Библиографическое описание:

Курбанова Ш. И., Самигова Н. Р., Ордабаева А. С. Значение изучения состояния зрительного анализатора как возможного профессионального риска для здоровья преподавателей начальных классов общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 355-357.



 

The conducted researches allowed to draw a conclusion that the received changes can be treated as professionally caused states at teachers of comprehensive schools in connection with professional activity and use of the modern computer equipment and possible development of diseases of an organ of vision. Therefore at an assessment of features of development of diseases of organs of vision health needs to consider both professional risk, and risk from environment factors that demands development of the corresponding methodical approaches.

Key words: brainwork, teachers, visual analyzer, critical frequency of merge of light flashings, capacity of the visual analyzer, visual and motor reaction, professional risk.

 

Проблема современной медицины труда включает в себя не только изучение изменений, происходящих во время выполнения тяжелого труда, но и при умственном труде новых или ранее не изученных профессиональных групп работающих различных слоев населения. Поэтому решение данной проблемы возможно только при совместном подходе гигиены и физиологии труда, заключающемся в разработке научно обоснованного комплекса мероприятий, направленных на рациональную организацию трудовой деятельности различных профессий, в том числе умственного труда преподавателей общеобразовательных школ [2, 5, 6]. Выбор данного объекта исследований произведен нами не случайно, т. к. число работников данной категории умственного труда с каждым годом увеличивается, усложняются требования, необходимые для проведения учебных занятий с привлечением современной видеотерминальной техники. Преподаватель больше уделяет времени к подготовке различного рода документации, электронных учебников и пособий, раздаточного и презентационного материалов, которые учащиеся классов активно используют при усвоении новых знаний. Поэтому поднятая нами тема, требует изучения физиологических изменений зрительной функции, учитывая воздействие высокой напряженности трудового процесса и др. неблагоприятных факторов среды обитания, доказывающих необходимость учета всего комплекса факторов при оценке состояния органа зрения [1, 3, 4]. Вопросы утомления, работоспособности, напряженности умственной деятельности преподавателей в современных условиях трудовой деятельности, многосторонние изменения в системах обеспечения изучены еще недостаточно, что и явилось целью нашего исследования.

Материалы и методы исследования

Для изучения организации профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательных школ были использованы физиологические методы исследования по изучению функционального состояния зрительного анализатора. Объектами исследований являлись преподаватели начальных классов общеобразовательных школ г. Ташкента.

Известно, что изменения в умственной работоспособности связаны с тем, что в трудовой деятельности участвуют все рецепторные системы организма. В большинстве профессий нагрузка распределяется на несколько рецепторных систем. Однако, большая часть информации поступает через зрительный анализатор. При этом нами были использованы классические приёмы, заключающиеся в определении порогов по силе и частоте, а также по их различию. Так, было проведено определение латентного периода зрительно-моторной реакции методом хронорефлексометрии с помощью универсального хронорефлексометра. Измерение скрытого времени реакции на световое раздражение обычно применяется тогда, когда хотят оценить состояние зрительного анализатора в условиях большой нагрузки на него. Следует отметить, что изменения величин скрытого времени зрительно-моторной реакции не только отражает функциональное состояние отдельного анализатора, но и всей ЦНС. Иначе говоря, они в известной степени отражают функциональное состояние всего организма и работоспособности каждого работающего.

При исследовании функционального состояния зрительного анализатора также была изучена способность глаза различать наибольшую частоту световых мельканий. Причем, чем она выше, тем функциональное состояние зрительного анализатора лучше. Определение критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ) проводилось при помощи прибора КЧСМ. Кроме этого, одним из методов, позволяющих изучить пропускную способность зрительного анализатора (ПСЗА), было использование таблиц с кольцами Ландольта.

Применение выше представленных методик исследования в известной мере дало возможность исследовать влияние зрительного напряжения на функциональное состояние различных органов и систем организма преподавателей общеобразовательных школ.

Результаты и обсуждение

Условия труда преподавателей общеобразовательных школ характеризуются комплексом неблагоприятных факторов, ведущим из которых является высокая напряженность трудового процесса, включающая в себя творческий процесс, высокую степень ответственности за безопасность других лиц отсутствие регламентированных перерывов, нахождение в позе стоя до 80 % рабочего времени, высокую нагрузку на голосовой аппарат и зрительный анализатор, фактическую продолжительность рабочего времени (в среднем около 10 часов).

Факторы внутренней среды могут вызывать ряд неспецифических заболеваний таких как: хроническая усталость, недомогание, головная боль, бессонница, разного рода аллергии, воспаления органов дыхания, кожи и слизистых оболочек, поражения нервной, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем.

Среди факторов, способных влиять на самочувствие преподавателей общеобразовательных школ, особое внимание уделяется зрительному напряжению, связанному использованию компьютерной техники как для подготовке проведения занятий и проведения с учащимися новых педагогических интерактивных педагогических технологий, так и во время ведения занятий с использованием различного рода видеоматериалов (роликов, клипов и др.), что предполагает постоянную концентрацию зрительного внимания и нередко приводит к развитию умственной усталости. Наряду с этим, как правило, выполнение такой деятельности сопровождается повышенным нервно-эмоциональным напряжением. Предотвратить развитие заболеваний в данных условиях возможно только при создании благоприятных условий труда и рационального режима труда и отдыха, разработанных с учетом гигиенических требований.

При выполнении высокоточных работ наибольшее значение имеют условия естественного и искусственного освещения. Причем обращает на себя внимание, то, что, если количественные характеристики освещенности, как правило, соблюдаются, то качественные характеристики (коэффициент пульсации освещенности и ряд других показателей) часто не соответствуют нормативным требованиям.

Нами было показано изменение динамики состояния основных функций зрительного анализатора в течение рабочего дня при выполнении напряженных зрительных работ. С целью определения влияния освещения на организм работающих были исследованы критическая частота зрительного слияния световых мельканий (КЧССМ) и пропускная способность зрительного анализатора (ПСЗА). Проведенные исследования показали, что в течение рабочей недели происходит снижение КЧССМ. Так, средняя величина КЧССМ, то есть возможность различать зрением отдельные световые мелькания, к концу рабочей недели у преподавателей достоверно снижалась в среднем на 22-25 %. Выполняемая ими работа требует напряжения зрительного анализатора, постоянного сосредоточения, что и приводит к утомлению зрительного анализатора.

Показатели ПСЗА изменялись довольно отчетливо: число пропущенных колец Ландольта особенно увеличивалось также к концу рабочей недели, хотя изменения уже выявлялись и в середине учебной недели. Результаты исследований показали, что в начале трудовой недели ПСЗА у работающих составляла в среднем 1,32±0,015 бит/с. В середине недели (четверг), а также к концу (суббота) у многих преподавателей отмечалось некоторое достоверное увеличение, как количества пропущенных колец, так и времени, затраченного на просмотр таблицы Ландольта от исходных показателей. Так, к концу трудовой недели ПСЗА достоверно увеличивалась в среднем на 18-26 %. Результаты исследований позволили сделать вывод, что в процессе трудовой деятельности у работников данной категории профессиональной группы умственного труда развивается ухудшение показателей ПСЗА, что можно расценивать как проявление производственного утомления.

Результаты исследований хронорефлексометрии показали, что в начале недели скорость зрительно-моторной реакции (ЗМР) у преподавателей составляла в среднем 270,3±1,43 мс. В середине рабочей недели (среда, четверг) во многих случаях время ЗМР не значительно удлинялось по сравнению с фоновым уровнем. К концу рабочей недели ЗМР также достоверно увеличивалась на 25 %. Полученные результаты исследований указывают, что время ЗМР у работников в динамике трудового процесса удлиняется, что связано с развитием тормозных процессов в ЦНС, связанных с развитием производственного утомления. По данным результатов анкетного опроса у 80 % опрошенных было выявлено изменение остроты зрения, характера рефракции в зависимости от длительности профессионального стажа.

Вывод

Таким образом, проведенные исследования позволили сделать вывод, что полученные изменения можно трактовать как профессионально-обусловленные состояния у преподавателей общеобразовательных школ в связи с профессиональной деятельностью и использованием современной компьютерной техники и возможном развитии заболеваний органа зрения. Поэтому при оценке особенностей развития болезней органов зрения необходимо учитывать как профессиональный риск, так и риск здоровью от факторов окружающей среды, что требует разработки соответствующих методических подходов.

 

Литература:

 

  1.                Власова Е.М. Актуальность вопроса влияния компьютера на здоровье человека //Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов. — Ростов на Дону, 2006.- С.71-73.
  2.                Газизова И.Р. Клинико-статистический анализ зрительного утомления у работников умственного труда //Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины: материалы научно-практической конференции. — СПб., 2001. — С. 203-204.
  3.                Измеров Н.Ф. Охрана здоровья рабочих и профилактика профессиональных заболеваний на современном этапе. //Материалы IХ Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2001. — С. 25-31.
  4.                Кузьменко М.А. Компьютерный зрительный синдром и профессиональная офтальмопатия у операторов ЭВМ //Актуальные проблемы профилактики, диагностики и лечения болезней внутренних органов: материалы конференции. — Новосибирск, 2009. — С. 246-247.
  5.                Максимов С.А. Социально-гигиенические аспекты трудовой адаптации работников умственного труда: научное издание //Гигиена и санитария. — М., 2011. — № 2. — C. 56-60.
  6.                Малютина Н.Н. Взаимодействие компьютера и человека //Здоровье и образование: материалы междунар. научно-практ. конф. — Сицилия: Палермо, 2007. — С. 155-158.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle