Библиографическое описание:

Хасханова Х. Х., Гайсумова Л. Д., Батукаев Н. С. Экономико-географические особенности развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 620-623.



 

Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя. Значение агропромышленного комплекса заключается в обеспечении страны продовольствием и некоторыми другими потребительскими товарами. Наиболее распространенная модель агропромышленного комплекса обычно включает три основные сферы. Первая сфера включает отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для животноводства, пищевой и легкой промышленности, выпуск минеральных удобрений, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельское производственное строительство. Вторая сфера — собственно сельское хозяйство (земледелие и животноводство). Третья сфера — система отраслей по промышленной переработке и сбыту сельскохозяйственного сырья и продовольствия: пищевая, легкая промышленность, система заготовок, транспортировка, хранение и реализация продукции АПК. Размещение первого и третьего звеньев агропромышленного комплекса во многом определяется территориальной организацией сельскохозяйственного производства. Переработка, складирование и хранение сельхозпродукции в значительной мере ориентированы на потребителя. Территориальная концентрация в пригородных зонах и высокоурбанизированных районах производства картофеля, овощей и другой продукции растениеводства также обязана активизации хозяйств населения и фермеров.

Сельское хозяйство является важнейшей составной частью агропромышленного комплекса (АПК), в который помимо хозяйств, непосредственно связанных с разработкой природных ресурсов, входят отрасли обрабатывающей промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства (машины, удобрения и др.) и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье в конечную потребительскую продукцию.

Национальные приоритетные проекты нацелены на конкретные результаты, в них определены четкие показатели на ближайшие годы. Задачи ставятся не только производственные и экономические, но проекты направлены и на решение важней политической и социальной задачи — на поддержку сельского хозяйства, как одного из главных, коренных укладов жизни российских народов. Что важно для Чеченской республики, где большая часть населения проживает в сельской местности.

Агропромышленный комплекс Чеченской Республики представляет собой сложный механизм, эффективное функционирование которого возможно лишь при условии, если объективно оценено его состояние, определены его потребности и перспективы развития, сформированы структура производства и управления и решены ряд других принципиальных вопросов. Огромное значение имеет принятие мер по укреплению существующих форм и субъектов хозяйствования. Это связано с тем, что подавляющая часть госхозов, КФК и других сельскохозяйственных производителей в силу объективных и субъективных причин обладает не очень развитой агрокультурой, слабо обеспеченной материально-технической базой в результате не высокий уровень продуктивности отраслей сельского хозяйства, наблюдается чрезмерный рост затрат на производство и, соответственно, значительная доля сельскохозяйственной продукции нерентабельна.

Анализ деятельности сельскохозяйственной предприятий ЧР за последние 5 лет показывает, что причины их низкой эффективности, прежде всего кроются в том, что не определились приоритетные направления развития аграрного сектора и перерабатывающей промышленности. В частности нет четкой политики удовлетворения государственных нужд в продовольствии, полностью или частично заморожены государственные закупки сельхозпродукции, ввиду разрушенного хозяйства отраслей перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. В результате, продукция, выращенная сельскохозяйственными товаропроизводителями, не имеет устойчивых рынков сбыта, как правило, не располагая производственными мощностями переработки и хранения ведет к потере выращенной продукции сельского хозяйства Введение системы госзаказа на сельхозпродукцию, через восстановление предприятий перерабатывающие сельхоз продукцию на данном этапе послужило бы решением проблемы товаропроизводителей всех организационно-правовых форм, в условиях ЧР.

Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах обеспечивается использованием следующих механизмов:

          отработанная многолетней практикой использования инструментов нормативной государственной поддержки сельскохозяйственного производства, направленной на стабилизацию доходов, заверенной соответствующей законодательными актами;

          разделение всей государственной ресурсной поддержки на части: обязательную и дополнительную, причем уровень дополнительной поддержки определяется новыми приоритетами государственной политики в сельском хозяйстве;

          наличие в инструментах государственной поддержки устойчивой системы нормативов, которая обеспечивает необходимый уровень заинтересованности сельских товаропроизводителей в развитии сельскохозяйственного производства за счет ее прогнозируемости.

Мировой опыт показывает необходимость использования интегрированных с рыночными механизмами форм и методов государственной ресурсной поддержки. К ним относятся: амортизационная политика, использование механизмов лизинга в сочетании с льготным. кредитованием, совместное с коммерческими структурами страхования рисков, исключение протекционизма в получении компенсации и дотации в отношении.

Существенный импульс развитию отраслей аграрно-промышленного комплекса республики могут дать федеральные и республиканские органы власти, предоставляя субсидии и кредиты в зависимости от объема производимой продукции и качества, от затраченных средств, а также осуществляя грамотную инвестиционную политику.

В период восстановления экономики представляется необходимым комплекс мер по оптимизации ресурсной поддержки АПК ЧР на федеральном, региональном уровнях, совершенствованию Финансово-кредитной налоговой политики, распределение функций регулирования лизингового процесса на федеральном региональном уровнях. Необходимо внедрение государственной системы мониторинга экономических процессов сельскохозяйственного производства, т. е. создание непрерывного наблюдения экономических параметров, позволяющего оценивать основные воспроизводственные пропорции сельского хозяйства, рентабельность производства, уровень и динамику севооборотов, почвенного плодородия и др. В ближайшей перспективе трудно рассчитывать на рост производства без альтернативных рыночных механизмов финансирования, которые нужно искать в инвестировании восстанавливаемых и вновь создаваемых высокоэффективных предприятиях, инвесторами которых стали бы частные лица и организации.

Актуальность упорядочения земельных отношений и централизация функции по их регулированию вызвана тем, что более 18 % пашни в республике самовольно захвачена гражданами; значительная часть земельных угодий в последние годы не обрабатывалась и пришла в запустение (в том числе более 50 % земель, переданных в ведение крестьянско-фермерских хозяйств, кооперативов); массовый характер приобрели факты отторжения земельных угодий решением местных органов самоуправления без соответствующего юридического оформления В целях восстановления законности в вопросах пользования землей и определения границ землепользования предлагается: отменить все незаконно принятые решения по передаче земель, ликвидировать самозахваты и завершить разработку земельного кадастра республики в процессе ее реализации необходимо вовлечь товаропроизводителей всех организационно-правовых форм. Далее должен наступить этап связанный с созданием многоукладности и внедрение новых высокоэффективных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики.

С этой целью следует реорганизовать и ликвидировать бесперспективные госхозы и другие нерентабельные предприятия, создание на их базе различных мелкоукладных форм хозяйствования, ориентированных в основном на частные капитальные вложения. Наряду с этим предусматриваются также варианты восстановления предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, не требующих значительных капитальных вложений. Постепенный ввод в строй цехов и участков крупных предприятий при условии, если восстановительный цикл не превышает один год укрупнения хозяйств и создание на их базе акционерных обществ и предприятий других организационно-правовых форм. Приоритеты развития отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности определены исходя из потребностей собственных экологически чистых продуктов питания для населения республики, в связи с этим необходимо наладить интеграционные связи с субъектами региона по взаимовыгодному сотрудничеству по таким направлениям, как пищевая промышленность, овощеводство, садоводство, семеноводство, переработка винограда, дикорастущих ягод, плодов и лекарственных трав, совместное участие в инвестиционных проектах.

Республиканским органам власти и муниципальным органам местного самоуправления с участием инвесторов, необходимо провести широкомасштабную просветительскую работу для ознакомления собственников земли о возможностях привлечения заемных средств на основе земельно-ипотечных кредитов. Эта работа будет содействовать созданию условий рынка ценных ипотечных бумаг и развитию сельской кредитной кооперации, что очень выгодно для сельского производителя. Как показал опыт последних лет, для решения многих проблем работников села, имеется довольно эффективный путь — образование сельских потребительских кооперативов, для их поддержки специально выделяются средства из федерального бюджета. В зависимости от вида деятельности потребительские кооперативы могут быть: перерабатывающие (переработка сельскохозяйственной продукции); сбытовые (продажа продукции, хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка); обслуживающие животноводческие фермы и подсобные хозяйства (проводящие ремонтные работы, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу); снабженческие (закупка товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах); кредитные и страховые.

Кроме того, сельские потребительские кооперативы могут быть смешанного типа, то есть заниматься несколькими видами деятельности. Республиканские органы управления АПК должны оказывать кооперативам информационную, организационную и консультационную поддержку. Это новое для сельского труженика дело и ему необходимо знать, что он может получить в кредитном кооперативе займы на закупку ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, на покупку молодняка скота и птицы и др.

Агропромышленный комплекс является одним из важнейших секторов экономики республики, имеет стратегическое значение для республики. Учитывая, что более 60 % населения проживает в сельской местности и именно на селе основной контингент безработных. Сельское хозяйство республики специализировалось на выращивании зерновых, зернобобовых, технических и масленичных культур, овощей. Было развито садоводство, виноградарство, а также животноводство и птицеводство.

В число приоритетов развития агропромышленного комплекса отнесены животноводство, растениеводство, садоводство и виноградарство, хранение и переработка сельхозпродукции, а также восстановление, развитие водохозяйственного комплекса и мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. Что позволит увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции для населения и обеспечить сырьем пищевую и перерабатывающую промышленность республики.

Урожайность зерновых культур показывает, что республика вполне способна обеспечить себя собственным хлебом, а это немаловажно в современных условиях. Восстанавливается производство технических культур, овощей, плодов, продуктов животноводства и их переработка.

Привлечение инвестиций в АПК республики позволит значительно увеличить площади под сельскохозяйственными культурами, появится возможность для запуска и выхода на полную производственную мощность предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, в результате чего десятки тысяч людей будут обеспечены рабочими местами.

 

Литература:

 

  1.      Байраков И. А., Гакаев Р. А. Геоэкологические основы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в Чеченской республике. В сборнике: Экологические проблемы. Взгляд в будущее. Сборник трудов IV-й научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю. А. Федоров. 2007.
  2.      Байраков И. А., Гакаев Р. А. Геоэкологические основы использования водных ресурсов Чеченской Республики. В сборнике: Экологические проблемы. Взгляд в будущее. Сборник трудов III-й научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю. А. Федоров. 2006. С. 45–50.
  3.      Гайсумова Л. Д. Экономико-географические особенности развития межрегиональных экономических отношений Чеченской Республики [Текст] / Л. Д. Гайсумова, Р. А. Гакаев, Л. Б. Халикова // Инновационная экономика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108–111.
  4.      Гакаев Р. А. Роль природно-ресурсного потенциала в развитии экономики Чеченской Республики. Современные проблемы науки: сборник статей 1-й международной научно-практической конференции. — Тамбов. 2008. С.40–43. В сборнике: Современные проблемы науки. Сборник статей 1-й международной научно-практической конференции. Тамбов. 2006. С. 45–50.
  5.      Байраков И. А. Гакаев Р. А. Природно-ресурсный потенциал Cеверо-Чеченской низменности и его экологическая оценка. В сборнике: Глобальный научный потенциал. Сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. 2008. С.129–133.
  6.      Дандаев Р. Р. Малое предпринимательство Чеченской республики и его роль в развитии межрегиональных связей в СКФО [Текст] / Р. Р. Дандаев, Ш. М. Шамсадов, И. М. Бисаев // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 9–12.
  7.      Липина С. А. Обоснование приоритетов социально-экономического развития республик Северного Кавказа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Совет по изучению произв. сил Минэкономразвития России и РАН. Москва, 2011
  8.      Липина С. А. Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие. -М.: ЛКИ. 2007.
  9.      Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Регионализация, как фактор устойчивого развития стран мира в условиях глобализации. В сборнике: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года Cборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. С. 29–33.
  10. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). С. 146–149.
  11. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Проблемы оздоровления окружающей среды Чеченской Республики. В сборнике: Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского Сборник материалов 2-й Международной заочной научно-практической конференции. 2007. С. 109–111.
  12. Сатуева Л. Л., Баудинова Б. Л., Магомедова З. Б., Гакаев Р. А. Территориальные аспекты развития системы общего образования Чеченской Республики. В сборнике: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года Cборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. С. 51–53.
  13. Стимулирование малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Электронный ресурс: http://www.kaicc.ru/node/403
  14. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года. Грозный. 2012г.
  15. Хасханова Х. Х. Потенциал развития горных районов Чеченской Республики [Текст] / Х. Х. Хасханова, К. Я. Зухайраева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 139–143.
  16. Хасханова Х. Х. Экономико-географические особенности использования лесных ресурсов Чеченской Республики [Текст] / Х. Х. Хасханова, К. С. Чапаева, Л. Д. Гайсумова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 47–51.
  17. Хасханова Х. Х. Социально-экономические аспекты развития горных территорий Чеченской Республики [Текст] / Х. Х. Хасханова, Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 70–73.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle