Библиографическое описание:

Ганаева Е. Э. Теоретико-методологические основы исследования этнополитики и государственной безопасности в пограничном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 668-671.



 

Исследование проблем государственной безопасности Российской Федерации невозможно без глубокого и всестороннего понимания ее особенностей в пограничном пространстве, так как больше половины субъектов федерации являются приграничными. Многонациональность же России в целом и, соответственно, этническое многообразие ее пограничного пространства обусловливает целесообразность исследования государственной безопасности Российской Федерации в этнополитическом аспекте.

Современный мировой порядок характеризуется противоречивыми политическими процессами и явлениями, которые часто имеют глобальный масштаб и отличаются многомерностью содержания. Наиболее могущественные акторы геополитических процессов заинтересованы в неспособности отстаивания своих интересов остальными участниками международных отношений. При этом конституционный строй государств становится предметом посягательств как извне, так и со стороны внутренних деструктивных сил. Урон социально-политической стабильности современных стран наносят межэтнические конфликты и религиозные противоречия. Обостряется межцивилизационная вражда, рушатся политические режимы, возникают военные конфликты, изменяются государственные границы — таковы реалии наступившего XXI века.

Для России отмеченные процессы особенно значимы. Этнополитические конфликты в пограничном пространстве Российской Федерации, значительное нарастание потенциала религиозного экстремизма в отдельных приграничных регионах, стимулирование зарубежными политическими силами процессов политизации этничности в ряде субъектов федерации дестабилизируют межнациональное единство российской нации, посягают на суверенитет, территориальную целостность и основы конституционного строя России. [1,с.274]

Рост угроз Российскому государству в этнополитической сфере потребовал современного переосмысления проблем государственной безопасности. Возникла также необходимость уточнения особенностей ее обеспечения в пограничном пространстве Российской Федерации, которое в постсоветский период стало наиболее нестабильной в этнополитическом аспекте территорией. С утратой же иллюзий 1990-х годов о международной разрядке и стремлении западных государств к интеграции на равных с правопреемницей СССР — Российской Федерацией у российского народа вернулось понимание важности национального развития на основе интересов Отечества. Но данное развитие возможно, как считают многие ученые и политики, только в условиях безопасности. [2,с.61]

Во-первых, с учетом проявившихся за два десятилетия посягательств на политический строй России и попыток игнорирования деструктивными силами конституционных основ жизнедеятельности российской нации в политологии и общественно-политической практике вновь востребовано понятие «государственная безопасность». Оно перестало восприниматься как архаизм «советской эпохи» и стало неотъемлемым сегментом сферы национальной безопасности, что детерминировало совершенствование форм и методов соответствующей деятельности российских спецслужб и обусловило развитие политических механизмов обеспечения государственной безопасности.

Обозначились и новые направления политологических исследований, нацеленные на интеграцию термина «государственная безопасность» в понятийно-категориальный аппарат теории национальной безопасности. [3, с.98]

Во-вторых, осознание социальной потребности в научной проработке проблем государственной безопасности, по мнению экспертов, «обусловливает необходимость научного анализа национальных ценностей и жизненно важных интересов не только государства, но личности, социальных общностей и общества в целом, а также оценки и прогнозирования реальных и потенциальных угроз этим интересам в изменившемся мире и в изменившихся внутренних факторах политической деятельности» [4, с.411]. Поддерживая этот тезис, считаем целесообразным обратить внимание на ряд пространственных, этнических, религиозных и др. особенностей России и их метаморфозы, происходящие в современных геополитических условиях, что побуждает исследовать государственную безопасность как политическую категорию применительно к социально-пространственному аспекту пограничной сферы.

В интересах определения возможностей укрепления государственной безопасности Российской Федерации, правомочно нацелить исследование на выявление характера воздействия на нее этнополитических факторов, присущих пограничному пространству. Неслучайно в России противодействие «проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории» нормативно определено как одна из задач приграничного сотрудничества. При этом среди основных факторов, характеризующих «приграничные территории Российской Федерации», выделяются этнополитические особенности и особенности обеспечения на «приграничных территориях» национальной безопасности, а развитие системы ее обеспечения на «приграничных территориях» является приоритетом стимулирования развития их самих [5, с.357].

В-третьих, Российская Федерация обладает самыми протяженными в мире границами. Соответственно площадь приграничных территорий страны также беспрецедентна. При этом состояние государственной безопасности Российской Федерации складывается в этносоциальных условиях, которые обладают различающимися характеристиками внутри страны и в ее пограничном пространстве. Например, анализ распределения по территории страны ее самой многочисленной этнической группы, показывает, что если в среднем русские составляют 77,7 % от всей численности населения страны, то в пограничном пространстве данный показатель ниже (69,5 %). Доля русского населения в приграничных субъектах федерации, созданных по национальному основанию (в среднем 39,2 %) значительно ниже, чем во внутренних субъектах федерации, созданных по тому же основанию (в среднем 52,6 %). [6,с.88]

Следовательно, достижение равных этнополитических условий обеспечения государственной безопасности и во внутренних, и в приграничных регионах России маловероятно. Этим обусловлено, например, нормативное выделение в качестве одного из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму «обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских организаций» [7, с.80]. Таким образом, востребованы такие подходы к обеспечению государственной безопасности Российской Федерации в условиях полиэтничности пограничного пространства, которые бы учитывали его этнополитические отличия.

В-четвертых, Россия граничит с восемнадцатью странами, имеющими между собой политические, экономические, этнические и др. различия. Существенно разнится историко-политический опыт взаимодействия с ними Российского государства. Специфичны и неоднозначны отношения многонационального народа России с нациями и отдельными этническими общностями сопредельных государств. При этом глобализация, стирая информационные, экономические, религиозные, культурные и др. границы, способствует обострению этнополитических проблем в пограничном пространстве Российской Федерации.

Геополитические соперники России с целью дестабилизации социально-политической обстановки в стране усиливают экономическое, политическое, военное, информационное давление на нее. В реализации своих интересов они нередко опираются на этнополитические противоречия внутри России, что создает широкий спектр внешнеполитических факторов государственной безопасности Российской Федерации. Их необходимо исследовать и учитывать. [8,с.100]

В-пятых, пограничное пространство Российской Федерации уникально по ряду социальных параметров. Единство российской нации не исключает многообразия составляющих еѐ социальных групп по этническим, демографическим, религиозным, сословным и др. показателям. Население приграничных территорий по ряду объективных и субъективных причин подвержено дифференцирующим признакам в большей степени, чем во внутренних регионах страны, что детерминирует формирование нередко противоположных (в том числе этнополитических) интересов, а это не может не оказывать влияния на государственную безопасность. Специфика указанного влияния, характер его проявления на различных участках государственной границы, выявление его взаимосвязей с широким спектром современных политических, экономических, религиозных и др. процессов нуждаются в постоянном мониторинге и учёте в деятельности субъектов обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. [9,с.58]

В-шестых, этносоциальное многообразие приграничных субъектов федерации обусловливает необходимость политологического анализа присущей им специфики государственной безопасности Российской Федерации в интересах определения возможностей совершенствования ее обеспечения. Таким образом, масштаб пограничного пространства Российской Федерации и особенности, протекающих в нём этнополитических процессов, должны учитываться при принятии политических решений по недопущению посягательств на суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность и конституционный строй России со стороны внешних и внутренних деструктивных сил, нейтрализации существующих и предотвращении потенциальных угроз государственной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Анализ массива научных трудов, раскрывающих различные аспекты проблематики данного исследования, позволяет автору сформулировать ряд положений.

Во-первых, наличие неоднозначных подходов к определению понятия «государственная безопасность» говорит о существовании определенного теоретико-методологического плюрализма. Обширная теоретическая база способствует свободе методологического выбора и поиску новых решений в исследовании государственной безопасности применительно к специфическим областям еѐ существования. Следовательно, расширение пределов научного анализа понятия «государственная безопасность» с конкретизацией в этнополитической сфере пограничного пространства, способно выявить его специфичные черты и обогатить содержание.

Во-вторых, несмотря на наличие определенного количества научных трудов и нормативных документов, определяющих пределы пограничного пространства, четкого политологического содержания данного понятия не выявлено. Вместе с тем, в связи с неоднозначным развитием этнополитических процессов в ряде приграничных регионов России, которое в современных условиях нередко создает предпосылки для нанесения ущерба ее государственной безопасности, необходимо сформировать единый подход к определению понятия «пограничное пространство» в контексте политической науки. Его политологическое обоснование и нормативно-правовое закрепление позитивно скажется на нейтрализации деструктивных этнополитических процессов в приграничных субъектах федерации, когда возникает необходимость установления в них пределов действия специальных режимов обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, обилие исторических трудов, описывающих особенности расширения российской территории, изменения подходов к обеспечению еѐ безопасности, трансформацию государственного управления, динамику этнического состава населения пограничного пространства Российского государства, предоставляют массив ценнейших научных сведений для анализа сложившихся подходов к обеспечению государственной безопасности с учетом полиэтничности приграничья. В этой связи опыт обеспечения государственной безопасности в условиях полиэтничности пограничного пространства Российского государства требует дальнейшего изучения и учета.

В-четвертых, за время, прошедшее с момента распада СССР, в ряде сопредельных с Россией стран успели сформироваться новые этнические, религиозные, политические, экономические и др. обстоятельства, оказывающие заметное влияние на состояние их государственной безопасности, что не могло не найти отражения в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Многие из них отличаются неординарными взглядами на этнополитику и соответствующие политические отношения на приграничных территориях. Но системное представление о взаимосвязях национального состава приграничных регионов, политической практики и государственной безопасности полиэтничных стран в трудах современных политологов не отражено. При этом в постсоветский период негативные события в этнополитической сфере часто создавали угрозы безопасности и России, и сопредельных с ней стран. Поэтому анализ таких относительно похожих процессов необходим для снижения уязвимости государственной безопасности в условиях полиэтничности пограничного пространства Российской Федерации.

Все это определяет необходимость фундаментального политологического осмысления как самого понятия «государственная безопасность в пограничном пространстве», так и взаимосвязей его содержания с этнополитическими особенностями приграничных регионов России, которые могут быть использованы деструктивными политическими силами для нанесения ущерба государственной безопасности Российской Федерации. В контексте современных политологических подходов подобных исследований ранее не проводилось.

 

Литература:

 

  1.    Пирумов В. С. Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: мат. Всерос. науч. конф. (Москва, 4 декабря 2009 года). — М.: Научный эксперт, 2010. — С. 273–284.
  2.    Диденко А. В. Концептуальные основы национальной безопасности Российской Федерации: монография. — М.: ПА ФСБ России, 2010. — 177с.
  3.    Ирошников Д. B. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности (теоретический аспект): Дис. … канд. юр. наук. — М., 2011. — 281с.
  4.    Бидова Б. Б.Некоторые аспекты обеспечения национальной безопасности на региональном уровне //Молодой ученый. 2014. № 19. С. 410–412.
  5.    Бидова Б. Б.Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа //Молодой ученый. 2012. № 12. С. 356–358.
  6.    Буркин А. И., Возжеников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов /под ред. А. В. Возженикова. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 109с.
  7.    Малин А. С. Содержание понятия «безопасность» //Вестник Академии военных наук. — 2007. — № 4. — С. 77–82.
  8.    Аксенов В. С. Проблемы внутренней безопасности России в ХХI в. — М.: Экономика, 2010. — 199с.
  9.    Басаев В. А. Факторы, детерминирующие совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. — 2012. — № 6. — С. 57–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle