица 1).

 

Таблица 1

Индекс развития электронного правительства (EGDI)

2014

2012

2010

рейтинг

индекс

рейтинг

индекс

рейтинг

индекс

55

0,6053

61

0,6090

64

0,4900

 

Индекс развития электронного правительства является интегральным и рассчитывается на основе трех субиндексов (каждый из которых, в свою очередь, складывается из оценки ряда параметров):

     индекса телекоммуникационной инфраструктуры (TII) (учитывается количество персональных компьютеров на 100 жителей, интернет-пользователей на 100 жителей, владельцев мобильных телефонов, пользователей широкополостной связи);

     индекса развития человеческого потенциала (HCI) (оценивается уровень грамотности взрослого населения и доля детей, обучающихся в младшей и средней школе);

     индекса электронных услуг и сервисов, предоставляемых органами власти (OSI) (оценивается посещаемость правительственных сайтов и их наполнение).

Значения индекса развития телекоммуникационной инфраструктуры за 2010, 2012 и 2014 годы приведены на рисунке 4.

Рис. 4. Индекс телекоммуникационной инфраструктуры

 

Как видно из графика, в 2014 году значение индекса развития телекоммуникационной инфраструктуры в Беларуси по данным ООН составил 0,6069, что выше, чем в 2012 и 2010 годах. Значения параметров индекса телекоммуникационной инфраструктуры за 2010, 2012 и 2014 годы приведены в таблице 2. В этом направлении у страны неплохая динамика (40-е место).

 

Таблица 2

Параметры индекса телекоммуникационной инфраструктуры (TII)

Год

Процент интернет-пользователей

Пользователи фиксированной телефонной связи на 100 жителей, %

Пользователи фиксированной мобильной связи на 100 жителей, %

Пользователи проводного Интернет (широкополосная связь) на 100 жителей, %

Пользователи беспроводного Интернет (широкополосная связь) на 100 жителей, %

2010

28,89

37,76

71,57

0,8

0,12

2012

31,70

43,13

107,69

16,92

17,36

2014

46,91

46,86

113,52

26,91

33,28

 

Анализ значений индекса развития человеческого потенциала (HCI) за 2010, 2012 и 2014 годы показал, что Беларусь занимает достаточно высокие места по этому показателю (входит в первую двадцатку). Значения этого индекса в динамике представлены на рисунке 5.

Эффективность электронного правительства оценивают и по индексу развития веб- услуг (OSI), который содержит 4 направления оценки:

        начальное информационное присутствие в сети (Emerging information services) — стадия 1;

Рис. 5. Индекс развития человеческого потенциала (HCI)

 

        расширенное информационное присутствие в сети

        и оказание электронных услуг (Enhanced information services) — стадия 2;

        оказание онлайновых услуг на основе электронного взаимодействия (Transactional services) — стадия 3;

        электронные услуги, объединяющие как правительственные структуры между собой, так и обеспечивающие вовлечение граждан в деятельность государственных органов (Connected services) — стадия 4.

Данные по OSI за 2010, 2012 и 2014 годы приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

Индекс развития веб-услуг (OSI)

Год

OSI

Стадия 1, %

Стадия 2, %

Стадия 3, %

Стадия 4, %

2010

0,3016

43

25

15

12

2012

0,4118

100

55

25

22

2014

0.3228

81

16

14

26

 

Согласно данной таблице, самым высоким показателем является доступ к информации о государственной политике и по законодательству — 81 %, а уровень развития электронных услуг — невысокий (16 %, 14 %, 26 %). Большинство услуг, из 46 представленных на Едином портале электронных услуг, являются информационными, а не интерактивными.

Невысока организация системы «обратной связи» между гражданами и госслужащими. Граждане, как правило, могут заполнить форму на сайте, а on-line ответ получают в течение месяца, проблематично осуществление и электронных платежей. Для Беларуси характерен существенный прогресс в создании сервисов электронного правительства.

По оценке южнокорейских экспертов из компании Samsung SDS, которые проводили анализ состояния системы е-Gov в Беларуси, е-правительство Беларуси «находится на второй стадии развития из четырех» и, чтобы перейти третью стадию «нужно улучшить информационную инфраструктуру и развить транзакционные гражданские сервисы» [2].

В июне 2014 года Центр правовой трансформации Lawtrend принял участие в международном исследовании открытости государственной информации в Интернет. Эксперты (из Беларуси, Грузии, России и США) оценивали сферу доступа к информации на официальных сайтах госорганов исполнительной власти.

Анализ результатов мониторинга показал, что среднее значение коэффициента представления информации по всем исследованным параметрам составляет 22,3 % (по 45 сайтам), 52 % получил официальный сайт Национального банка Республики Беларусь — и это максимальное значение. Более того, ни на одном из исследованных сайтов не представлены все обязательные к размещению категории информации. Проведенное исследование свидетельствует об отсутствии в открытом доступе онлайн следующих категорий общественно значимой информации: «судебных решений; реестров юридических лиц и предпринимателей, объектов недвижимости, кадастровой информации; информации о доходах госслужащих; результатах голосований в парламенте, стенограмм заседаний правительства. Показатель открытости государственной информации онлайн по всем параметрам для Беларуси является самым низким среди исследованных стран» [3].

В целом электронное правительство Республики Беларусь находится в русле мировых тенденций, но необходимо реализовывать единую концепции развития электронного правительства.

 

Литература:

 

1.       United Nations E-Government Survey_2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unpan.org/e-government/. — Дата доступа: 20.12.2015 г.

2.       Электронный опыт Грузии для Беларуси. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-gov.by/best-practices/elektronnyj-opyt-gruzii-dlya-belarusi /. — Дата доступа: 18.12.2015 г.

3.       [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lawtrend.org/information-access/information-access-information-access/monitoring-predstavlennosti-informatsii-na-ofitsialnyh-sajtah-gosudarstvennyh-organov-skachat-gosudarstvennye-organy-respubliki-belarus-15-let-onlajn. /. — Дата доступа: Дата доступа: 11.01.2016 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle