Библиографическое описание:

Усманов М. И. Средняя школа в начале XX века и ее проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 750-752.



 

В работе рассматриваются основные проблемы средней школы в начале двадцатого века, делается попытка системного анализа ее функционирования. В статье сделан акцент на проект реформы средней школы министра народного просвещения России, графа П. Н. Игнатьева.

Ключевые слова: средняя школа, граф Игнатьев, реформа, образование.

 

В начале XX столетия в России существовала многотипная, многоступенчатая система организации школьного дела. Для понимания ситуации в системе российского среднего образования представляется целесообразным сделать краткий обзор этих типов и их организации в этот и предшествующий период.

Из огромного количества типов средних и специальных школ во второй половине XIX столетия и первого десятилетия ХХ отметим лишь характерные. С конца 60-х годов наряду с классическими гимназиями, реформированными в 8-классные учебные заведения с двумя древними языками, возникли 6-классные реальные училища с 7-м специальным классом. В системе женского образования в 60-х годах вместе с реформированными институтами открылись женские гимназии — сначала мариинские, а затем министерские, совершенно различные по программам, способу управления и даже по числу лет обучения. В числе этих были и образовательные учреждения, создаваемые благотворителями, жертвовавшими большие деньги на дело образовании. «На протяжении многих веков в России складывались традиции милосердия и благотворительности, основывавшие гуманистические парадигмы помощи наиболее нуждающимся слоям общества. Во многом это было продиктовано порывом одной из фундаментальных черт русского национального самосознания — помощи и сострадания, стремления принять непосредственное участие в беде ближнего» [1, с. 168].

С 80-х годов возникли частные средние школы, сыгравшие затем в больших городах и особенно в столицах огромную роль, в 90-х годах — коммерческие училища ведомства министерства финансов, потом перешедшие в ведение министерства торговли и промышленности.

С 70-х годов по Положению 1872 года на смену уездных училищ пришли трехклассные городские училища, которые после 1900 года реформировались в высшие начальные.

В начале XX века заметная роль отводилась двухклассным сельским начальным училищам, особенно с тех пор, как земства получили право открывать учебные заведения этого типа. Ранее они были созданы при фабриках и заводах, при железнодорожных станциях. Это были училища с 5- или 6-летним курсом, разделенным на два концентра — первый в 3 или 4 года, соответствовавший начальному училищу, и второй, дополнительный, с двухгодичным курсом второго класса. Название двухклассных они сохранили от того времени, когда при своем возникновении они имели при 5-летнем курсе две классные комнаты и двух учителей. Можно отметить, однако, что правительство всегда стремилось взять школьное дело в свои руки и направить образование в сторону, соответствовавшую его целям, удовлетворяя практические потребности в более образованных и специально подготовленных сотрудниках для правительственных учреждений. Разнообразные цели подготовки были причиной постоянных реформ учебных заведений и появления новых типов.

По сути, начальные училища ведомства министерства народного просвещения были сведены в официальной статистике к двум типам: школы одноклассные и школы двухклассные. В действительности, типов школ было гораздо больше. Так, одноклассные школы были городскими и сельскими. Городские школы делились следующим образом: на министерские или казенные, на городские, содержащиеся на средства непосредственно города, и на частные. Сельские школы были следующих видов: земские, министерские, а также частные. Кроме того, данные типы школ отличались по своим задачам, способам управления, да и в целом учебными программами.

Гораздо менее разнообразными по типу были двухклассные училища, но по своим заданиям и программам они представляли еще большее разнообразие, чем начальные училища — одноклассные. Так, Б. Чарнолуцкий в своей книге «Земство и народное образование» констатировал, что ядром земской деятельности в области общего школьного образования была земская народная «одноклассная» школа в том виде, в каком она сложилась к первому десятилетию XX века после длительной эволюции. «Причем земская просветительная деятельность всегда шла по пути одновременно и количественного расширения и усложнения просветительных земских учреждений» [2, с. 108]. Однако деятельность земства в этом направлении осуществлялась в таких условиях, которые не только исключали возможность нормального развития этого процесса, но очень долго делали ее практически невозможной. Условия эти заключались, с одной стороны, в крайне узком толковании учебной администрацией постановлений Положения 1874 года о начальных народных училищах, а с другой — в постепенной эволюции правительственного взгляда на закон о частных учебных заведениях, завершившейся полным изъятием этого закона из земской практики. В результате вся история земской деятельности по созданию высших общественных народных школ отчасти направилась в сторону субсидирования правительственных школ этого типа, отчасти свелась к нескольким разрозненным и крайне немногочисленным попыткам создания собственных высших школ, не имевшим никакой возможности дальнейшего развития.

Почти все эти типы представляли в этом отношении две разновидности — одноклассные школы были с трех- и четырехгодичным курсом, двухклассные в соответствии с продолжительностью курса первого класса — с 5-ти и 6-тилетним курсом.

У некоторых типов преобладал тот или другой период обучения, например, русско-инородческие школы имели по преимуществу 4-х годичный курс, а двухклассные фабричные и железнодорожные часто увеличивали курс обучения до 6 лет. В первом десятилетии XX столетия по инициативе Московского губернского земства стали возникать начальные школы с 6-тилетним курсом, которые нельзя бы было причислить к двухклассным, потому что курс их не делился на первый и второй класс, а представлял собой единую 6-тилетнюю программу. Наконец, кроме совместных училищ, в некоторых городах были отдельные училища для мальчиков и отдельные для девочек. «Таким образом, можно резюмировать, что в российской системе школ было около 30 типов начальных училищ. Впрочем, к начальным училищам можно отнести и школы для дефективных детей — для умственно отсталых, слепых и глухонемых детей» [3, с. 45.].

Следует отметить, что одноклассные училища находились в подчинении уездных училищных советов, двухклассные и частные подготовительные училища — непосредственно директоров, а также инспекторов народных училищ. Наибольшее число училищ в предыдущие годы, почти равное числу училищ Министерства народного просвещения, находилось в ведомстве православного исповедания (святейшего синода), при котором существовал особый училищный совет. Между церковно-приходскими школами, с одной стороны, и земскими и министерскими, с другой, была огромная разница. Церковно-приходские школы также различались по составу учащихся, по условиям функционирования, а по иным признакам — существованию в городах или селениях. Выделялись следующие типы: одноклассные, двухклассные, второклассные и школы грамоты.

Стоит упомянуть о том, что некоторые фабрики и заводы, а также некоторые железнодорожные управления считали более приемлемым открывать церковно-приходские школы вместо школ ведомства Министерства народного просвещения. «Такие школы часто гораздо более походили на железнодорожные и фабричные школы Министерства народного просвещения, нежели на другие церковно-приходские, но все-таки их нужно выделить в особый тип по форме управления и отчасти по программам и общему направлению учебно-воспитательной работы» [4, с. 89]. Таким образом, получилось не менее 10 типов начальных церковно-приходских школ: в городах: однокласслые, двухклассные; частные: заводские, железнодорожные; в селениях: одноклассные, двухклассные, второклассные, школа грамоты; частные: фабрично-заводские; железнодорожные.

Кроме церковного ведомства, надо упомянуть и Военное министерство, в ведении которого также находились начальные школы, но их число было незначительно.

Общим для всех типов школ было только их подчинение Министерству народного просвещения, а программы, организация, источники существования, состав учащихся и строй внутренней жизни всегда были различны, в особенности, у правительственных и частных учебных заведений.

Кроме Министерства народного просвещения и ведомства православного исповедания, существовало еще и ведомство императрицы Марии, имевшее в своем ведении несколько десятков женских институтов, своеобразных закрытых воспитательных учреждений, мужской сиротский институт, женские гимназии, мариинские школы, школы воспитательного дома и т. п. И это далеко не все типы средних и специальных учебных заведений. Стоит отметить, что значение некоторых из них в общей сети средних учебных заведений было очень значительно: укажем па коммерческие училища, кадетские корпуса, духовные семинарии, духовные училища, женские епархиальные училища и средне-технические и железнодорожные училища.

Увеличение количества школ этих типов происходило двумя путями. Во-первых, это связано с появлением совершенно новых типов учебных заведений, во-вторых, — с преобразованием старых. В связи с тем, что проведение реформы, как правило, затягивалось по финансовым или иным причинам на многие годы, параллельно могли существовать учебные заведения как старого, так и нового типа.

Данное явление породило невероятное смешение совершенно разных типов, а порой на весьма длительное время сохраняло архаические типы учебных заведений. Например, Московские казенные начальные училища по Положению 1836 года (изданному специально для них) просуществовали почти до 1912 года рядом с новыми видами городских начальных училищ, сохранив при этом свою старую, неповторимую, очень оригинальную структуру.

И, тем не менее, в России не прекращались попытки реформирования средней школы. Так, в 1899 г. новый министр народного просвещения тайный советник Н. П. Боголепов поставил на очередь вопрос о радикальном преобразовании системы образования. Так, в циркуляре от 8 июля 1899 года он обратил внимание попечителей учебных округов на жалобы со стороны родителей и педагогов, указывавших на такие недостатки средних школ как: 1) формализм и отчужденность учебного заведения от семьи; 2) невнимание педагогов к индивидуальным особенностям учащихся, а также пренебрежение духовно-нравственным и физическим воспитанием; 3) нежелательность существовавшей специализации школы начиная с младших классов обучения; 4) чрезмерность объема ежедневной умственной деятельности; 5) несогласованность учебных программ друг с другом, а также по времени, наполнение их второстепенными требованиями; 6) недостаточное преподавание родного русского языка, литературы, истории; 7) повышенные требования при изучении древних языков; 8) недостаточный уровень морально-нравственной зрелости выпускников гимназий; 9) неудовлетворительная постановка преподавания предметов в реальных училищах.

Таким образом, можно утверждать, что проблемы, сложившиеся в средней школе в начале 20-го века, требовали своего разрешения, часть из которых на тот период уже решалась в рамках реформ, проводимых министерством, под руководством графа Игнатьева. Все это заложило высокую образовательную культуры отечественного образования, стало отправной точкой советских образовательных традиций, которые стали отражаться в «культуре общения, профессиональной культуре, художественной культуре, нравственной культуре, культуре политической, экономической как степени полипредметности феномена» [5, с. 24].

 

Литература:

 

  1.      Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор [Текст] / Н. У. Ярычев // Молодой ученый. — 2009. — № 3. — С. 168–171.
  2.      Чарнолуцкий Б. Земство и народное образование. — СПб., 1910. — С. 108.
  3.      Чехов Н. В. Типы русской школы в их историческом развитии. — М., 1923. — С. 45.
  4.      Исторический очерк развития церковно-приходских школ. — СПб., 1909. — С. 89.
  5.      Ярычев Н. У. Конфликтологическая культура учителя: сущность, структура и особенности развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2011.№ 1 (6). С. 24.
Основные термины (генерируются автоматически): народного просвещения, Министерства народного просвещения, учебных заведений, училища ведомства министерства, начальные училища, средней школы, коммерческие училища, XX века, начальные школы, начале xx века, начальные училища ведомства, одноклассные школы, типов школ, казенные начальные училища, коммерческие училища ведомства, начальных училищ, учебные заведения, школы министра народного, двухклассные училища, трехклассные городские училища.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle