Библиографическое описание:

Оспанова А. А., Миронченко Р. В. Формирование коллектива на первых этапах его становления // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 822-825.



 

В статье исследуется теоретическое обоснование возможности коллективного воспитания. Коллектив как объективное условие развития личности.

Ключевые слова: коллектив, воспитание, личность.

 

Коллектив — это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов. А целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива и вопрос отношения товарища к товарищу — это не вопрос дружбы, а вопрос ответственности. [О восп.стр103]

Даже если товарищи находятся в равных условиях, идут рядом в одной шеренге они связываются не просто дружбой, а общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива. Специфика педагогического воздействия заключается в том, что ребенок не только субъект, имеющий свой внутренний мир, но и объект воздействия педагогической методики. Если мы хотим добиться понимания ребенка своих действий и побудить его к ответной деятельности, то руководство должно быть опосредованным. Только таким образом можно достичь формирования самостоятельности у детей.

Формирование коллектива, его самоорганизация и самоуправление рассматриваются нами как педагогически прием, заключающийся в опосредованности руководства. При этом объединяются в одно целое цель, содержание, метод. Таким образом, часто возникающий спор на тему «коллектив — это цель или средство?» неправомерен своей основе. Формирование включает в себя как организацию, так и деятельность. Формирование коллектива — путь проникновения во внутренний мир ребенка, организации самостоятельной деятельности, всестороннего развития личности. [М.Хондзе стр18]

Необходимо создать линии взаимодействия личности с личностью, поднять ребенка до подлинного гуманизма, и тогда можно строить здание самостоятельности ребенка как человека. В наше время серьезным вопросом становится проблема отчуждения. Она является важной не только в школе, но и воспитание дошкольников. В педагогике к этому явлению надо подходить следующим образом: «До того как ребенок становится объектом воспитательного воздействия для учителя, он является субъектом жизни, членом коллектива» АС Макаренко. Ребенок изначально существует как субъект жизни, как член коллектива. Только теория развития в коллективе, признает необходимость таких отношений между индивидом и коллективом, может обеспечить создание демократических связей между детьми. Формирование коллектива общего участия выражает идею демократического воспитания: «пусть ни один человек не будет отвержен». Для претворения этого лозунга в жизнь был разработан метод ячеек внутри коллектива, который помогает установить отношения ответственности взаимозависимости между личностью и коллективом. Развитие коллектива путем создания отношений зависимости формирует условия, связывающие коллектив и личность, вырабатывает схему взаимоотношений личности с личностью. К примеру, формирование бригадного сознания — это основа для воспитания чувства товарищества, способствующего объединению личностей. «Я член такой-то бригады» — это бригадное сознание. «А мысль такой–то является членом бригады» формирует чувство товарищества, создает связи между личностями. В основе чувства товарищества лежит сознание принадлежности к коллективу. Развитие коллектива определяется его внутренней деятельностью, непосредственно развитием каждой отдельной личности Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т. д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.

Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы по 3–5 человек и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы.

Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.

Включение учащихся в общественно полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т. д.

Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.

Ребенка обычно влечет к другому человеку, к группе людей, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в игре, является основой для возникновения новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше играть.

В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их, если учителю удалось вовлечь в нее всех школьников. А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива. 1-й этап — становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива — педагог, от которого исходят все требования. 2-й этап — усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на 2-м этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. 3-й этап и последующие этапы — расцвет коллектива. Уровень и характер требований — более высокие требования к себе, чем к своим товарищам — свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива — общий опыт, одинаковые оценки событий. 4-й этап развития — этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

По мнению А. С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы — те, которые их накопили. И дети — удивительные мастера создавать такие традиции.

Традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет.

С самого первого дня работы основной целью классного руководителя является формирование ученического коллектива и последовательная подготовительная работа к переходу коллектива к самоуправлению. В соответствии с этапами развития ученического коллектива перед классным руководителем ставятся разные задачи.

Важным условием развития классного коллектива является организация самоуправления. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром является актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.

Как же следует проводить воспитательную работу с активистами, чтобы они хорошо выполняли свои общественные обязанности и способствовали развитию и укреплению коллектива?

Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы; контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.

В каждом коллективе есть творческое дело оно проявляется в методике коммунарского воспитания Иванов ИП:

  1. Суть каждого дела — забота о коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
  2. Дело — это коллективное, потому что совершается вместе, как и общая работа.
  3. Дело — это творческое коллективное, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется. (ком.восп.стр.205)

Собственно воспитательные задачи, которые ставятся воспитателями должны решатся незаметно для воспитанников. Это и есть незаметное воспитание и воздействие, чрезвычайную важность которого подчеркивали А. С. Макаренко, Т. Н. Торскии, В. А. Сухомлинский.(стр.206)

Главное, чтобы дела, в которых детей и взрослых объединяла общая цель, жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества сотворчества.

О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.

Положительные стороны:

А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.

Б) способствует формированию взглядов и убеждений.

В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.

Отрицательные стороны:

ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.

Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.

Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.

 

Литература:

 

  1. А. С. Макаренко «Педагогические сочинения». 1т. стр.116.
  2. А. С. Макаренко «О воспитании». М. 1990г. стр.103
  3. И. П. Иванов «Энциклопедия творческих дел» стр3, «Методика коммунарского воспитания» стр.205–206.
  4. Масаяси Хондзе. «Как организовать коллектив дошкольников». стр26, стр18. стр114–115.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle