Библиографическое описание:

Допира Р. И., Попова Н. В., Базикова К. М. Применение современных технологий обучения для дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений» // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 81-84.

 

В статье рассмотрены инновационные технологии обучения, применяемые при подготовке студентов информационного профиля. В результате применения данных технологий преподаватель, выступая консультантом, помогающим студентам реализовать выбранную образовательную траекторию, учит студентов самостоятельно изучать, анализировать, систематизировать, оценивать полученные знания и применять их в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: разработка приложений, современные технологии обучения, таксономия Блума, Case-study

 

Развитие информационных и сетевых технологий диктуют новые форматы передачи и хранения знаний. Уникальные изменения в технологиях и методологиях обучения за последние пять лет предназначены для применения информационных технологии в профессиональной деятельности преподавателя. Сейчас учебный процесс больше должен быть направлен на яркость представления учебного материала и его скомпанованность в блоки, так как современная молодежь привыкла усваивать материал блоками, что связано с её большим интересом к информации, полученной через Интернет. Возможности Интернета так же обусловили изменения в направлении выбора акцентов в обучении. Так, сегодня преподаватель не является единственным источником знаний и информации, да и представить такой объём информации, который может предоставить Интернет не реально за отведённые учебные часы. Сегодня преподаватель в первую очередь должен научить студента эффективно выполнять отбор информации, правильно её систематизировать в зависимости от текущего положения вещей и всегда помнить о практическом её применении и не только в разрезе изучаемой дисциплины.

Дисциплина для специальности 5В060200 — «Информатика» «Разработка клиент-серверных приложений» изучается на четвертом курсе и относится к элективным дисциплинам. Пререквизитами дисциплины являются «Web-дизайн», «Программирование», «Базы данных и информационные системы». Учебно методический комплекс дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений» разработан с использованием современных подходов и методов, улучшающих качество преподавания, используются стратегии, инструменты и образовательные технологии для обеспечения эффективности учебного процесса и учебных достижений студентов, предоставляются инновационные подходы в обучении, претворяющие в реальность переход от концепции «передачи готовых знаний» к концепции «образование-становление». Поэтому дисциплина предназначена для синтеза теоретических знаний и приобретения практических умений в разработке приложений. Ожидаемые результаты изучения дисциплины:

  1.                знания:

                    особенностей разработки приложений с помощью среды Visual Studio

                    теоретических основ языка программирования C#

                    возможностей платформы Microsoft .Net Framework для разработки и выполнения программ;

  1.                умения: разрабатывать, внедрять и тестировать клиент-серверное приложение;
  2.                навыки:

                    использования современных инструментальных средств и технологий программирования

                    определения требований к разрабатываемому приложению.

При проведении лекционных занятий используются опережающие задания для определения начального уровня знаний; ассоциограммы, нацеленные на определение основных понятий дисциплины; написание эссе на тему «Мой первый опыт создания приложения»; рефлексия (ответ на вопросы о том, что на лекционном занятии понравилось, что нет, и что хотелось бы узнать подробнее). Используется метод Колба — теория, согласно которой весь процесс обучения и освоения информации у взрослых обучаемых состоит из четырех ступеней: непосредственный конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, теоретическое обобщение и эксперимент. Для демонстрации примеров были записаны видеоролики программой видеозахвата экрана монитора HyperCam, отредактированы и сконвертированы в программе FreemakeVideoConverter. Контроль и оценка результатов обучения студентов осуществляется тестированием, используя программу разработки тестов FreeQuizMarker. Эта программа позволяет создавать всевозможные тесты (открытого, закрытого типа, с множественным выбором, на соответствие).

Для закрепления теоретического материала студентам на практических занятиях выдаются индивидуальные задания. В качестве методических рекомендаций используются скринкасты. Цели практических занятий определены с применением таксономии Блума. На рисунке представлена пирамида Блума, для занятия по теме "Основные понятия языка программирования С#".

Рис. 1. Цель практического занятия

 

В таблице 1 приведены контрольные вопросы:

 

Таблица 1

Знание

Перечислите характеристики переменой.

Назовите операторы выбора, являющиеся эквивалентом тернарной операции «?:».

В какой кодировке хранятся символьные (char) переменные в C#?

Понимание

Объясните программные конструкции в C#.

Опишите области видимости переменной.

Почему сначала нужно присвоить значение переменной, а потом её использовать ?

Применение

Выполните явное преобразование типов данных.

Опишите функции которые можно применить для преобразования к строковому типу.

Примените операторы цикла

Анализ

Определите эффективность оператора цикла.

Выявите сходство и различие операторов цикла.

Обоснуйте выбор оператора блока case

Синтез

Подумайте и предложите способы оптимизации решения задачи

Предложите свой альтернативный метод решения поставленной задачи.

Обоснуйте выбор методов описания массива

Оценка

Оцените методы описания массивов.

Выберите функции для преобразования данных к строковому типу.

Оцените эффективность использованного алгоритма

 

Все студенты ознакомлены с критериями оценивания практического занятия, приведенными в таблице 2:

 

Таблица 2

Критерии

Балл

Отсутствие понимания алгоритма решения задачи, была попытка составить программу

1

Программа реализации алгоритма составлена, но при компиляции выдает ошибки, отсутствует конечный результат

2

Программа имеет конечный результат в соответствии с алгоритмом, но студент затрудняется в объяснении и ответах на вопросы

3

Студент может объяснить постановку задачи, алгоритм решения задачи, интерфейс приложения не обрабатывает ошибки

4

Студент может объяснить постановку задачи и алгоритм решения, интерфейс приложения содержит диалоговые окна, программный код оптимизирован

5

 

Многофункциональный метод обученияCase-studyприменяется на практических занятиях и СРСП. Приведем один пример разработанного кейса:

Вид кейса практический

Метод — панельная дискуссия

Форма — групповая

Цель: Разработать информационно-справочную систему «Магазин» с использованием технологии доступа к данным ADO.NET и MicrosoftSQLServer

Ситуация: Вручную вести учет наличия товара и следить за продажей по различным категориям является очень трудоемкой работой, особенно в крупных магазинах. В связи с этим возникает необходимость создания автоматизированной системы для учета товаров и выполнения операций над ними. Необходимо разработать информационно-справочную систему для среднего по величине магазина.

Рекомендации: Студенты разбиваются на группы и рассматривают проблему.

Вопросы, на которые должны опираться студенты при нахождении решения:

  1.                Проанализируйте модель базы данных и интерфейс информационной системы, в соответствии с информационными потоками.
  2.                Выберите структуру базы данных, которая, по Вашему мнению, является самой эффективной.
  3.                Подумайте и предложите способы оптимизации схемы базы данных.
  4.                Опишите объекты интерфейса информационной системы.
  5.                В чем сходство и различие объектов реализации интерфейса?
  6.                Оформите отчет (3-5 страниц), включающий схему базы данных и описание интерфейса информационной системы.

Критерии и параметры оценивания Case-study представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Критерии

Баллы

Созданы таблицы для ИС

5

Разработана схема базы данных с связями между таблицами

8

При разработке БД используется нормализация отношений, тип данных определен эффективно

10

Модель интерфейса ИС разработана с учетом структуры БД

12

Определены свойства объектов для модели интерфейса ИС

15

Разработана техническая документация к ИС и создан отчет по работе в группе

+3

Активность

+2

Максимальный балл

20

 

Современные информационные технологии обучения нацеливают преподавателя на использование передовых подходов к учебному процессу, направленному на расширение интеллектуального уровня студентов, ориентирующего думать критически и творчески. В результате применения данных технологий достигаются поставленные цели и ожидаемые результаты изучаемой дисциплины. Тем самым, преподаватель, выступая консультантом, помогающим студентам реализовать выбранную образовательную траекторию, учит студентов самостоятельно изучать, анализировать, систематизировать, оценивать полученные знания и применять их в профессиональной деятельности

 

Литература:

 

  1.                 Допира Р.И., Попова Н.В., Базикова К.М. Проектирование и реализация информационной системы «Семейный бюджет» при изучении дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений». Вестник Карагандинского университета. Серия Математика. № 2 (78) / 2015, стр. 43-48.
  2.                Лазарева И. Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 94 / 2009, стр. 130-136.
  3.                Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/ Ижевск, УдГУ, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle