Библиографическое описание:

Костюнина Е. А. Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1020-1024.

 

В статье рассмотрена проблема взаимодействия родителей с детьми в период адаптации, проанализирована актуальность данной проблемы.

Ключевые слова: родители, дети, адаптация детей к школе.

 

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме адаптации детей к обучению в школе. Как и для самого ребенка, так и для его родителей ответственным моментом является поступление ребенка в школу. Данный период перехода с детского сада в школу характеризуется социально-психологическими и физиологическими переменами в жизни ребенка. В первую очередь, происходят изменения в строении личности ребенка: новые контакты в школе, новые взаимоотношения со сверстниками, новые обязанности в классе, новая социальная роль «ученика», которая имеет свои плюсы и минусы. Социальная роль «ученика» требует от ребенка формирования таких качеств как: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность. Родители должны непосредственно помочь своим детям подготовиться к школе: ребенок должен полностью осознать роль ученика в школе, осознать позицию учителя как классного руководителя, ребенок должен знать дистанцию в отношениях в школе. Родители должны всячески поддерживать своего ребенка, т. к. самому ребенку очень трудно справится с происходящими событиями, свойственные в период адаптации к школьной жизни.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время многие родители нуждаются в психолого-педагогической помощи во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе, так как все дети, поступающие в первый класс, стараются учиться хорошо, не смотря на большие нагрузки. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в приспособлении, а также в адаптации к школе. В отношениях с новым окружением. Поэтому, на сегодняшний день, проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия проблемы.

Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически. Адаптация — это, прежде всего, сложный и трудный процесс для ребенка. Поэтому, необходимо помочь своему ребенку справиться с происходящими событиями, как можно менее безболезненно. Выделяют физиологическую и социально-психологическую адаптацию детей к школе.

Физиологическая адаптация — это то, как реагирует организм ребенка на окружающие изменения, например, это могут быть частые простудные заболевания в первые месяцы учебы, быстрая утомляемость, головные боли, возбудимость, тревожность, импульсивность, гиперактивность и многие другие.

Социально-психологическую адаптацию следует рассматривать как процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям окружающей среды, например, смена режима дня, новые взаимоотношения, смена отдыха и недостаток свободного времени. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельность являлась игра, то переход в школу сопровождается учебой.

Главными составляющими, которые влияют на социально-психологическую адаптацию в школе, являются:

1)        Адаптация ребенка к новому режиму дня (смена режима дня, большая продолжительность уроков, режим питания и отдыха, число уроков, продолжительность перемены и т. д.);

2)        Адаптация ребенка в классному коллективу (приобретение нового социального статуса ребенка, новое окружение взаимоотношения со сверстниками и т.д.);

3)        Адаптация ребенка непосредственно к классному руководителю (взаимоотношение со школой, с педагогами, с классным руководителем и т.д.);

4)        Адаптация к школьной жизни (изменение обстановки (от домашней, к школьной), изменения отношений родителей с детьми, повышение их требовательности к дисциплине и т. д.).

Таким образом, можно сказать, что трудности в адаптации ребенка к школе занимают относительно непродолжительный промежуток времени, зависит от самих детей, например, тяжелее и дольше адаптируются к школьной жизни так называемые «домашние» дети, т. е. это дети, которых с рождения окружали только родители, родственники, которые не посещали дошкольное образовательное учреждение и не имеют достаточного опыта общения со сверстниками и окружающими людьми (дефицит общения).

На основе сформулированной проблемы установлена цель исследования, которая заключается в теоретическом и эмпирическом изучении механизмов и условий психолого-педагогической помощи родителям во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе.

Объектом исследования являются непосредственно родители во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе.

Предметом исследования является характер психолого-педагогической помощи в период адаптации к школе.

Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются такие ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики, как Амонашвили Ш. А., Беличева И. А., Безруки М. М., Выготский Л. С., Коробейников Н. Г., Лусканова Л. С., Овчарова Р. В.

Адаптация рассматривается как процесс личностного становления индивида, который вступает в относительно стабильную социальную среду. Развитие личности ребенка рассматривается как процесс её вхождения в новую окружающую среду, которая характеризуется определенными факторами и условиями [3, с.159].

Учеными доказано, что поступление в школу связано со значительно неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, психологическая профилактика и коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка [2, с. 348].

Перед родителями стоит огромная задача, которая заключается в правильном воспитании ребенка, в поддержании его в трудных ситуациях. Родители должны приложить много усилий для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, общение со сверстниками и многое другое, является основой воспитания для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в школу. От того на сколько ребёнок подготовлен в семье к поступлению в школу, зависит и дальнейший адаптационный период и его развитие в целом [5, с. 87].

Основные формы работы с родителями:

1)        Родительские собрания (самая распространенная и традиционная форма работы с родителями, подразумевает встречу педагогического коллектива, детей и родителей. Педагог — классный руководитель заранее планирует тему для встречи с родителями, происходит обсуждение всех вопросов, которые являются наиболее актуальными и проблемными);

2)        Индивидуальная работа (в виде консультаций) с родителями;

3)        Проведение бесед, дискуссий с родителями (родительский лекторий);

4)        Проводить разного рода мероприятия с родителями (проведение творческих конкурсов, защита семейных проектов, родительские конференции).

Данные формы работы с родителями направлены на сближение детей и родителей в учебном процессе. Благодаря выделенным формам, существенно повышается внимание родителей к переживаниям своего ребенка в первые годы обучения. Родители вместе с детьми знакомятся со школой. с педагогическим коллективом, с требованиями, предъявляемыми к их детям, получают рекомендации по развитию у детей необходимых для обучения умений и навыков.

Таким образом, можно сказать, что анализ литературы по проблеме адаптации детей к школе мало изучен, поэтому требует эмпирического исследования.

Исследования проводились в МБОУ Шараповская СОШ, Нижегородская область. По рекомендации педагога-психолога школы для проведения эмпирического исследования были выбраны учащиеся первого класса. Количество испытуемых 1 «б» класса 20 человек. Из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Для эмпирического исследования были выбраны 3 методики: 1. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой); 2. Методика «Краски»; 3. Проективная методика «Рисунок школы».

Результаты диагностики респондентов по методике Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.

 

Таблица 1

Уровень адаптации

Количество учащихся

% соотношение

Высокий

4

20

Средний

8

40

Низкий

8

40

 

Эта методика показала, что у 2 девочек и 2 мальчиков (20 %) выявлен высокий уровень адаптации к обучению в школе. Это означает, что все требования дети воспринимают адекватно; учебный материал усваивают с легкостью; глубоко и полно овладевают программным материалом; внимательно слушают указания, объяснения учителя; выполняют все поручения. У 8 учеников — (40 %) выявлен средний уровень адаптации к школе. Дети положительно относятся к обучению в школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; дети стремятся понять предоставляемый учебный материал, если учитель излагает его подробно и ясно; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным; дружат со многими одноклассниками. И у 8 учеников — (40 %) выявлен низкий уровень адаптации к школе. Дети отрицательно относятся к школе; нередки жалобы на нездоровье; часто доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно; самостоятельная работа с учебником затруднена; пассивны; близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников; объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно, гиперактивны.

Рис. 1. Результаты эмпирического исследования по методике Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

 

Результаты диагностики по методике «Краски» представлены в таблице 2 и графически на рис. 2.

Отношение к школе

Количество учащихся

% соотношение

Положительное

8

40 %

Отрицательное

12

60 %

 

Рис. 2. Результаты диагностического исследования по методике «Краски»

 

Таким образом, по результатам данной методики, можно сказать, что 8 учеников — (40 %) отрицательно относятся к школьному обучению. Такие дети с нежеланием идут в школу и неохотно выполняют домашнее задание, постоянно отвлекаются на уроках. 12 учащихся — (60 %) имеют положительное отношение к школьному обучению, такие дети внимательно слушают на уроках, охотно выполняют какие-либо задания, в том числе и домашние.

Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи» представлены в таблице 3 и графически на рис. 3

Уровень адаптации

Количество учащихся

% соотношение

Высокий

4

20 %

Средний

8

40 %

Низкий

8

40 %

 

В ходе анализа рисунков учитывались количество использованных цветов и степень детальности изображения. В результате исследования я выяснила, что 4 человека (20 %) из класса имеют высокий уровень адаптации.

Средний уровень адаптации имеют 8 человек (40 %). Низкий уровень адаптации также у 8 человек (40 %) из класса.

Рис. 3. Результаты диагностического исследования по проективной методике «Рисунок школы»

 

Следовательно, полученные результаты по выше перечисленным методикам взаимодополняют друг друга. Общий уровень адаптации в классе имеет среднее значение.

Таким образом, отметим, что проблема адаптации является содержательно очень широкой и объемной. В связи с этим с первоклассниками следует проводить психопрофилактическую работу. А формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры, на укрепление взаимодействия с детьми в адаптационный период. Представленные выше формы работы с родителями, наводят нас на мысль, что такие формы имеют многочисленные преимущества в реализации благополучного взаимодействия родителей с детьми в период адаптации к школе.

Переход из детского сада в школу в большинстве случаев бывает проблемным. Главное правильно и вовремя помочь ребенку со всеми трудностями на пути ребенка. Главными помощниками выступают родители. Они должны быть особенно внимательны к детям, всячески их поддерживать, у них должны быть исключительно доверительные отношения с присутствием искренности, доброжелательности, уважением к ребенку, активным вниманием и ласковостью.

 

Литература:

 

  1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968. — 214 с.
  2. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? — М.: Просвещение, 2010. — 194 с.
  3. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь. — М., Академия, 2000. — 448 с.
  4. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе. — М.: Просвещение, 2000. — 175 с.
  5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Знание, 1995.– 195с
  6. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Учебник, 2002. — 464 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle