Библиографическое описание:

Котлярова В. В., Михалёва К. С., Куйдина Е. А. Манипуляция сознанием в массовой культуре // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 956-958.



 

В данной статье рассматривается проблема манипуляции сознанием, анализируются способы манипуляции, а также ее последствия. Оценивается роль массовой культуры, как фактора формирования данного явления. Затрагивается проблема коммерциализации культуры, а также деградации населения под валянием массовой культуры.

Ключевые слова:манипуляция, общество, культура, массовый, сознание, реклама, воздействие.

 

Проблема манипуляции сознанием в наше время, в информационном обществе, стала особенно актуальной. Это связанно с тем, что большая часть людей находится под воздействием массовой культуры, которая и является источником информации, манипулирующей нашим сознанием. Целью данной статьи является исследование приемов манипуляции сознанием в современном обществе.

Манипулятором в обществе выступает, как известно — реклама. Она не всегда проявляется в той форме, в которой мы ее привыкли видеть. Это не только маркетинговые системы, но и так же элементарные способы повлиять на человеческое сознание посредством проникновения в привычные нам виды искусства, такие как киноиндустрия, музыка, художественная литература, живопись и другое.

С. Г. Кара-Мурза дал определение манипуляции так: «Манипуляция заключается в самом переносе механических или биологических понятий на человека как социальное существо» [1, С. 147.]

Наверное, каждый человек когда-нибудь задумывался над тем, принимает ли он решения сам или же его «подталкивают» к принятию возможно невыгодных для него самого решений. У многих при упоминании словосочетания манипуляция сознанием сразу в голове формируется образ неких лабораторий, встраивание чипов или же банальный гипноз. Есть также и такие, слишком самоуверенные личности, которые полностью отрицают возможность манипулирования ими. Утверждают, что никогда не поддаются чужому влиянию, принимают всегда взвешенные решения, которые пойдут им только на пользу. Истина, по обыкновению, находится где-то посередине. Каждым из нас ежедневно манипулируют, и не через гипноз или встраиваемые чипы, а через банальные СМИ, рекламу и т. п. Таким образом, навязывая нам «нужное» мнение. В основном, мы подвергаемся этому самому влиянию, Возможно даже не догадываясь об этом.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура стала все больше внедряться в жизни людей. Однако ее роль можно характеризовать по-разному. Она дала возможность многим приобщиться к культуре, упростив ее, сделав понятной для большинства, в это же время появились мощнейшие механизмы манипуляции мнениями людей и формированием у них стандартного вкуса и ценностей. В наши дни большая часть людей с помощью массовой культуры получает сведения о нормах поведения, обществе, культуре и многом другом. Реклама использует данную тенденцию, т. к. жилье, пища, одежда, и т. п. начинает пользоваться ажиотажным спросом, если срабатывает принцип «домино» в человеческом подсознании, после чего все действует в арифметической прогрессии. Именно поэтому в рекламных заголовках мы часто слышим о том, как популярен какой-либо товар и именно поэтому его необходимо попробовать и нам.

Массовая культура, что не маловажно стирает еще и национальные границы, становится мировой. Она тиражируется с помощью СМИ: радио, телевидение, пресса. «В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям. Но в реальной жизнедеятельности общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей» [2, С 8.].

Вообще культурологи отмечают явление, которое называют коммерциализацией культуры. Например, Карл Маркс пишет об этом явлении так: «Милтон который написал «Потерянный рай» и получил за него 5 фунтов стерлингов, был непродуктивным работником. Зато, писатель, который работает для своего книготорговца на фабричный манер, является продуктивным работником. Мильтон создавал «Потерянный рай» с той же необходимостью, с которой шелковичный червь делает шелк. Это было настоящее проявление его натуры. Затем он продал свое произведение за 5 фунтов стерлингов. А Лейпцигский литератор пролетарий, что фабрикует по указанию своего издателя книги... является продуктивным работником, так как его производство с самого начала подчинено капитала и происходит только для увеличения стоимости этого капитала» [3].

Манипуляции могут осуществляться различными способами. Для начала рассмотрим манипуляции с помощью языка слов. Первичной функцией слова считается суггестия — покорение из-за чувства, образы, подсознательное доверие. Внушаемость слов возникла еще до появления аналитического мышления у человека, поэтому лого сфера как мир вербального мышления является платформой взаимопонимания и между людьми. Влияние слов на человека зависит не от буквально произнесенного, а от коннотации — порождение образов слов и чувств через ассоциации, а также от атмосферы и оратора. В рекламном дискурсе манипуляция адресатом в нужном рекламодателю направлении заложена именно в использовании языковых особенностей. К манипулятивным компонентам относятся: оценочная лексика (оценочные прилагательные, существительные, наречия, глаголы), структурные элементы рекламы (слоган, кода), стилистические средства (метафора, эпитет, риторические вопросы, рифма, каламбур), гендерная лексика, прецедентные феномены и т. д.

Следующим популярным видом является манипуляция с помощью языка цифр. Заметное место в современных рекламных сообщениях занимают числа — символические цифры, статистические данные, подробная историческая или экономическая информация

Далее рассмотрим манипуляцию с помощью зрительных образов. Этот вид воздействия является ключевым для телевизионной политической рекламы, ведь доказано, что основную массу информации человек усваивает через визуальный канал. Влияние слова зависит от образа, который он вызывает, а не от реального содержания. Часто слова-амебы (с неопределенным содержанием) оказывают наибольшее влияние, подкрепляясь зрительными манипуляциями, ведь толпа мыслит образами. Вместе с открытым словесным сообщением предоставляется «закодированный сигнал», с целью вызвать нужные образы. Целью является направить мысль адресата в необходимом направлении, чтобы при этом он об этом не догадался.

Телевидение сравнительно с другими средствами распространения информации имеет ряд характеристик, которые предоставляют рекламодателю глобальные возможности планирования рекламной стратегии, а так же манипуляции нашим сознанием. По разным критериям выделяют вербальное и невербальное влияние, манипуляции с помощью зрительных, звуковых чувств, цифровых показателей, архетипов и стереотипов, времени и продолжительности воздействия. Влияние политической рекламы на общую электоральную картину имеет непреходящее значение для функционирования здорового гражданского общества, поэтому изучается разными отраслями науки и требует дальнейших научных исследований в условиях постоянной трансформации социума.

Каждый человек ежедневно подвергается информационному воздействию. Но, все реагируют на манипуляцию по-разному в силу различных факторов, это могут быть: уровень жизни, психологическое состояние человека, способность его доверять и многое другое. Управление обществом и манипулирование мнением очень распространено в наше время. В большинстве своем этому способствуют средства массовой информации. Ведь именно СМИ — основной источник информации для современных людей, и поэтому превратились в основной инструмент манипулирования человеческим сознанием. Обществом всегда и везде пытались манипулировать, но с появлением СМИ, а теперь и такого важного источника информации, как интернет, это делается гораздо проще и регулярнее. Способы манипуляции сознанием постоянно совершенствуется, это мы можем увидеть на примере эффективности рекламы.

Манипулирование может осуществляться различными способами, это также может быть распространение слухов и дезинформация. Сущность дезинформации состоит в умышленном предоставлении заведомо ложной информации с целью дезориентации личности. Главным способом дезинформации являются СМИ: газеты и журналы, радио, телевидение, Интернет. Следующим способом влияния является распространение слухов. Оно реализуется, по большей части, в условиях отсутствия достоверной информации и действует эффективно в больших коллективах, где есть большое количество объектов восприятия информации.

Общество часто подвергается манипуляции сознанием в массовой культуре. У массовой культуры намного больше минусов, нежели плюсов. Одним из главных негативных моментов является то, что люди, потребляющие массовую культуру, перестают мыслить, им просто навязывают единую точку зрения. Но каждый человек — личность, он должен мыслить, высказывая свое мнение на все происходящее. Всегда должна быть здоровая критика, например, Марк Твен говорил, что народ — единственный критик, чье суждение имеет цену. А если люди теряют способность мыслить, они теряют и возможность критиковать, а это в перспективе влечет за собой деградацию не только личности, но и общества в целом. Именно поэтому мы должны регулярно противостоять манипуляции, и в то же время защищать общечеловеческие ценности «Общечеловеческие ценности не являются чистой идеализацией, их невозможно просто выдумать или навязать обществу, они создаются и осознаются людьми, чтобы их жизнь имела цель и приобрела смысл в повседневной жизни, и, таким образом, общечеловеческие ценности имеют экзистенциальную наполненность» [4, С 1.].

Есть и еще один, не менее важный вопрос, можно ли противостоять этой самой манипуляции? Ответим на него словами нашего отечественного ученого, публициста, социолога С. Г. Кара-Мурза: «Сегодня мы выбираем между двумя типами жизнеустройства, и нас усиленно тянут и толкают к тому берегу, где манипуляция сознанием станет главным и почти тотальными средством господства, так что некоторое время спустя перед нами вообще исчезнет проблема выбора, и борьбы. Речь прежде всего идет о школе русского типа — так, как ее сложила наша культура в советское время. Это школа, воспроизводящая народ и тип культуры. Она не дает следующему поколению превратимся в скопище индивидов, стать людьми массы. Она затрудняет и замену нашей культуры на мозаичную культуру человека массы. Школу ломают, но сломать ее трудно, она слишком ушла корнями в народ. Однако капля камень точит, и без сознательного сопротивления всех нас русскую школу сломают». [1, С. 441.]

В заключение следует отметить, что на нас везде действует пропаганда и агитация, которые пытаются воздействовать на наше сознание, заставлять принимать решения, невыгодные нам самим. К сожалению, на большинство населения эта пропаганда действует. Общество перестает мыслить самостоятельно, а это ведет впоследствии к деградации.

 

Литература:

 

  1.                Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2004. — 528 с.
  2.                Философия и методология науки (учеб.-метод. пособие для студентов всех напр. магистратуры оч. и заоч. форм обучения) / сост. е.Ю.Положенкова, В. В. Котлярова; О. Н. Сысоева, Якунин А. А.; Ин-т сферы обслуж. и предпринимательства (филиал) федер. гос. бюдж. образоват. учреждения высш. проф. образования «Донской гос. техн. ун-т» в г. Шахты Рост. обл. (ИСОиП (филиал) ДГТУ). — Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2014. — 112 с.
  3.                Маркс К. Теория прибавочное стоимости (IV том «Капитала») \ В сборнике К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957, Искусство, т I.
  4.                Котлярова В. В. Экзистенциальные ценности как эксплицирующий принцип социального бытия человека // Аналитика культурологии. — 2009. — № 14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-tsennosti-kak-eksplitsiruyuschiy-printsip-sotsialnogo-bytiya-cheloveka (дата обращения: 14.01.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle