Библиографическое описание:

Тимошевская Н. В., Карцева Н. С., Коваленко О. Г. Системная инженерия проектирования инноваций // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 593-596.



 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что такая относительно новая наука, как системная инженерия становится все более используемой на промышленных предприятиях, в том числе и на предприятиях, специализирующихся на машиностроении. Любая человеческая деятельность, связанная с ростом масштабов производства, усложнения способов организации и увеличения степени ответственности порождает такую прикладную дисциплину как системную инженерию.

Данная наука должна быть использована при составлении любых систем по организации деятельности, согласно данной науки должна быть определена интегрированная композиция людей, которая должна обеспечивать достижение любых поставленных целей и задач, поставленных перед организацией.

Существуют специальные документы по системной инженерии, которые показывают жизненный цикл всех систем и процессов, связанных с управление проектом, управление рисками и т. д.

Любой современной организации необходимо сформулировать какие-то нормы к информационным системам проектирования, вытекающим из современных тенденций в разработке новых продуктов, и рассмотреть опыт их практической реализации в данной организации или компании, занимающейся разработкой и промышленным производством.

Похожие цели по переработке подходов к разработке новых продуктов стоят перед отечественными предприятиями машиностроительной промышленности. Они должны действовать в условиях жесткой конкуренции на внутреннем рынке и, особенно на зарубежных рынках, которые, чаще всего, эффективнее организованы, используют более современные и производительные технологии. [1]

Повышение внутренней эффективности отечественных предприятий за счет создания новых систем управления и модернизации процессов проектирования и производства позволит сохранить отечественную промышленность. Важную роль в повышении эффективности должны сыграть информационные системы.

Модели проектирования разделяется на три основных, связанных между собой направления, а именно:

        открытые инновации,

        параллельный инжиниринг

        разработка продуктовых семейств на базе платформ

Первая модель предусматривает тесное взаимодействие с различными источниками инновационных мыслей и технологических решений на промышленных предприятиях. Она может выступать в роли толчка к дальнейшему развитию нормативных отношений поставщика к потребителю или наоборот потребителя к поставщику.

В некоторых промышленных отраслях имеет место инновационный аутсорсинг, то есть какой-либо конечный продукт, который должен подразделяться на отдельные друг от друга подсистемы, каждая из которых может разрабатываться отдельно от других и обязательно должна быть автономной, то есть независимой от других подсистем конечного продукта.

Данная модель предусматривает разделение всех подсистем конечного продукта, при которых все поставщики каких-либо частей, компонентов или элементов сервиса непосредственно конечного продукта абстрагируются от других поставщиков и отвечают за их разработку и производство. В то время как существует некий «головной» отдел, который отвечает за интеграцию всех компонентов и поставщиков частей или системных элементов конечного продукта организации. [2]

Для того чтобы предприятие было готово к вступлению в подобные инновационные альянсы, необходимо обеспечить простую возможность интеграции его информационной системы с системами других членов альянса.

Широкое распространение первой модели привело к появлению параллельного инжиниринга. Это когда используется компьютерная модель при интеграции одновременного проектирования продукта и процессов его изготовления.

Современная концепция параллельного проектирования предполагает одновременные действия в трех направлениях:

        проектирование продукта,

        процессов его изготовления и

        сети партнеров по разработке и производству

Данная модель может быть названа трехмерной. Она отличается тем, что получение партнерской сети может и должна производиться в два основных этапа:

Во-первых, для создания сети потенциальных партнёров, согласно данной модели, разработчику сначала нужно определить основополагающую концепцию конечного продукта промышленной организации и его архитектуру. Соответственно необходимо создать базу потенциальных партнёров сети. Каждому элементу данной сети должны соответствовать определенные технические и функциональные требования. В конце обязательно должна сформироваться некая логическая последовательность, с помощью которой все потенциальные и не потенциальные партнеры будут взаимодействовать между собой. [3]

Во-вторых, для создания сети потенциальных партнёров, согласно данной модели, разработчик конечного продукта должен выбрать лучшего партнера среди уже имеющихся партнеров на данном промышленном рынке товаров или услуг. Все это должно и производится для лучшей реализации каждой подсистемы или модуля конечного продукта данной организации. Следовательно, разработка процессов изготовления и создание соответствующей организационной структуры проекта также должны рассматриваться как задачи структурного и параметрического синтеза, то есть как задачи принятия решения и оптимизации.

Разберем теперь понятие разработки продуктовых семейств на базе платформ. Прежде всего, платформы должны пониматься как некий набор компонентов, объектов, связей, процессов или людей, на основании которых должна быть создана группа продуктов.

Также стоит отметить, что разработка продуктовых семейств на базе платформ непосредственно связана с концепцией ключевых компетенций, которая получило достаточно широкое распространение благодаря данной модели на базе платформ. Концепция ключевых компетенций означает, что получившееся сочетание технологий, знаний и каких-либо процессов, которые непосредственно и являются отличительными особенностями конечного продукта компании. Определяющей особенностью является то, что данное сочетание технологий производства продукта должны быть практически невоспроизводимо ее конкурентами.

Стоит отметить, что продуктовая платформа должна быть материальной реализацией ключевых компетенций и обеспечивать уникальную рыночную позицию компании. На базе одной платформы может быть построено семейство продуктов, удовлетворяющих различные потребности рынка. Платформенный подход увеличивает гибкость производственных процессов и адаптивность компании к изменению рыночного спроса, позволяет настраивать параметры продуктов под требования различных рыночных ниш, сокращает затраты на тестирование и сертификацию сложных продуктов (например, газотурбинных авиадвигателей).

При всем этом существуют два способа образования продуктовых платформ:

При использовании первого способа организации продуктовых платформ продукты могут быть произведены при помощи дополнительных модулей, иначе говоря, при помощи конфигурируемых платформ. В данном случае должен выполняться следующий порядок выполняемых объектом действий, а именно:

          Определение функциональных требований;

          Отображение их на физические компоненты;

          Специфицирование интерфейсов между физическими компонентами

          Второй способ базируется на параметризованных платформенных моделях, при этом одна или несколько масштабирующих переменных могут изменяться для сжатия/растяжения платформы и получения новых продуктов. Такой подход также получил широкое распространение в авиастроении.

Помимо всего этого существует современные требования к проектированию новых изделий:

Во-первых, требование к целям как к системе формируются как получение конкурентных преимуществ за счет создания инновационных продуктов, сочетание подходов «ориентация на потребителя», «ориентация на технологию» и «создание нового смысла».

Во-вторых, требование к продукту как к системе обосновываются как семейство продуктов на базе конфигурируемых или параметризованных платформ, концентрация на ключевых компетенциях.

В-третьих, требования к процессу как к системе применяются как параллельное проектирование продукта, процессов изготовления и цепочек поставок.

В-четвертых, требования к организации как к системе формируются как сетевая структура или какие-либо инновационные альянсы.

В-пятых, требование к инструментам как к системе обосновываются как открытая информационная система с высокой адаптивностью.

Для решения проблем, связанных с необходимостью системной инженерии фактически должна быть внедрена более активно новая отрасль прикладной науки, которая должна быть подкреплена соответствующими кадровыми ресурсами. Очевидно, что подобная задача превышает возможности одного предприятия или даже корпорации, ее решение возможно только в рамках модели открытых инноваций и при участии не только органов местного самоуправления, но и государство должно более серьезно отнестись к этому вопросу.

 

Литература:

 

  1.                Разработка модели оценочных показателей устойчивого развития организации Антипов Д. В. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 186–189.
  2.                Определение конкурентных преимуществ товарных рынков. Карцева Н. С., Анисимова Ю. А. В сборнике: Актуальные проблемы интеграции экономических интересов России и Украины Международная заочная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. Ответственная за выпуск Ю. А. Анисимова. 2014. С. 273–278.
  3.                Финансовая глобализация: за и против. Карцева Н. С., Анисимова Ю. А. Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 424–426.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle