Библиографическое описание:

Горшкова Т. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 783-785.



 

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность». Деятельность в ГБУ «КРОЦ» предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс.

Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, воспитанники с ОВЗ.

 

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” (В. А. Сухомлинский).

В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги. В моём классе воспитанники с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Воспитанники имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной. Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью.

Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей. Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребенка, является игра.

В нашей школе обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Совместно со своими воспитанниками мы обыгрываем игрушки, подбираем игрушки для игр. Постепенно детям предлагаются предметы — заместители, совместно разыгрываются возможные роли. Педагоги нашей школы стараются учитывать возможности каждого ребенка и находить возможности по-разному обогащать игру.

В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слушать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.

В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения.

Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр.

Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

        Соответствие игры возрасту ребенка;

        Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

        Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

        Учет структуры дефекта;

        Соответствие коррекционной цели занятия;

        Учет принципа смены видов деятельности;

        Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

        Игрушки и пособия должны быть безопасны.

В игре могут быть реализованы и другие умения, важные для психического развития ребенка с нарушениями в развитии. Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение воспитанников, усвоение ими нравственных правил.

В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до воспитанника некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, воспитанники учатся подчинять свои действия логике сюжета, организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. Игра предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.

В игре отображается то, что дети видят в реальной жизни. Важно, чтобы воспитанники усвоили логику и последовательность игровых действий, научились объединять в общий сюжет отдельные действия. Проведению игр предшествуют наблюдения за действиями взрослых, используемые ими предметы, рассматривание картинок, обыгрывание игрушек.

Воспитанники учатся переносить наблюдаемые действия в игру с помощью педагога, который демонстрирует правильную последовательность действий в игре. Такие игры носят характер дидактических, потому что с их помощью дети овладевают последовательностью действий, а затем учатся переносить их в собственную деятельность в реальной жизни. В этом отношении роль дидактических игр велика, в них интенсивно развиваются восприятие, образная память, воображение.

По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий у детей с ОВЗ начинает формироваться ролевое поведение. При таком способе игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого воспитанник имитирует, подчиняя ему игровые действия.

Задача педагога накопить у воспитанников много впечатлений о деятельности взрослых, сначала тех, кто окружает ребенка в школе (педагоги, мед — сестра, повар, охрана и т. д.), а затем и тех, с кем воспитанники встречаются реже (продавец, парикмахер, почтальон и т. д). Необходимо акцентировать внимание детей на взаимоотношениях людей, участвовать в игре, демонстрировать различные чувства и эмоции.

Педагогу необходимо помогать воспитанникам, распределять роли, следить за тем, чтобы застенчивые, а также дети с нарушенной речью смогли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Наиболее часто проводятся игры: «Дом», «Магазин», «Больница», «Школа», «Почта», «Парикмахерская». В этих играх объединяется ряд сюжетов, от педагога требуется также предварительный отбор речевых средств, их уточнение в других видах деятельности.

Педагог учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их отношения и чувства. Воспитанники с ОВЗ дольше усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности, способствует формированию межличностных отношений в классе.

Через игру воспитанники включаются в систему социальных отношений. Дети должны знать названия игр, действующих лиц. Вместе с тем необходимо помнить, что излишний диктат со стороны педагога в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребенка. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

 

Литература:

 

  1.      Гринченко,И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко /.-М.,2010.
  2.      Дружиловская О. В. Научно — Историческое наследие Г. Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики // Культурно — историческая психология. 2011. № 3.
  3.      Жукова,З. П. Развитие интелектуальных способностей младших школьников в ходе игры /З. П. Жукова/ Начальная школа.-2011.-№ 5.
  4.      Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов н / Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).
  5.      Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2010.
  6.      Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  7.      Петрунский В. В. Психотехнические игры и упражнения и упражнения техники игровой психокоррекции / В. В. Петрунский, Е. Г. Розанова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
  8.      Социальные технологии с детьми — инвалидами: //Учнбное пособие для студентов вузов. — М.: АНО, «СПО» «СОТИС». — 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle