Библиографическое описание:

Маммедова Т. Г. Методы формирования знаний о здоровом образе жизни у учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 810-813.



 

Methods of teaching healthy life styleto the primary school students

Tylla Mammedowa (Turkmenistan)

 

Educating healthy generation is one of the strategic goals of the policy of the Esteemed President of Turkmenistan Gurbanguly Berdimuhamedow in the Prosperous epoch of the powerful state. According to the decree of the President of Turkmenistan on May 3, 2013 “National Programme for 2013–2017 in healthy food for the population of Turkmenistan” was adopted.

It is well known from national and international pedagogics that life skills, including healthy life styles has to be tought to the people from early childhood. Our ansectors payed great attention to the developing of healthy food culture to the children. National proverb “Beauty comes from mouth” is a good example of that.

During presentation of the report “Methods of teaching healthy life style to the primary school students” teachers will be given recommendations on using some methods of bringing up healthy life style to the primary school students in Turkmenistan. They can be can be valuable to the collegues from other countries participating in the present international conference. Especially teachers are recommended to use opportunities given by national holidays which are celebrated annually in the country and demonstrate unity of traditional and modern cultural values including healthy life styles values. Teachers are also suggested to use opportunities given by family traditions of bringing up children healthy life style and special parties organised by schools for parents and students.

 

Благодаря глубокому уму Глубокоуважаемого Президента Туркменистана забота о здоровье молодого поколения в нашей стране стал основным направлением нашего государства.

Здоровье — это совокупность физического, психологического и социального благополучия. Здоровье понятие многостороннее и имеет несколько видов: 1) Физическое; 2) Психическое; 3) Социальное; 4) Индивидуальное; 5) Общественное.

Существуют критерии, по которым можно определить степень здоровья человека:

  1. Полное физическое, психическое, социальное благополучие.
  2. Нормальная работоспособность человека.
  3. Отсутствие болезней.
  4. Равновесие организма в системе «природа-человек» (нормальное состояние организма: температура тела, артериальное давление, формула крови)
  5. Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды (адаптация).
  6. Способность полноценно трудиться и общаться с людьми.
  7. Стремление к творчеству.

Есть сфера влияния на здоровье человека, т. е. какие факторы оказывают большое влияние на здоровье человека.

  1. Образ жизни (50 %):

а) Оптимальная двигательная активность.

б) Рациональное питание.

в) Психологический комфорт.

  1. Генетика (25 %) — это наследственные заболевания.
  2. Экология (15 %):

а) Физические факторы (облучение электромагнитными излучениями, естественного или искусственного источника): воздействие аппаратуры, приборы, излучающие электроэнергию, переизбыток солнечного света.

б) Химические факторы: широкое использование химических средств на производстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие, дезинфицирующие, лакокрасочные).

в) Биологические факторы (микроорганизмы). Чтобы избежать возникновения инфекционных заболеваний необходимо соблюдать правила гигиены, гигиены пищи, одежды, жилища.

г) Социальные факторы. Связанные с жизнью общества, один из основных факторов является неуверенность в завтрашнем дне.

Невозможность предсказать события, разрушение: устоев, традиций, обычай, взглядов и т. д.

  1. Медицина (10 %). Качество оказываемых услуг населению. Существуют положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье человека.

Одним из компонентов здоровья является образ жизни. Образ жизни — это тип жизнедеятельности человека направленный на его трудовую деятельность, быт и форму удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Образ жизни содержит в себе три категории:

  1.      Уровень жизни — это экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.
  2.      Качество жизни — это социальная категория, определяющая степень комфорта в удовлетворении материальных, духовных и культурных потребностей человека.
  3.      Стиль жизни — это социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека.

Образ жизни должен быть здоровым.

Ученый В. М. Петровский отмечал: «Здоровый образ жизни — это тип жизнедеятельности человека, который способствует сохранению, укреплению здоровья или комплекс мероприятий направленный на укрепление здоровье»

Ученые выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.

С целью улучшения подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, труду в условиях современного высокоразвитого производства в системе школьного образования за последние годы произведены существенные изменения учебных планов и программ, получили дальнейшее развитие новые методы и средства обучения. Содержание школьного образования приведено в соответствие с современным уровнем науки, требованиями научно-технического прогресса, что нашло отражение в новых программах по всем учебным предметам. У детей, совмещающих обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, ежедневная умственная нагрузка увеличивается в среднем еще на 2 часа. К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашнего заданий, относятся просмотр художественных кинофильмов и телевизионных передач, занятия в кружках технического творчества, занятия музыкой, так называемые спокойные игры (шахматы, шашки), чтение художественной и научно-популярной литературы. При такой большой умственной нагрузке обучающимся должна быть привиты прочные навыки рациональной организации режима труда и отдыха. В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим дня, у него вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей.

Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое.

Еще одним из важных компонентов является рациональное питание (Приложение В, Г). Рациональное питание, прежде всего, подразумевает правильный режим питания. Полноценность питания зависит и определяет физическое развитие, на функциональное состояние организма, работоспособность, утомляемость, настроение, заболеваемость, продолжительность жизни. Время приема пищи должно быть строго определено.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». (Ж.-Ж. Руссо). Чтобы молодое поколение было здоровым, необходимо формировать знания о здоровом образе жизни еще со школьного возраста. Формировать знания у обучающихся о здоровом образе жизни можно разными способами: организовывать день здоровья, викторины, сочинения на тему «Хочу ли я быть здоровым и как этого добиться?», «Что значит быть здоровым?», «Спорт и я», походы в лес, стенгазеты и т. д. Так же для формирования знаний о здоровом образе жизни используют метод проектов. Школьники на уроках по ОБЖ выполняют проекты, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Например, по таким темам как «У врача», «Здоровое питание», «Виды спорта», «Защита окружающей среды» школьники могут выполнять проекты. По теме «У врача» могут быть освещены следующие вопросы: что нужно делать, чтобы не заболеть простудными заболеваниями, как себе помочь при первых симптомах заболевания, какие продукты питания нужно есть при заболевании и т. д. По теме «Здоровое питание» можно составить анкету. По теме «Виды спорта» можно написать сочинение на темы «Мой любимый вид спорта», «Зачем нужно заниматься спортом?», «Я и спорт», «Спорт — долголетие» и т. д. По теме «Защита окружающей среды» можно осветить самые актуальные проблемы экологии. Метод проектов не только формирует знания о здоровом образе жизни, но и помогает детям осознать всю важность поддержания и заботы о своем здоровье. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Метод проектов является более продуктивным методом, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются обучающимися в процессе поиска информации для решения практических задач. Поиск решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность, активность.

В современное время педагоги также используют метод проектов для лучшего усвоения материала школьниками. Нужно не только объяснять ученикам, что такое здоровый образ жизни и зачем он нужен, но и предоставлять возможность детям понять важность здорового образа жизни, при выполнении проекта. Дети хорошо усваивают тот материал, который сами нашли, обработали и выбрали необходимую информацию. Ученики подбирая материал будут запоминать ту информацию, которую они почерпнули для себя и у них сложится понятие необходимости ведения здорового образа жизни. При выполнении проекта обучающиеся углублено узнают о вреде курения, алкоголя, наркотиков и многое другое. Они будут более внимательно относиться к своему здоровью.

Наши предки уделяли особое внимание здоровье и здоровому образу жизни. В наследство они нам оставили множество поговорок и пословиц, с помощью которых можно давать учащимся начальных классов первоначальные правила здорового образа жизни. Например: «Кто не моет перед едой, тот не уважает себя, а тот, кто не моет руки после еды, тот не уважает свой хлеб» и т. п. Охрана здоровья человека заняла особое место в Национальной Программе за 2011–2030 года “Развитие Туркменистана в социально-экономической сфере”. Так как развитие общества и государства напрямую зависит от здоровья его населения. Поэтому глубоко уважаемый Президент Туркменистана неоднократно твердил о том, что наша задача дать поддержку здоровьеохранению, и формированию здорового образа жизни среди граждан.

Важным условием сохранение здоровья населения, формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является правильное и здоровое питание. В книге Глубокоуважаемого Президента Туркменистана “Щедрая скатерть” широко раскрываются национальные правила здоровогопитания. Уделять особое внимание здоровью был обьязательным условием туркменской скатерти. В течении многовековой истории наш народ усовершенствовал культуру питания. Питание соответствовал физиологическим нормам и экологическим требованиям.

В эпоху процветания и счастья дальнейшее усовершенствование методов формирования здорового образа жизни зависит от учителей начальных классов. Так как, привитое в детстве навыки, как сказали наши предки: “будто на камне начертаны”. В начальных классах навыки здорового образа жизни можно привить на уроках физкультуры и ОБЖ, на праздничных мероприятиях широко отмечаемых в нашей стране как Праздник жатвы, день туркменской дыни, праздник добрососедства, на месячнике посвященном здоровью (который отмечается каждый год в сентябре), на празднике посвященном Всемирному дню здоровья (7-го апреля), а также путем ознокомления семейного воспитания учащихся, путем проведения со старейшинами “вечеров советов” и т. д.

 

Литература:

 

  1.      Апанасенко, Г. Л. Здоровый образ жизни [Текст]/ Г. Л. Апанасенко. — М., 1988. — 56с.
  2.      Байер, К. Л. Здоровый образ жизни [Текст]/ К. Л. Байер, Л. М. Рубин. — М.: Мир, 1999. — 368с.
  3.      Бураков, С. М. Здоровье детей — общая забота [Текст]/ С. М. Бураков. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — С.15–20.
  4.      Горцев, Г. Л. Основы здорового образа жизни [Текст]/ Г. Л. Горцев, Л. Т. Тимофеев. — М.: Вече, 2001. — 61с.
  5.      Дивин, Г. В. Формирование здорового образа жизни у школьников [Текст]/ Г. В. Дивин, Д. А. Изуткин. — М.: Просвещение, 1996. — 48с.
  6.      Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни [Текст]/ Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. — М., 1997. — С.41–45.
  7.      Чеснокова, Т. Р. Метод проектов. Нужен ли он? [Текст]/ Д. К. Чеснокова. — М., 2000. — С.43–47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle