Библиографическое описание:

Райимбердиева О. Р., Матрасулов Б. Э. Инновация как фактор экономического роста // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 572-573.



 

Современное развитие научно-технического потенциала, когда качественные ресурсы в приоритетном порядке направлялись на нужды добывающего и энергетического комплексов, а также оборонных отраслей, породило существенную дифференциацию продукции отраслей экономики по техническому уровню, качеству, надежности, долговечности, экономическим характеристикам. Фактически в экономике сформировались несколько относительно обособленных контуров ресурсных потоков, ранжированных по месту в системе экономических приоритетов на получение ресурсов нужного качества и количества.

Инновации как фактор экономического роста представляют информационно и технически осознанную потребность количественно-качественной трансформации национальной модели хозяйствования, пролонгированную во времени, с одной стороны, а с другой — отвечающую общественным потребностям конкретно-исторического этапа развития. Последнее, а именно сочетание статики и динамики, порождает противоречие обеспечения экономического роста преимущественно инновационной основе. (1)

Рассматривая инновации не только как фактор экономического роста, но и условие, фактор качественных изменений региональной системы хозяйствования, справедливо говорить о смене линейной модели моделью множественных источников инноваций. Учитывая трансформационный характер инновации как таковой, а также развертывание инновационного процесса в конкретно-исторических условиях, следует предположить наличие институциональной заданности инновационной модели, что, соответствует одной исследовательской парадигме — теоретической экономической системе активизма.

В целом, для повышения уровня научной обоснованности перспективных направлений социально-экономического развития регионов, детерминированного инновационным фактором, проанализируем этапы развития экономической науки в рамках проблемы инноваций.

По нашему мнению, инновации как фактор экономического роста представляют информационно и технически осознанную потребность количественно-качественной трансформации национальной модели хозяйствования, пролонгированную во времени, с одной стороны, а с другой — отвечающую общественным потребностям конкретно-исторического этапа развития. Последнее, а именно сочетание статики и динамики, порождает противоречие обеспечения экономического роста преимущественно инновационной основе. Инновации являются константным условием социально-экономических систем во всех проявлениях функционирования ее иерархических уровней и структур (3)

Весьма важным аспектом исследования проблемы противоречий НТП является анализ этапов их развития. Такими этапами выступают тождество, различие, противоположность и разрешение противоречия.

Еще одним видом экономических противоречий в пределах экономической системы являются противоречия хозяйственного механизма. К ним относятся внутренние противоречия саморегулирования экономики, противоречия государственного регулирования (например, между экономическими и административными методами), противоречия между рыночными и государственными рычагами и др. Но наиболее важная движущая сила экономического прогресса в пределах общественного способа производства — противоречие между производительными силами и производственными отношениями, и прежде всего с отношениями собственности. Наиболее динамичные элементы производительных сил в современных условиях — рабочая сила, наука, средства труда. Поэтому в процессе своего развития они первыми выступают в противоречие с отношениями собственности. (2)

Таким образом, структурирование противоречий как объектов социально-экономических отношений является весьма плодотворным, так как позволяет выделить непосредственные связи между противоречиями в процессе их движения и разрешения. Между тем здесь следует уточнить, что представленная схема справедлива для любой экономической системы, в ней нет отличительных особенностей российской экономики. Специфика заключена в самом содержании элементов схемы, в их взаимодействии и осуществлении в реальной практике.

Достижение эффективности государственного управления, понимаемого как деятельность в наилучшем из возможных результатов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации ресурсов государством, в условиях трансформационной экономики возможно при условии реализации функций в рамках стратегии системоутверждения (необратимости процесса трансформации) и системовоспроизводства (формирование условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития системы).

По нашему мнению, необходимость участия государственных ресурсов в инновационных процессах является объективной, детерминированной противоречиям инновационного развития в финансово-кредитной сфере, а именно: противоречием между динамически актуализируемой общественной потребностью в новых знаниях, их практическим воплощением и «частной» экономической неэффективностью затрат на создание и воспроизводство нового знания. (3)

Учитывая необходимость обеспечения комплексности взаимодействия формальной и неформально-институциональной компонентов региональной инновационной системы, в теории и практике инновации используется три подхода:

1)        Концепция технологических систем анализирует технологии как интегрированную систему компонентов, поддерживаемые управленческими или общественными отношениями. Здесь технология может пониматься как в инженерно-технологическом, так и в социально-управленческом аспекте. Изменения в технологии влекут за собой изменения во всем общественном устройстве, то есть в основе экономического развития лежит «технологический толчок».

2)        Концепция индустриальных кластеров рассматривает существование индустриальных секторов с позиции интеграции различных типов фирм и отраслей, часто базирующихся на высоких технологиях, когда межотраслевые взаимосвязи и адекватные внешние факторы образуют динамические кластеры или «пучки» отраслей промышленности, характеризующиеся высокой производительностью.

3)        Концепция национальных инновационных систем фокусирует сове внимание на процессах обучения и накопления знания, особо выделяя их институциональный аспект, и различных формах взаимодействия между инноваторами.

Главная идея заключается в том, что экономическая активность и динамика обусловлены различными видами инновационной деятельности, в которых основную роль играют процессы обучения, посредством которых создаются и используются современные технологии.

 

Литература:

 

  1. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. Учебное пособие для вузов/ Г. Д. Ковалев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  2. Крылов Э. И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. Учебное пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, М. Г. Егорова. — М.: Финансы и статистика, 2010.
  3. Экономический рост и вектор развития современного Узбекистана. Под редакцией К. А. Хубнева –М: 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle