Библиографическое описание:

Гулик А. И. Таможенный контроль в системе повышения конкурентоспособности национальной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 468-471.



 

В статье представлены результаты исследования проведения таможенного контроля, который призван минимизировать негативные процессы, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу, и оказать существенное влияние на конкурентоспособность национальной экономики.

Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, конкурентоспособность национальной экономики.

 

Структурная перестройка и инновационное развитие экономики Российской Федерации целенаправленно на повышение конкурентоспособности национальной экономики при одновременном обеспечении экономической безопасности страны, устойчивом росте внутреннего валового продукта и повышении качества и уровня жизни населения. В достижении поставленной цели определенная роль отводится и такому виду деятельности хозяйствующих субъектов российского товарного рынка, как внешнеторговая деятельность, под которой нами понимается «одна из форм предпринимательской деятельности в области международного бизнеса, осуществляемая на условиях полной самостоятельности в выборе контрагента, предмета сделки, в определении цены и суммы контракта, сроков поставки, — представляет собой совокупность организационно-экономических и коммерческих функций, обеспечивающих обмен продукцией в материально-вещественной форме» [3, с. 10].

Конечно, эффективное развитие внешнеторговой деятельности с позиции повышения конкурентоспособности национальной экономики предусматривает активное участие Российской Федерации в международном разделении труда, которое обусловливает как поставку на внешний рынок товаров, так и их закупку на мировом рынке с целью удовлетворения потребностей как хозяйствующих субъектов страны, так и российских граждан.

Следовательно, удовлетворение потребностей граждан любой страны в результате приобретения ими товаров иностранного происхождения обусловливает их перемещение через таможенную границу, то есть «ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза» [1, статья 4], что предопределяет роль таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности страны при одновременном повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Безусловно, перемещение товаров через таможенную границу предусматривает в отношении них как совершение таможенных операций, под которыми понимаются «действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза» [1, статья 4], так и проведение таможенного контроля, который представляет собой «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза» [1, ст. 4].

Таким образом, если совершение таможенных операций лицами и таможенными органами призвано обеспечить соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза, то проведение таможенного контроля только лишь таможенными органами — соблюдение как таможенного законодательства Таможенного союза, так и законодательства государств — членов Таможенного союза.

Несомненно, «таможенная система, как социально-экономический государственный институт, призвана минимизировать негативные процессы, которые могут возникнуть при перемещении товаров через таможенную границу, то есть не применение системы управления рисками или неэффективное управление таможенными рисками негативно отражается на: развитии экономического потенциала как страны, так и отдельных ее регионов; формировании оптимальной структуры экономики, оборота внешней торговли, экспорта и импорта товаров; повышении качества и уровне жизни; обеспечении экономической безопасности» [5, с. 101], что в совокупности оказывает существенное влияние на конкурентоспособность национальной экономики, под которой мы понимаем «реализацию совокупности различных инноваций в виде национального материально-вещественного продукта, который востребован как на национальном, так и на внутреннем Таможенного союза и мировом рынках товара, обусловливающую повышательную динамику темпов экономического роста и качества жизни населения» [4, с. 8].

Необходимо отметить, что перемещение товаров через таможенную границу, включая их прибытие на территорию Российской Федерации и выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой, оценивается участником внешнеторговой деятельности определенной суммой логистических издержек, которая оказывает значимое влияние на эффективность внешнеторговой операции. Как правило, при расчете эффективности международной коммерческой сделки внешнеторговые операторы включают в логистические издержки, расходы которые сопряжены с нормальным ходом международного обмена товаров, — с совершением таможенных операций, а не проведением дополнительных форм таможенного контроля. Несмотря на то, что основой проведения таможенного контроля является принцип выборочности, основанный на использовании системы управления рисками при выборе его объектов и форм, то есть без применения дополнительных форм таможенного контроля, кроме тех, которые используются при совершении таможенных операций. В итоге применение дополнительных форм таможенного контроля обусловливают непланируемые логистические издержки участников внешнеторговой деятельности при совершении таможенных операций.

В этой связи надо признать, что одним из индикаторов оценки состояния таможенного контроля является «сокращение логистических издержек участника внешнеторговой деятельности и сокращение расходов таможенного органа» [7, с. 181]. Однако, несмотря на то, что таможенные органы и участники внешнеторговой деятельности заинтересованы в сокращении времени на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, первые стремятся максимально обеспечить поступление таможенных платежей в доход федерального бюджета, выявить все нарушения таможенного законодательства, повысить количество результативных применяемых форм проведения таможенного контроля, эффективно использовать имеющиеся у них ресурсы, а вторые — к сокращению логистических расходов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокрытию нарушений таможенного законодательства как Таможенного союза, так и государств — членов Таможенного союза.

Следует подчеркнуть, что «система управления рисками как основа выбора форм таможенного контроля направлена на уменьшение вероятности наступления риска и его последствий» [9, с. 132], которая в полной мере соответствует выше сделанному утверждению. Подтверждением этого являются следующие результаты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в 2014 году:

          сокращение предельного времени совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, до 1,66 часа против 4 часов в 2013 году и 5,03 часа против 48 часов в 2013 году соответственно;

          увеличение доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях, до 99,16 % против 58 % в 2013 году;

          снижение доли таможенных платежей, перечисленных участниками внешнеторговой деятельности с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в доход федерального бюджета до 0,10 % против 0,19 % в 2013 году;

          снижение доли таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей до 0,17 % против 0,2 % в 2013 году;

          увеличение доли товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров до 22,2 % против 16,5 % в 2015 году;

          увеличение доли решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости до 89 % против 87 % в 2013 году[10].

Таким образом, первые три показателя свидетельствуют о повышении уровня соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле участниками внешнеторговой деятельности, оставшиеся три — о повышении эффективности применения системы управления рисками таможенными органами Российской Федерации.

Безусловно, «управление рисками в сфере государственных таможенных услуг предусматривает реализацию определенных действий» [8, с. 22] с целью последующей оценки применения мер по минимизации рисков. Так, в 2014 году в соответствии с целями, определенными Концепцией управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, такими как «обеспечение эффективности таможенного контроля путем выбора объектов, форм и объемов таможенного контроля на основе оценки рисков, оптимизация ресурсов таможенных органов, сокращение сроков и издержек законопослушных участников внешнеторговой деятельности на совершение таможенных операций» [10], «продолжилась работа по: развитию системы управления рисками в соответствии с международными стандартами риск-менеджмента; повышению автоматизации процесса управления рисками; обеспечению выявления рисков по всем направлениям таможенного контроля при совершении различных таможенных операций» [10], результаты которой представлены в таблице.

 

Таблица

Результативность развития и применения системы управления рисками таможенными органами Российской Федерации за 2012–2014 годы

 

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Утверждено профилей риска, ед., из них:

8 588

9 379

21 612

общероссийских

49

202

339

региональных и зональных

338

707

1 811

целевых (срочных)

8 201

8 470

19 462

Дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму, млрд руб.

16,95

16,59

15,9

Возбуждено дел об административных правонарушениях, ед.

17 355

21 103

29 472

Возбуждено уголовных дел, ед.

461

553

736

Принято решений об отказе в выпуске товаров, ед.

10 540

14 281

14 710

Принято решений о запрете к ввозу/вывозу товаров, ед.

436

578

10 736

Корректировка таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, тыс.

-

267,6

215,2

Дополнительно перечислено в доход федерального бюджета, млрд руб.

-

29,95

23,4

Составлено по источнику: [10].

 

На наш взгляд, «основой выборочного контроля таможенного контроля должна выступать товарная партия, степень риска которой однозначно указывает на необходимость применения мер для снижения негативных последствий» [6, с. 47]. При этом анализ внешнеторговой информации с целью выявления таможенного риска должен проводится по таким компонентам товарной партии, как: стороны международной коммерческой сделки, документы, сопровождающие перемещение товара через таможенную границу, транспортное средство и маршрут его следования, условия международной коммерческой сделки, предмет (товар) международной коммерческой сделки, страна поставки товара, таможенная процедура, стоимость товара, цена товара, таможенные платежи.

Таким образом, оценка степени риска в отношении партии товара, перемещаемого через таможенную границу, позволит реализовать принцип выборочности и достаточности таможенного контроля при сохранении его эффективности в процессе совершения таможенных операций в установленные временные нормативы, что будет способствовать оптимизации ресурсов таможенных органов, сокращению сроков и логистических издержек участников внешнеторговой деятельности при совершении таможенных операций, а в целом — повышению конкурентоспособности российской экономики.

 

Литература:

 

  1.      Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17
  2.      Концепция управления рисками в таможенных органах Российской Федерации: Приказ ФТС России от 18 июля 2014 года № 1385.
  3.      Матвеева О. П. Внешнеторговая деятельность: Учебное пособие. — Белгород: БУПК, 1999. — 232 с.
  4.      Матвеева О. П. Повышение конкурентоспособности национальных экономик стран Таможенного союза на основе развития взаимной торговли и сферы таможенных услуг: монография. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. — 191 с.
  5.      Матвеева О. П. Система управления рисками как фактор обеспечения результативности услуговой деятельности таможенной системы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2009. — № 1 (29). — С. 98–104.
  6.      Матвеева О. П., Макарова Г. В., Смирнова А. Б. Управление рисками как фактор повышения результативности предоставления государственных таможенных услуг: монография — Белгород: Издательство БУПК, 2009. — 143 с.
  7.      Матвеева О. П., Смирнова А. Б. Индикаторы диагностики состояния таможенного контроля в процессе предоставления услуг участникам внешнеторговой деятельности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2008. — № 4 (28). — С. 177–184.
  8.      Матвеева О. П., Смирнова А. Б. Методические подходы к оценке результатов применения мер по минимизации рисков в сфере таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2009. — № 3 (31). — С. 22–32.
  9.      Матвеева О. П., Смирнова А. Б. Минимизация таможенных рисков на основе дифференциации участников внешнеторговой деятельности // Инновационные технологии в кооперативном образовании как фактор развития экономики: Материалы международной научно-практической конференции 22–24 апреля 2009 года: В 7 ч. — Белгород: Кооперативное образование, 2009. — Ч. 5. — с. 131–140.
  10. Таможенная служба Российской Федерации в 2013 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle