Библиографическое описание:

Климин С. А. Краудфандинг как перспективный способ финансирования стартап-компаний // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 514-516.



 

Одной из главных трудностей, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели, является недостаток денежных средств для развития своего бизнеса. Без существенного стартового капитала крайне трудно продвинуться дальше, даже если иметь превосходный бизнес-план и уникальные идеи. В таком случае, как правило, выручают банки, выдавая кредиты под сумасшедшие проценты. Но в последнее время набирает популярность такой эффективный способ финансирования, как краудфандинг. Что же он из себя представляет?

Этот способ сбора пожертвований появился в 1997 году в Англии. С тех пор краудфандинг используется во многих странах для самых различных целей. Само понятие «Crowdfunding» состоит из двух английских слов. Это crowd — «толпа» и funding — «финансирование» [4].

Под краудфандингом понимается сотрудничество людей, добровольно оказывающих финансовую поддержку различного рода проектам и организациям [5]. Сбор средств может служить различным целям — помощи пострадавшим от стихийных бедствий и больным людям, поддержке политических кампаний, изданию различных книг, съемкам фильмов, финансированию стартап-компаний и малого предпринимательства и многому другому. В своей статье я заострю внимание именно на малом предпринимательстве и стартапах.

Существует ряд важных особенностей краудфандинга: во-первых, просители никогда не несут ответственности за качество или вообще существование обещанного продукта или сервиса. Во-вторых, соответствующие сервисы забирают себе определённый процент от пожертвований. Кроме того, краудфандинг слабо регулируется банковским законодательством.

Перед сбором средств должна быть заявлена цель, указана необходимая сумма, а информация о собранных средствах должна быть общедоступной для всех. Краудфандинг может также относиться к финансированию компании посредством продажи малых долей предприятия широкому спектру инвесторов [6]. Этот тип краудфандинга получил особое внимание американских должностных лиц. В апреле 2012 года президент США Барак Обама подписал новый закон под названием JOBS Act (JumpstartOurBusinessStartupsAct), позволяющий стартап-компаниям собирать до $1 млн. посредством краудфандинга, без подачи бумаг и регистраций на продажу акций, как практиковалось ранее. Такое отношение Обамы к краудфандингу легко объяснить, ведь в 2008 году только на этапе предварительных выборов Барак Обама собрал с помощью краудфандинга около $272 млн. [2].

Сегодня краудфандинг — это один из наиболее эффективных, популярных и быстрых способов сбора денежных средств. “Народное финансирование” практически не имеет недостатков. Главное, заинтересовать своей идеей как можно больше людей.

В наши дни используется несколько видов краудфандинга:

        reword crowdfunding;

        equity crowdfunding;

        debt crowdfunding.

Первый способ наиболее популярен и эффективен. Помогая тем, кому это нужно, люди взамен получают различные подарки и вознаграждение. Таким образом, это хороший стимул собрать нужную сумму в кратчайшие сроки.

Второй вид краудфандинга интересен потенциальным инвесторам: им предлагают долю в будущем бизнесе или продажу небольшого процента бизнеса.

Debtcrowdfunding — это относительно новый способ краудфандинга. Человек, собирающий средства для своего проекта, обещает вернуть всем пожертвованные деньги или дает долю в бизнесе [1].

Если мы говорим непосредственно о стартапах, то краудфандинг — это не только сбор денежных средств для развития бизнеса, но и возможность узнать, насколько ваши идеи являются интересными и зрелыми.

Воспользоваться краудфандингом может любой человек. Достаточно создать на сайте аккаунт, указать название и описание проекта. Также нужно указать необходимую сумму и сроки окончания сбора [7].

По контракту он должен выполнить свои обязательства или вернуть деньги кредиторам. Платформы берут комиссию в размере 5–7 % от собранной суммы [9].

Если удалось собрать необходимую сумму, то такому человеку выплачиваются все деньги. Если полностью не удалось собрать деньги, то соискатель ничего не получает. На разных платформах условия могут отличаться, но одно общее есть у всех: это очень интересный способ привлечь деньги для своего стартапа.

В нынешней экономической обстановке крайне сложно найти источники финансирования на начальном этапе развития бизнеса. Поэтому краудфандинг может быть чуть ли не единственным способом привлечь денежные средства. Прежде, чем запустить проект, необходимо все хорошо продумать.

Во-первых, важно, как для себя, так и для потенциальных спонсоров, четко определить цель. Без внятной и конкретной цели никто не захочет оказывать финансовую помощь неизвестному человеку. Также необходимо проанализировать, востребована ли идея и кто является реальной и потенциальной аудиторией. Это поможет выбрать правильную позицию по представлению проекта.

Кроме того, огромную роль играет смета, которую необходимо составить. Обычно смета рассчитывается по следующей схеме: Сумма сбора = Минимально необходимая сумма на реализацию + Реализация и отправка вознаграждений + Административные расходы (у каждой площадки они свои) + Небольшая подушка на непредвиденные расходы (1–2 % от общей суммы) [3]. Прежде всего, она нужна предпринимателю. Однако ее размещение в описании к проекту может существенно повысить доверие людей.

Реклама — двигатель прогресса. Эта фраза известна с давних пор. Актуальна она и применимо к краудфандингу. Медиапланирование имеет большое значение перед запуском проекта. Необходимо составить список СМИ, блогов, публичных страниц, в которых продвижение компании будет успешным [8].

Безусловно, огромную роль играет и текст в описании проекта. Он должен быть простым, понятным, грамотно построенным и способным заинтересовать людей. И, конечно, не стоит забывать, что свой проект нужно продвигать, а не воспринимать краудфандинг как “манну небесную”.

Но это все, как говорится, в теории. На практике все не так радужно. На мой взгляд, стартапы изначально имеют меньшую вероятность получения финансовой поддержки, нежели, например, благотворительные и культурные проекты. Люди, жертвующие деньги на благотворительность, видят в этом некий моральный смысл. Стартап-компаниям же сложно заинтересовать людей, просто предложив идею. Она должна быть уникальной и, возможно, социально значимой.

Просмотрев несколько крупнейших российских краудфандинговых платформ, я почти не нашел стартап-проектов. А те, что размещены, не пользуются популярностью. Конечно, это связано с тяжелой экономической обстановкой в стране. Кризис существенно сказался на населении, поэтому лишних денег, которые можно было бы дать предпринимателю, просто нет.

Кроме того, я считаю, нужно сказать об общем отношении к таким вещам в России. Если говорить о Западе, в частности о США, то там финансирование малого предпринимательства через краудфандинг — обыденная вещь. У нас же изначально есть некоторое недоверие к незнакомым людям, которых мы даже не видели и которым нужны наши деньги. Всегда есть сомнение в том, пойдут ли эти деньги в указанном направлении. Таков наш менталитет.

Но все же, на мой взгляд, краудфандинг — это перспективный способ финансирования именно стартап-компаний. В России “народное финансирование” появилось относительно недавно. Просто нужно время, чтобы люди привыкли и относились к нему доверительно. А пока предпринимателям необходимо предлагать уникальные идеи, продвигать свой проект всевозможными путями и ждать лучших времен, которые, без сомнений, скоро наступят.

 

Литература:

 

  1.      Деньги есть! [Электронный ресурс] / Краудфандинг — альтернатива банковским кредитам. — Режим доступа: https://www.dengiest.ru/2015/10/30/croudfunding/.
  2.      Карелов С. Перспективы краудфандинга: в США — закон, в России — мошенничество. / С. Карелов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://slon.ru/future/perspektivy_kraudfandinga_v_ssha_zakon_v_rossii_moshennichestvo-875352.xhtml
  3.      Кузьменко В. Краудфандинг с нуля: как собрать деньги на стартап. / В. Кузьменко [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rusbase.com/opinion/kraud-s-nulya/.
  4.      Редактор проекта Rusbase.Краудфандинг в России / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusbase.com/news/kraudfanding-v-rossii/.
  5.      Сайбель Н. Ю., Ратиев В. В. Основы предпринимательства: учебное пособие. − М.: НОУ ВПО «Московский университет им. С. Ю. Витте», 2012. − 120 с.
  6.      Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Антикризисная стратегия как фактор устойчивого развития предприятия // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 102–112.
  7.      Сайбель Н. Ю. Стратегические ориентиры развития малого и среднего предпринимательства в России // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. − Краснодар: ЦНТИ, 2012. С. 173–183.
  8.      Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 5. С. 92–97.
  9.      Черкасов Д. О., Сайбель Н. Ю. Стартап: характеристика понятия и этапы развития // Современное состояние и перспективы развития научной мысли: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 141–143.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle