Библиографическое описание:

Прохорова Д. И. Европейский опыт профилактики молодежного экстремизма и противодействия ему // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1003-1006.



 

В статье рассматриваются причины и особенности молодежного экстремизма, проанализирован опыт европейских стран по противодействию и профилактике экстремистской деятельности. Указанные проблемы рассматриваются на примере Великобритании, Германии, Швеции и Италии. Дана оценка эффективности реализации анти экстремистской деятельности в странах Европы.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, профилактика экстремизма, противодействие экстремизму.

 

На сегодняшний день проблема молодежного экстремизма является одной из острейших международных проблем, которая требует немедленного решения. В последние годы во всем мире наблюдается рост преступлений, совершенных на почве экстремистских идей и взглядов.

Экстремистской деятельностью называют действия организаций и групп для достижения поставленных целей любым путем, включая все существующие формы насилия, в том числе терроризм и открытое вооруженное противостояние, для завоевания политической власти и изменения существующего государственного строя. [4]

Необходимо отметить, что современные мировые политики осознают опасность такого явления как экстремизм и уделяют много внимания и усилий для решения данной проблемы. Об этом говорит наличие большого количества международных нормативно-правовых актов по вопросам противодействия экстремистской деятельности. К основным из них можно отнести: «Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (2001 г.); «Европейскую конвенцию о пресечении терроризма» (1977 г.); «Декларацию принципов толерантности» (1995 г.); «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.).

Кроме того, регулярно в Брюсселе собирается «Конференция по вопросам предотвращения и борьбы с экстремизмом» с участием Еврокомиссии.

Европейские государства стараются координировать деятельность школ, местных общин, правоохранительных органов и правительственных организаций. Однако решить эту проблему в условиях прозрачности границ сложно на уровне национальных государств, поэтому Евросоюз пытается оказывать поддержку на наднациональном уровне: координировать усилия стран-членов, финансировать программы.

К примеру, в 2011 году по инициативе Еврокомиссии была создана Европейская сеть осведомления о радикализации. Суть этой сети заключается в обмене между странами-участницами информацией о проявлениях экстремизма и практиками борьбы с ним. Около 700 специалистов из разных сфер деятельности (учителя, социальные работники, сотрудники полиции, религиозные лидеры, научные работники и т. д.) входят в эту сеть и на местах отслеживают факты радикализации людей, склонных примкнуть к экстремистским течениям и террористическим организациям. [4]

Причины и особенности экстремизма в молодежной среде

Для того чтобы эффективно решать проблему экстремизма необходимо знать причины подверженности молодых людей к экстремистской деятельности.

По моему мнению, степень риска попадания молодого человека в экстремистскую деятельность в значительной степени обусловлена социально-экономическими, политическими, культурными и психологическими условиями, в которых оказывается молодой человек. Чем хуже эти условия, тем выше вероятность вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность.

Кроме того, важную роль играют институты социализации молодого человека, то есть семья, школа, институт, молодежные организации, партии. Ни для кого не секрет, что основная масса молодых людей, увлеченных экстремизмом, в основном являются выходцами из бедных и необразованных слоев населения.

Кроме того, тот факт, что экстремистские настроения распространены сегодня в Европе среди молодежи как европейского, так и иммигрантского происхождения, свидетельствует о провале политики интеграции иммигрантов. Социальная неустроенность, трудное материальное положение, отсутствие эффективной социализации и доступа к качественному образованию, низкие перспективы трудоустройства, способствуют возникновению чувства социальной незащищенности и недоверие к политическим институтам и власти. В результате у молодежи развиваются асоциальные установки в сознании и склонность к экстремистским проявлениям.

С другой стороны, среди экстремистов существует и другой вид радикалов, которые хорошо образованны и успешно интегрированы в общество. При этом образованные, как правило, становятся лидерами и организаторами необразованных.

Меры противодействия молодежному экстремизму

Великобритания принадлежит к тем странам, в которых достаточно успешно борются с экстремизмом и имеют определенные наработки по предупреждению и предотвращению экстремистских проявлений.

В Великобритании залогом успешной работы с молодежью признается государственная и общественная поддержка структур, занимающихся проблемами молодых людей и содействующих их интеграции в общество, ориентация на принципы многокультурного и толерантного общества, активная социально-педагогическая работа и психологическое сопровождение, формирование у молодежи позитивной идентичности и ощущения единства с британским обществом. [6]

В Великобритании школьное образование и воспитание в семье является мощным идеологическим антиэкстремистским фактором в сфере молодежной политики. Каждая школа снабжена инструкциями местных органов власти, применительно к насилию и экстремизму. Существуют курсы повышения компетентности учителей в формировании толерантности к представителям разных культур. Профилактические мероприятия включены в учебные планы школ и программы внеурочной деятельности школ, в программы учебных предметов.

Кроме того, в Великобритании создано много программ, которые борются с экстремизмом. Например, программа «Muslim Youth Development Partnership» среди своих задач выделяет работу с молодежью через обучение, привлечение к волонтерской деятельности мусульманской молодежи (нередко из числа футбольных фанатов) [4].

Особая роль в противодействии молодежному экстремизму отводится полиции. Нурлыбаева Г. К. выделяет следующие особенности:

а) превентивный характер борьбы с молодежным экстремизмом, как со стороны государства, так и со стороны полиции Великобритании;

б) широкое привлечение местного населения и участие полиции Великобритании в консолидации общественности в данной борьбе

в) борьба с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны;

г) борьба с активной деятельностью экстремистов в Интернете [2].

Необходимо отметить, что по сравнению с другими странами Европы уровень молодежного экстремизма в Великобритании достаточно низок, несмотря на этническое, политическое, социальное и культурное разнообразие молодежи страны, а также, несмотря на тот факт, что в Великобритании находят убежище многие лидеры радикальных исламских организаций.

В качестве немецких примеров успешных практик борьбы с экстремизмом можно выделить две инициативы: Учебная программа “Анди” и практика “Инициатива ВЫХОД”.

Министерство внутренних дел в сотрудничестве с Министерством образования с 2006 года публикует юмористическую серию комиксов «Анди», которые помогают учителям проиллюстрировать, к каким последствиям могут привести экстремистские идеи. Комиксы доступны как бесплатное приложение для Apple, Android и Windows. Серия рассчитана на учеников от 12 до 18 лет. Она основана на повседневной жизни и описывает примеры экстремизма в среднестатистической немецкой средней школе. Комиксы подчеркивают важность демократического конституционного государства и верховенства права с одной стороны, а с другой стороны — предупреждает учащихся о символах и методах экстремистов.

Помимо программ по предотвращению экстремизма, таких как “Анди”, внимание также уделяется разработке и внедрению практик, направленных на поддержку молодых людей, которые хотят выйти из экстремисткой среды. В Германии и Швеции бывшими неонацистскими лидерами в сотрудничестве с органами охраны правопорядка была основана инициатива “ВЫХОД”, которая финансируемая частными фондами. Активисты группы ВЫХОД выявляют и общаются с членами экстремистских групп, пока те не будут готовы к “выходу”. В некоторых случаях группа ВЫХОД организует переезд, помогает с поиском работы, и даже с изменением личных данных, наподобие программы защиты свидетелей. За последние десять лет более чем 300 человек в Германии воспользовались помощью программы «ВЫХОД». [1]

Программа «Сompetent for Democracy –networks against right-wing extremism», реализованная в Германии, представляет собой сеть профессионального консультирования для помощи людям, находящимся в проблемных ситуациях, что расширяет возможности противостояния экстремальному поведению молодежи [7]. Задачами настоящей сети являются помощь посредников, которые могли бы стать фильтром для проникновения местной молодежи в праворадикальные группировки; организация взаимодействия гражданских структур; расширение общественных «запретных зон»; соответствующие гражданские инициативы; решение жилищных вопросов; организованные для молодежи культурные мероприятия (концерты, стендовая информация, демонстрация примеров насилия, имущественного ущерба, провокаций и т. д.). [6]

В Италии, для борьбы с экстремисткой деятельностью используются особые, способы расследования. Например, использование агентов-провокаторов, отсрочка вынесения в отношении их постановления о задержании или об аресте с целью сбора ими как можно большего объема материалов для расследования. [5]

Изучение европейского опыта деятельности различных государственных и гражданских сил в области противодействия молодежному экстремизму свидетельствует о том, что эффективность работы в данной области зависит от ряда факторов:

          наличия политических руководителей, заинтересованных в выработке эффективной молодежной анти экстремистской политики страны и всего мирового сообщества;

          четкая нормативно-правовая база (разграничение и конкретизация определений «экстремизм», «терроризм», «ксенофобия», «расизм» и др.);

          привлечение в различные гражданские структуры и участие в анти экстремистских мероприятиях самой молодежи и граждан в целом;

          финансирование и привлечение новейших технологий;

          налаживание эффективных деловых отношений и тесного взаимодействия государственных и гражданских структур на национальном и международном уровнях в сфере противодействия экстремизму. [1]

Анализируя политику европейских стран в отношении экстремизма, можно заметить, что в европейских государствах для координации деятельности по профилактике правонарушений созданы специальные органы или организации. Они осуществляют сбор информации, оценку программ, планирование по профилактике правонарушений, а также координируют деятельность полиции и других специальных органов этой сферы и осуществляют сотрудничество с законодательными органами, определяющими политику по борьбе с преступностью экстремисткой направленности, сотрудничают с СМИ, научно-исследовательскими организациями и учеными, проводят учебную подготовку. Полученные результаты используются для формирования политики государства и правовой базы планируемых перспективных мер противодействия экстремизму.

Таким образом, в статье были рассмотрены основные причины экстремизма среди молодежи, а также успешные примеры профилактической деятельности экстремизма. На мой взгляд, профилактическая деятельность в отношении экстремистской деятельности крайне важна для современного общества, ведь предотвратить радикализацию проще и дешевле, чем бороться с организованными экстремистскими группировками.

В заключение я бы хотела отметить, что анализ опыта других стран по борьбе с экстремизмом и его предупреждении очень полезен для совершенствования российской политики и национального законодательства. Я считаю, что в интересах России — укрепление механизмов взаимодействия с Евросоюзом в вопросах внешней и внутренней безопасности, политики и экономики, духовной и культурной сфере и сотрудничество с другими государствами.

 

Литература:

 

  1.      Большова Н.Н Молодежная политика в ЕС: Роль образования в противодействии проявления экстремизма (пример Германии) [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 13. — режим доступа: http://mgimo.ru/files2/z11_2014/Molodezhnaya-politika-v-EU-rol-obrazovaniya-v-protivodeystvii-proyavleniy-ekstremizma.pdf (дата обращения: 04.12.2015).
  2.      Нурлыбаева Г. К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия со стороны полицейских служб Великобритании [Электронный ресурс] // Российский следователь. 2011. № 10. — режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=55410 (дата обращения: 04.12.2015).
  3.      Попов О. В., Попова О. О. Причины и особенности экстремизма в молодежной среде. Меры противодействия молодежному экстремизму [Электронный ресурс] // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 3. — режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-osobennosti-ekstremizma-v-molodyozhnoy-srede-mery-protivodeystviya-molodyozhnomu-ekstremizmu (дата обращения: 03.12.2015).
  4.      Смирнов В.А Основы молодежной политики в сфере профилактики экстремизма [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2008. № 14. — режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-molodyozhnoy-politiki-v-sfere-profilaktiki-ekstremizma (дата обращения: 04.12.2015).
  5.      Терешина Е.А Опыт Зарубежных государств в области противодействия молодежному экстремизму [Электронный ресурс] // PolitBook. 2014. № 3. — режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-zarubezhnyh-gosudarstv-v-oblasti-protivodeystviya-molodezhnomu-ekstremizmu (дата обращения: 04.12.2015).
  6.      Чекалина А. А. Превенция экстремизма молодежи: опыт Великобритании [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 9–11. — режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/preventsiya-ekstremizma-molodezhi-opyt-velikobritanii (дата обращения: 28.09.2015).
  7.      Хайнц Р., Бюринг О. Молодежь в центре внимания // Per Concordiam. Борьба с Насильственным Экстремизмом. Европейский Центр по исследованию вопросов безопасности имени Джорджа К. Маршалла. Том 4, № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle