Восприятие религиозного экстремизма в общественном сознании россиян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Ганаева, Е. Э. Восприятие религиозного экстремизма в общественном сознании россиян / Е. Э. Ганаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 666-668. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25173/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе, связанные с трудными и неоднозначными процессами в экономике, социально-политической и духовной сфере, сопровождаются определенными центробежными тенденциями, гипертрофированием -действительных или мнимых — национальных интересов. Тому есть ряд причин — исторических и современных, экономических и социально-политических. Серьезно сказывается и активизация амбициозной, а порою и преступной местной элиты, которая национальные и конфессиональные факторы использует в борьбе за власть, этнические и региональные привилегии, в конечном счете — за материальные, имущественные интересы.

На первое место среди причин возникновения религиозного экстремизма жители России поставили бедность и плохие социальные условия. Для удобства их следует сгруппировать по содержательному признаку, выделив национально-этнические, политические и собственно духовно-религиозные.

Среди национально-этнических причин ведущее место респонденты религиозных групп отвели деятельности экстремистских националистических группировок. Значительная часть опрошенных назвала также наплыв мигрантов и противоправную деятельность «торговых диаспор», этническую преступность и преобладание в числе олигархов лиц нерусского происхождения. Примечательно, что лишь небольшая доля опрошенных среди национально-этнических причин религиозного экстремизма указала на «голос крови», ощущение своей этнической принадлежности. Среди политических причин наиболее значительный показатель имеет использование провокаций в политической борьбе, которое назвала почти треть респондентов. Вместе с тем, такую причину, как «популистские действия» и «высказывания отдельных политиков» население оценивает менее угрожающе. Сравнительно невелик удельный вес тех, кто к причинам религиозного экстремизма относит «деятельность зарубежных агентов влияния». [1, с. 155]

Из причин собственно духовно-религиозного и идеологического характера более половины россиян указывает лишь на «распространение экстремистской литературы» и «размещение экстремистских сайтов в Интернете». [2, с. 190] Другие причины духовно-религиозного блока не имеют значительного числа сторонников. Следует отметить, что остро стоящая в современной России проблема деятельности иностранных миссионеров и распространения новых религиозных движений деструктивного характера в общей шкале причин религиозного экстремизма занимает лишь пятое место. Глубокая религиозность, также не воспринимается населением в качестве причины религиозного экстремизма.

Таким образом, главные причины возникновения религиозного экстремизма в массовом сознании россиян помещаются в социально-экономическую и политическую плоскости, которые приобретают особую остроту, проявляясь в межнациональных противоречиях. Отдельно стоит вопрос о вероятной связи между религиозными течениями и возможным потенциалом их экстремистской деятельности. Подавляющее большинство россиян в качестве потенциальных экстремистов в наибольшей степени воспринимает приверженцев ислама. На ответах респондентов в данном случае сказались не только военный конфликт на Северном Кавказе и террористические акты в российских городах, связанные с действиями сторонников так называемого «радикального ислама», но и соответствующие международные события (активизация «Евразийской дуги нестабильности») [3, с. 354].

На втором месте по распространенности экстремистских настроений воспринимаются неверующие, что также вполне естественно в условиях агрессивного давления секулярной субкультуры, враждебной традиционным духовно-религиозным ценностям, носителями которой выступают приверженцы безрелигиозного мировоззрения. Последователей других религий, в том числе представляющих вероисповедные меньшинства, носителями экстремистских настроений считает ничтожно малая часть респондентов во всех религиозных группах. Это открывает путь к их конструктивному взаимодействию и солидарности в противостоянии не только религиозному экстремизму как таковому, но и его проявлениям, провоцирующим его деструктивным тенденциям в духовной сфере.

Таким образом, политика, направленная на налаживание эффективного сотрудничества православных и мусульман, как представителей религий большинства, и противодействия попыткам его разрушения со стороны субъектов религиозной экстремистской деятельности, должна иметь в качестве приоритетных задач преодоление не только исламофобии в православной среде, но и антиправославных предубеждений среди мусульман.

Одновременно, признание частью респондентов возможности насильственных действий в отношении иноверцев не всегда свидетельствует об их экстремистских наклонностях. Учет вероучительных особенностей по проблеме насилия в разных религиях, равно как и конкретной позиции приверженцев тех или иных конфессий по данному вопросу, позволит более полно использовать их позитивный потенциал в деле противодействия религиозному экстремизму.

Проблемы миссионерства и прозелитизма приобрели актуальность в 1990-е годы в связи с активизацией на территории России деятельности иностранных миссионеров и появлением значительного числа религиозных новообразований зарубежного и отечественного происхождения.

Миссионерство трактуется как своего рода «свидетельство о вере» -желание раскрыть ее положительный смысл перед неверующими и иноверцами104. Прозелитизм же рассматривается как стремление изменить религиозный выбор человека посредством далеко не всегда правдивой пропаганды с использованием средств нерелигиозного характера (обман, подкуп, шантаж и др.). [4, с. 411] Однако в практике современной религиозной жизни России оба явления различить довольно трудно, особенно если речь идет о представителях религиозных течений, исторически чуждых российским традициям и цивилизационной специфике.

В данном случае «свидетельство о вере» нередко перерастает в психологическое насилие в отношении тех, кто отказывается от навязываемого ему религиозно-мировоззренческого выбора, и вполне подпадает под определение религиозного экстремизма.

Подчас такого рода миссионерско-прозелитистская деятельность используется антироссийскими силами как средство целенаправленного разрушения духовного пространства российской цивилизации и направляется против традиционных российских религий. А это, в свою очередь, вызывает ответное противодействие представителей религиозного большинства, которое в условиях правового вакуума и бездействия правоохранительных органов также может приобрести экстремистский характер.

Особую остроту проблемы миссионерства и прозелитизма приобретают в условиях утверждения свободы совести, когда вероисповедание и религиозная принадлежность человека «по факту происхождения» перестают совпадать. Так, представители исторически неправославных народов (мусульманских, иудейских, буддийских) могут принять православие, а русские люди — сделать религиозный выбор в пользу неправославных религий, что тоже становится причиной межрелигиозных конфликтов, способных принять характер религиозного экстремизма.

Следует отметить, что представители всех религиозных групп, кроме буддистской, в подавляющем большинстве выражают отрицательное отношение к возможности смены религиозной принадлежности близким родственником, но лишь небольшая часть из них готова к насильственным действиям для недопущения этого. Следует подчеркнуть, что гораздо более непримиримой становится позиция россиян, когда речь идет не просто о смене вероисповедания близким родственником, а о его религиозном выборе в пользу деструктивного религиозного движения. [5, с. 44]

Таким образом, можно сделать вывод, что абсолютное большинство приверженцев исторически существующих в России религий лишь в незначительной мере восприимчиво к воздействию назойливого миссионерства представителей новых религиозных движений деструктивного характера, при доминирующей позиции уклонения от контакта с миссионерами деструктивных культов, определенная часть верующих респондентов все же предполагает его допустимость, что, впрочем, совсем не означает возможности их вовлечения в это религиозное течение. Нам представляется необходимым отметить, что не для всех верующих характерны достаточное знание вероучения своей религии, мировоззренческая четкость и непротиворечивость воззрений. Поэтому они подчас оказываются беззащитными перед духовной агрессией новых религиозных движений, проигрывая их последователям в глазах колеблющихся между верой и неверием или внеконфессионально религиозных лиц, которые составляют основной резерв пополнения этих движений.

Вместе с тем ориентация исключительно на изоляцию от любых контактов с миссионерами не всегда может играть позитивную роль в ходе противодействия религиозной экстремистской деятельности. Однако лишь незначительная доля представителей традиционных религий России ощущает себя способной к идейному отпору в ходе открытой дискуссии с миссионерами, как правило, в этом плане хорошо подготовленными. [6, с. 194]

Следует также отметить, что к наиболее социально опасным относятся новые религиозные течения, в практической деятельности которых одновременно проявляются физическое и психическое насилие, финансовые махинации и коррупционные связи. Здесь на первое место по степени общественной опасности необходимо поставить деструктивные религиозные организации сатанинской направленности. Вместе с тем ряд религиозных течений отечественного и зарубежного происхождения, чья деятельность не получила столь широкой огласки и носит скрытый характер, не включается респондентами в число наиболее угрожающих безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, в общественном сознании россиян основным проявлениям религиозного экстремизма считается религиозно мотивированные терроризм и подрывная антигосударственная деятельность, а также призывы к насильственным действиям в отношении приверженцев иных религий и мировоззрений.

Можно констатировать, что главные факторы, способствующие возникновению религиозного экстремизма, лежат в социально-экономической и политической плоскости, которые приобретают особую остроту, проявляясь в межнациональных противоречиях. Отношение к этносу же в «чистом» виде («голос крови») в качестве первостепенного фактора оказывает незначительное влияние. Явления собственно религиозно-идеологического характера (кроме распространения религиозной информации) в качестве причин религиозного экстремизма также имеют периферийное значение. Религиозно-мотивированное насилие, как с целью защиты, так и распространения своей религии, не поддерживается большинством россиян. [7, с. 133]

Абсолютное большинство приверженцев исторически существующих в России религий лишь в незначительной мере может быть восприимчивым к миссионерскому воздействию, как иностранных проповедников, так и представителей новых религиозных движений деструктивного характера. В то же время, при отстаивании своих интересов наши сограждане стремятся избрать изоляционно-оборонительную позицию.

Данные положения свидетельствуют о необходимости выработки политики противодействия религиозному экстремизму, адекватной реальному положению вещей и соответствующей общественным ожиданиям.

 

Литература:

 

  1.    Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. — 2002. — № 3 (9). — С. 155–161.
  2.    Агаджанян Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. Уголовное право в схемах и определениях (общая часть). — Кисловодск, 2015. — 296с.
  3.    Бидова Б. Б. Исламский радикализм: анализ подходов и угроз //Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 353–355.
  4.    Бидова Б. Б. Некоторые аспекты обеспечения национальной безопасности на региональном уровне //Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 410–412.
  5.    Бидова Б. Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма //Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. — 2013. — № Специальный выпуск 2. — С. 40–46.
  6.    Логинов А. В. Власть и вера. Государство и религиозные институты в истории и современности // Большая Российская энциклопедия. — М., 2005. — 547с.
  7.    Митрохин Л. Н. Религия и терроризм. Терроризм и религия. — М.: Наука, 2005. — 281с.
Основные термины (генерируются автоматически): религиозный экстремизм, деструктивный характер, причина, близкий родственник, духовная сфера, незначительная мера, особая острота, политическая плоскость, религиозная экстремистская деятельность, религиозный выбор.


Похожие статьи

Социально-экономические и политические причины...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления.

Социально-экономические и политические причины...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления.

Религиозный экстремизм: истоки и тенденции возникновения

Религиозный экстремизм — не исключение. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть абсолютно разными: религиозными, политическими, социальными и др.

Религиозный экстремизм: истоки и тенденции возникновения

Религиозный экстремизм — не исключение. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть абсолютно разными: религиозными, политическими, социальными и др.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской...

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность, традиционное общество, противоправная деятельность.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской...

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность, традиционное общество, противоправная деятельность.

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Так, религиозные деятели, обосновывали религиозными причинами захватнические войны.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности.

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Так, религиозные деятели, обосновывали религиозными причинами захватнические войны.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм. По форме этот экстремизм является духовно-религиозным.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм. По форме этот экстремизм является духовно-религиозным.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

Исторические предпосылки религиозного экстремизма

Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе, связанные с трудными и неоднозначными процессами в экономике, социально-политической и духовной сфере...

Исторические предпосылки религиозного экстремизма

Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе, связанные с трудными и неоднозначными процессами в экономике, социально-политической и духовной сфере...

Религиозный экстремизм: концептуальное понятие

В настоящее время религиозный экстремизм, наряду с другими формами «экстремального» поведения — политический, националистический экстремизм используется радикальными группировками для достижения господства в религиозной сфере и в экономике, и в политике.

Религиозный экстремизм: концептуальное понятие

В настоящее время религиозный экстремизм, наряду с другими формами «экстремального» поведения — политический, националистический экстремизм используется радикальными группировками для достижения господства в религиозной сфере и в экономике, и в политике.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления. Понятие и причины экстремизма среди молодежи.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления. Понятие и причины экстремизма среди молодежи.

Похожие статьи

Социально-экономические и политические причины...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления.

Социально-экономические и политические причины...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления.

Религиозный экстремизм: истоки и тенденции возникновения

Религиозный экстремизм — не исключение. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть абсолютно разными: религиозными, политическими, социальными и др.

Религиозный экстремизм: истоки и тенденции возникновения

Религиозный экстремизм — не исключение. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть абсолютно разными: религиозными, политическими, социальными и др.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской...

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность, традиционное общество, противоправная деятельность.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской...

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность, традиционное общество, противоправная деятельность.

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Так, религиозные деятели, обосновывали религиозными причинами захватнические войны.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности.

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Так, религиозные деятели, обосновывали религиозными причинами захватнические войны.

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм. По форме этот экстремизм является духовно-религиозным.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм. По форме этот экстремизм является духовно-религиозным.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

Исторические предпосылки религиозного экстремизма

Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе, связанные с трудными и неоднозначными процессами в экономике, социально-политической и духовной сфере...

Исторические предпосылки религиозного экстремизма

Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе, связанные с трудными и неоднозначными процессами в экономике, социально-политической и духовной сфере...

Религиозный экстремизм: концептуальное понятие

В настоящее время религиозный экстремизм, наряду с другими формами «экстремального» поведения — политический, националистический экстремизм используется радикальными группировками для достижения господства в религиозной сфере и в экономике, и в политике.

Религиозный экстремизм: концептуальное понятие

В настоящее время религиозный экстремизм, наряду с другими формами «экстремального» поведения — политический, националистический экстремизм используется радикальными группировками для достижения господства в религиозной сфере и в экономике, и в политике.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления. Понятие и причины экстремизма среди молодежи.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки...

Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления. Понятие и причины экстремизма среди молодежи.

Задать вопрос