Библиографическое описание:

Осипенко А. Е. Актуальность идей даосизма в решении современных экологических проблем // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 980-982.



 

В данном исследовании предпринята попытка взять в качестве модели неистощительного природопользования принципы гармонизации взаимодействия человека и природы, изложенные в философском учении Дао дэ Цзин.

Ключевые слова: Даосизм, Дао дэ Цзин, принцип «недеяния», технократия, экология, человечество, мораль, гармония.

 

Есть множество областей хозяйственно-экономической деятельности, которые приносят невосполнимый вред окружающей среде, биоценозам, людям и планете в целом. Чтобы избежать экологического загрязнения, прежде чем применять какие-либо индустриальные технологии, нужно проследить за тем, чтобы они не вступали в противоречие с объективными законами Природы, иначе говоря, соблюдать принцип природосообразности, или «недеяния», как его именовали в Древнем Китае последователи даосизма [3].

Однако сегодня мы видим, что экологические проблемы присущи не только западному способу индустриального развития, но и сегодняшним потомкам древних цивилизаций Востока (Япония, Китай, Индия…). Как только им открылись возможности индустриализации по технократическому сценарию, — они «забыли» про принцип «недеяния» и принялись догонять Запад в наращивании объёмов губительной технократии. Так, по оценкам ряда исследователей, в недалёком будущем Китай может догнать даже США по объёму вредоносных выбросов в атмосферу и загрязнению окружающей среды отходами от его промышленности. Это связано с капиталистически-потребительским мышлением большинства населения, обладатели которого руководствуются принципом «прибыль любой ценой», игнорируя глобальные опасности, которые несёт их деятельность [1].

Объект исследования

Объектом нашего исследования выступают философия Дао и экологические проблемы современной цивилизации. В ходе работы был изучен переведенный на русский язык первоисточник — трактат «Дао де Цзин» и ряд статей современных авторов, размещенных на Интернет-ресурсах, в частности, монография В. Данилова-Данильяна, К Лосева, И Рейфа «Перед главным вызовом цивилизации. Российский взгляд на проблему». В ходе исследований мы применяли аналитический, синтетический и сравнительный методы, а также метод теоретического обобщения.

Результаты исследования

Даосизм — философско-религиозное учение, зародившееся во времена Древнего Китая. Его основателем является древнекитайский мудрец Лао-Цзы (VI–V вв. до н. э.). Основными источниками даосизма послужили архаические религиозные культы древнего царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и мистические практики, а также “философская” традиция северного Китая [3].

В культуре Древнего Китая было широко распространено поклонение явлениям природы. Круговорот в природе и точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога неба (небесного начала) — Тянь, которому они поклонялись. Сам человек (микрокосм) воспринимался как часть макрокосма, и на этой посылке строилась вся жизнь социума — обряды, традиции, медицина и т. д. Но что еще важнее и сам космос представлялся чем-то родственным человеку. При этом, конечно, не могло быть и речи о том, чтобы человек был поставлен в центр мира, а мир отдан во власть человека, как например, это позже проявилось в католической и протестантской линиях христианства. По верованиям даосов, гармония в мире связана с мотивом закона (Дао). Этот закон сохраняет правильный порядок в мире, благодаря которому день меняет ночь, растут травы, светит солнце. Это универсальный закон Космоса, который каждый обязан знать и в соответствии с которым человек обязан жить. Закон природного миропорядка рассматривался как одна из величайших ценностей, как благо и истина.

Убеждение, что самым важным в жизни должно быть гармоничное соотношение вещей, привело к тому, что цель своей религии китайцы определили, как сохранение естественного ритма жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях. Они считали, что причиной всякого рода бедствий, служит нарушение гармонии между людьми и природой. Показательно, что «дао» можно перевести как «закон», «путь» и объяснить, как плавное движение всего естественного в мире [2,3,4].

Пути Дао присуща сила «Дэ» — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.

Через силу «У-вей» Дао проявляется в каждом человеке. «У-вей» нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. «У-вэй» — означает «недеяние», или отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В основе неправильного действия, как гласит Дао де Цзин, всегда лежит корыстный мотив, проистекающий из самости человека — узкого, ограниченного эго (маленького, низшего «я»). Правильные действия, основанные на принципе недеяния, — это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче, разрушению и гибели.

Дао воплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной силы, которая управляет порядком всех вещей и событий во Вселенной. Эта сила выражается в двух противоположных источниках энергии инь и ян. В то время как инь олицетворяет женское начало, материальный аспект бытия, ян истолковывается как мужское, и обозначает духовную сторону жизни. Все предметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время. Так, у живого дерева преобладает ян, но в процессе «умирания» в нем увеличивается содержание инь. Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен в явлениях природы и жизни людей [1,2,3].

Принцип «недеяния» и многие положения закона «Дэ» полезны для поддержания гармонии между человеком и Природой / Космосом. Представителям современного общества, настроенного на расхитительную модель хозяйствования, есть чему поучиться у древних даосов, причем в самых различных областях оздоровления и гармоничного бытия.

Согласно даосизму, истинное Дэ всегда является путем каждого отдельного человека, стремящегося к озарению, к раскрытию себя, к бессмертию. А это значит, что прежде всего, чтобы изменить мир в лучшую сторону, мы должны начать с совершенствования самих себя. Свою жизнь нужно строить по принципам природосообразности, разумного потребления, социальной справедливости. Начать нужно с малого: не сорить, бережно относиться к биосферным ресурсам (воде, продуктам питания, лесным массивам, горным ледникам и др.), строить свои отношения с другими людьми на основе подлинной морали.

Духовная эволюция человечества послужит залогом будущего Земли, но возможна она лишь благодаря целенаправленному упорному труду и при условии, что человек со своей деятельностью гармонично впишется в естественную природную среду, в том числе и космическую [1,4].

Автор Дао де Цзин завещал нам свою мудрость: «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его» [2].

Таким образом, согласно философии даосизма, мы не должны по своему произволу менять мироустройство, человечество и Земля неразрывно связаны. В экологическом отношении, даосское учение одним из первых сформулировало идею о взаимозависимости между человеком, растительным, животным миром и окружающей средой. В духовном плане, само понятие «Дао» сводится к следующему: человек служит связующим элементом между землей и небом. И если человечество начинает вырождаться, эта связь нарушается. Земля в таком случае не выживет, что приведет к полной неразберихе в мироздании. Сегодня мы видим, как человечество «вырождается» духовно. Погоня за прибылью становится главной целью существования. Люди изо всех сил стараются заработать как можно больше денег, не замечая ничего вокруг. Нарушается принцип «недеяния», которому учит даосизм. Если бы человечество жило по средствам, а не гналось за сверхприбылью, перед ним не встала бы так остро проблема экологической ситуации на Земном шаре.

Заключение

Человечество пришло к новому этапу развития, на котором масштабное развитие производственных мощностей, быстрый рост населения, отсутствие самодисциплины могут уничтожить хрупкую экосистему планеты. Мы встретились с проблемами современной жизни, с новыми общественными порядками, новым миропредставлением. Именно по этой причине возникло понятие «экологическое мышление». Оно напоминает нам, что мы дети Земли, а не ее хозяева. Земля со своей экосистемой существовала задолго до появления человека, и вполне сможет существовать без нас. Человек же — напротив: без экосистемы планеты не сможет сохранить себя как вид.

Философия даосизма учит людей снова воспринимать себя как часть окружающей природы. Необходимо относиться к природе, как к собственному дому, а не как к источнику ресурсов, из которого нужно «выжать все соки». С развитием технологий и науки у человечества появилась возможность ставить грандиозные цели и самое главное достигать их. И очень правильно, что постепенно экологическое мышление охватывает развитые страны.

Для того, чтобы жить в нашем общем доме, мы должны выработать не только некие общие правила поведения, но и стратегию своего развития. Правила общежития носят в большинстве случаев локальный характер. Они сводятся чаще всего к разработке и внедрению малоотходных производств, к очищению окружающей среды от загрязнений, то есть — к охране природы.

Чтобы удовлетворить этим локальным требованиям, нет необходимости в каких-либо сверхкрупных мероприятиях: все решается культурой населения, технологической и, главным образом, экологической грамотностью и дисциплиной местной власти [5].

Природа в миллионы раз совершеннее и «умнее» любых человеческих технологий, и единственный способ отвести грозящую катастрофу — немедленно ослабить, снять, антропо-техногенную нагрузку на природную среду, от которой на Земле страдает все живое, и освободить «законно» принадлежащее Природе место.

 

Литература:

 

  1.      Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 224 с.
  2.      Дао де Цзин. Под редакцией Л. Н. Толстого. — http://taopooh.narod.ru/3/transl.htm
  3.      Прогнозно-аналитический центр Академии Управления. — Сравнительное богословие. Книга 6. Учебное пособие. — М.: НОУ «Академия Управления», 2010 г.
  4.      Козлов В. В. Даосизм о природе человека. Статья: http://psyera.ru/daosizm-o-prirode-cheloveka-73.htm
  5.      Моисеев Н. И. Наука и жизнь, экология в современном мире. Статья: http://www.nkj.ru/archive/articles/10376/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle