Библиографическое описание:

Жадан В. Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 683-689.

В статье рассматриваются некоторые вопросы о международном терроризме как угрозе для мирового сообщества на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства, материалов из средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: вопросы, международный терроризм, угроза, мировое сообщество, международные правовые акты, российское законодательство, материалы, анализ, подходы.


 

Перед мировым сообществом в XXI веке возникают различные международные проблемы, которые связанны с загрязнением окружающей среды, изменением климата, распространением оружия массового поражения, морским пиратством, различного рода эпидемиями и заболеваниями людей и т. д. К числу не менее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом, относится и международный терроризм.

Вопросам анализа терроризма как сложного социально-политического и общественно опасного явления в мире, правовой характеристики международно-правовых преступлений, связанных с терроризмом, а также сотрудничества государств и организаций по противодействию международному терроризму, посвящено немало публикаций [8], что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной проблемы.

Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы, характеризующие международный терроризм как угрозу для мирового сообщества.

Исходя из предмета исследования закономерны следующие вопросы: что понимается под терроризмом; как определяется в международном праве терроризм; какие имеются международные и российские правовые акты по противодействию терроризму; какие международные организации координируют борьбу с терроризмом; как классифицируется терроризм; чем отличается международный терроризм от других видов преступлений; каковы причины международного терроризма; как Россия участвует в борьбе с международным терроризмом? На многие из указанных вопросов имеются научные работы, что не мешает автору высказать свое мнение.

С каждым годом акты терроризма (террористические акты) становятся более организованными и более жестокими по отношению к гражданскому населению. Террористы используют в своих актах различного рода взрывчатые вещества и материалы, современное оружие и боеприпасы т. д. При этом террористические организации тщательно скрывают свою деятельность, и в связи с этим функционирует система фирм, фондов и банков в качестве прикрытия. Также эти организации имеют свои лагеря подготовки новых террористов, подпольные медицинские базы для прохождения лечения и склады, где хранят оружие и боеприпасы, взрывчатые вещества, обмундирование, медикаменты и другое снаряжение.

Автор разделяет научный подход, что, несмотря на значительное количество международных правовых актов (по оценкам специалистов имеется 27 глобальных и региональных соглашений) и международных организаций и органов, осуществляющих координацию борьбы с международным терроризма до настоящего времени не выработан универсальный международный правовой акт, который бы однозначно характеризовал это сложное социально-политическое и общественно опасное явление, определял не только понятие, юридически значимые признаки, но и давал точную правовую характеристику, оценку и юридическую ответственность лицам, совершившим эти преступления, а также позволял осуществлять совместные и эффективные действия по борьбе с терроризмом. Противодействие международному терроризму должно стать одной из наиболее важных задач для международных организаций и всех заинтересованных государств мирового сообщества.

К числу основных международных правовых актов, направленных против терроризма относятся: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция Организации Объединенных Наций (далее — ООН) «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Декларация ООН «О мерах по ликвидации международного терроризма» (1994); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999); Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (1999); Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001); Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) [4, с. 301] и другие. Как указывается в специальной литературе, в последнее время на межгосударственном уровне происходит согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, но когда он будет принят неизвестно.

В этой части примечательно принятие 5.12.2015 г. еще одного международного правового акта — Декларации о совместном противодействии терроризму, которая была инициирована Россией на совещании Совета министров иностранных дел стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [5] (далее — ОБСЕ).

Общепризнано, что ведущей в мире организацией, в том числе направляющей борьбу с международным терроризмом, является ООН.На Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН регулярно обсуждаются проблемы борьбы с терроризмом и принимаются соответствующие резолюции. В рамках ООН из числа специализированных организаций наиболее известна роль Международной организации уголовной полиции (Интерпол), а также создан специализированный Контртеррористический комитет (КТК) Совета Безопасности ООН.

Важное место в системе международных организаций и принимающих решения по проблемам борьбы с терроризмом занимает ОБСЕ, как региональная организация по обеспечению безопасности и сотрудничеству, в которой участвуют 57 стран из Европы, Северной Америки и Центральной Азии.

Прежде чем перейдем к анализу общетеоретических положений и проблем терроризма, целесообразно определиться в содержании используемых терминов «терроризм» и «международный терроризм», и чем он отличается от других видов преступлений?

В толковом словаре В. И. Даля термин «терроризм» определяется, как устращивание, устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства [7]. В современном русском словаре синонимов термин «террор» обозначается такими синонимами, как «насилие, «запугивание» и «устрашение». В юридическом словаре «терроризм» (от лат. terror — страх, ужас) определяется, как: 1) в широком смысле политика и практика террора, вид насильственной преступности; 2) насилие в отношении физических лиц или организаций, или угроза его применить, а также уничтожение (повреждение) [7].

В международных правовых актах используется термин «терроризм» и даются различные нормативные определения его понятия. При этом указываются виды и признаки терроризма, а также отмечается, что преследуется в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством государств. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости выработки единого и общепризнанного нормативного понятия «терроризм». Рассмотрение международно-правовых и научных подходов по определения понятия терроризма требует самостоятельного исследования.

В международном праве также дается много определений понятия терроризма и в обобщенном виде определяется как общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, уничтожение или повреждение различных объектов, а также нарушающее или затрудняющее нормальные международные отношения между государствами и их организациями.

Представляет также интерес понятие терроризма, которое дается в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризма» (далее — ФЗ «О противодействии терроризма»), что «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [16].

При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации [12] (далее — УК РФ) определяются преступления террористического характера — террористический акт (ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ) и др. В УказанииГенеральной прокуратуры России № 744/11 и МВД России № 3 от 31.12.2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [13] даются перечни видов преступлений. В перечне № 22 «Преступления террористического характера» определяются деяния указанной категории, уголовно-правовой анализ которых требует самостоятельного исследования.

В свою очередь термин «международный терроризм», как указывается в литературе, стал использоваться только в конце 60-х годов и получил свое распространение в 70–90-е годы XX века. При этом акт терроризма как преступление может быть совершено, как одним лицом против одного или нескольких человек, каких-либо объектов, так и организованной группой лиц либо организованной организацией. Для международного терроризма в современное время совершение этого деяния в одиночку менее характерно.

Следовательно, международный терроризм — это определенная форма (вид) терроризма, который получил свое развитие в конце XX века. Основными целями международного терроризма, как правило, является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, дестабилизация, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить правительство к изменению политики [3]. В современное время международный терроризм, как правило, является политическим и религиозным (выделяют исламистский терроризм).

В международных правовых актах не содержится нормативного определения международного терроризма, а поэтому в научной литературе вопрос о понятии данного вида терроризма относится к числу дискуссионных и общепризнанного определения международного терроризма пока не выработано. Рассмотрение научных подходов по определения понятия международного терроризма требует также самостоятельного исследования.

В тоже время, автором предлагается следующее определение международного терроризма — профессиональная международно-противоправная деятельность отдельных лиц, группы лиц или организации, преследующих свои интересы путем совершения или угрозы совершения насилия против мирного населения, военных или правоохранительных сил либо различных объектов с целью произвольного воздействия на общественное мнение и оказания давления на правительственные структуры.

Представляют практический интерес, отличия международного терроризма от других видов преступлений, которые даются в специальной литературе: во-первых, это подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства; во-вторых, совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства, в связи с этим возникает вопрос о выдаче; в-третьих, террористические акты совершаются против лиц, пользующихся международной защитой; в-четвертых, международный терроризм имеет мощнейшую социальную и экономическую базу, самое современное оружие, оснащение, информационно-психологическое и организационное обеспечение [1].

В международном праве международный терроризм включен в число преступлений международного характера (их еще называют конвенционные), к которым также относятся: международные наркобизнес, фальшивомонетничество, преступления в сфере нелегальной иммиграции и работорговли, незаконный оборот ядерных и химических отходов, захват заложников, пиратство, наемничество и др.

Как классифицируется терроризм, что способствует появлению терроризма и каковы основные причины порождающие международный терроризм?

Общепризнано, что классифицировать терроризм достаточно сложно, так как происходит постоянное изменение и соединение его различных видов и форм. В международном праве терроризм классифицируется по различным основаниям, в том числе:

1. По характеру субъекта его можно подразделить на:

          неорганизованный (индивидуальный) — данный вид террористического акта совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организованная группа. Это достаточно редкое явление в современном мире;

          организованный (коллективный) — самый распространенный вид в современном мире. Он осуществляется по предварительному сговору организованной группой и финансируется, как отдельными организациями и лицами, так и через банки, фирмы и другие формы прикрытия секретными государственными структурами. Примером могут служить: Аль-Каида, Талибан, ХАМАС, Хезболла, ИГИЛ, Джейш аль-Ислам, Джунд аль-Шам, Солдаты Великой Сирии и т. д., которые финансируются не только организациями и лицами, но и используя соответствующие формы прикрытия секретными службами США, Турции, Саудовской Аравии и других стран.

2. По целям терроризм подразделяется на:

          религиозный — данный вид терроризма связан либо с противостоянием одной религии другой, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (данный вид наиболее часто встречается в исламских странах, его называют исламистским терроризмом);

          националистический — он преследует националистические, сепаратистские и национально-освободительные цели;

          социальный — переворот в социальной или же политической системе страны. Примерами данного вида могут служить: анархистский, фашистский, эсеровский и иные виды терроризма. В научной литературе выделяются и другие критерии и классификации терроризма.

В международном праве выделяется и такой вид терроризма, как государственный терроризм. Под государственным терроризмом понимается насилие не только совершаемое государственными силовыми структурами в отношении своего населения (например, незаконное задержание, похищение, пытки и казнь людей без суда и т. д.), но и террористические акты, совершаемые сотрудниками специальных служб других государств либо провокации, насилие и акты противостояния, совершаемые оппозиционными силами против своих граждан и органов власти, поддерживаемые другими государствами. В последнем случае другое государство в лице спецслужб само не участвует в терроризме, а финансирует и поддерживает террористические группировки под видом оппозиционных сил внутри данной страны. Примером может служить поддержка оппозиционных сил в Сирии, которые финансируются секретными службами США, Турции, Саудовской Аравии и других стран.

Как указывается в зарубежных и отечественных средствах массовой информации (далее — СМИ), а также в научных материалах, что еще в конце XX века лидер «Аль-Каида» Усам бен Ладен на основе объединения своей организации с другими террористическими формированиями создал «Мировой фронт джихада». Своими главными целями, помимо борьбы с США и Израилем, эта организация провозгласила поддержку «исламской революции» во всем мире. А конечной целью организации было создание «Объединенного исламского государства» путем поэтапного установления в мире «нового исламского порядка», основанного на верховенстве духовной власти и шариатского права. При этом единственным методом утверждения нового порядка признается вооруженная борьба и прежде всего террористические акты [2].

Общепризнано, что терроризм реже возникает в странах, в которых население живет достаточно благополучно и, в которых меньше проблем и противоречий, в том числе и между различными социальными, национальными и конфессиональными слоями населения в данных государств. Чаще терроризм возникает в странах, в которых общество переживает кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком государстве и обществе возможно возникновение различного рода оппозиционных и экстремистских групп (политических, социальных, религиозных и т. д.).

Как известно данные конфликты и ситуации являются наиболее благоприятными для взращивания насилия, агрессивного поведения и актов терроризма, как внутри государства, так и вне его. Более того проблема терроризма достигает своего пика в период социальных конфликтов, потому что они становятся провоцирующим фактором террористического поведения. В свою очередь не стоит забывать о том, что причиной становления конфликтных ситуаций является переходный период, коренные изменения в политической, социально-экономической и иных сферах общества и государства, а также вмешательство заинтересованных сил из других государств (например, под предлогом демократизации государственного управления в стране, защиты прав и свобод граждан и т. д.).

Ярким примером такой ситуации является кризис в Сирии. При этом с целью свержения легитимного Президента страны Башара Асада 11.11.2012 г. в Дохе (Катар) была создана национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил во главе с лидером коалиции Моазом аль-Хатибом и поддерживаемая суннитскими мусульманскими государствами (Саудовской Аравией, Катар, Кувейтом, Турцией и др.).

Как свидетельствуют факты, террористические акты совершаются в разных странах мира, как в слаборазвитых странах — Афганистане, Ираке, Сирии и др., так и в высокоиндустриальных странах — США, Франции, Израиле и др.

Акты терроризма совершаются и в России, тому примеры, взрывы в московском метро 29.03.2010 г., где погибли 41 человек и 88 человек были ранены; 24.01.2011 г. в московском аэропорту Домодедово террорист-смертник взорвал бомбу, и при этом погибли 37 и 130 человек были ранены; 21.10.2013 г. в Волгограде был взорван рейсовый автобус — погибли 7 человек и 37 ранены; 5.10.2014 г. во время празднования дня города в Грозном террорист-смертник совершил подрыв себя — погибли 5 полицейских и 12 человек были ранены; 31.10.2015 г. в воздушном пространстве Египта (над Синаем) в результате подрыва бомбы, залаженной в багаже пассажиров, потерпел крушение российский самолет, который летел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, и при этом погибли 224 человека.

На современном этапе развития Российского государства, перед ее обществом, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно остро встают проблемы предупреждения и борьбы с терроризмом, а также совершенствования форм международно-правового сотрудничества и взаимодействия с другими государствами.

На 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (28.09.2015 г.) Президент РФ В. В. Путин в своем выступлении отметил, что «возникший в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вакуум власти привел к образованию зон анархии, которые немедленно стали заполняться экстремистами и террористами. Под знаменами так называемого «Исламского государства» уже воюют десятки тысяч боевиков.Считаем любые попытки заигрывать с террористами, а тем более вооружать их, не просто недальновидными, а пожароопасными» [10].

О борьбе с международным терроризмом говорил Президент РФ В. В. Путин и в Послании Федеральному Собранию РФ (03.12.2015 г.), что «Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации. Мы знаем, что такое агрессия международного терроризма. Россия столкнулась с ней в середине 90-х годов, и наша страна, ее граждане испытали жестокие террористические атаки. Эти трагедии унесли тысячи жизней. Особая опасность для нас исходит от боевиков, которые сконцентрировались в Сирии. Среди них немало выходцев из России, из стран СНГ. Они получают деньги, оружие, накапливают силы. И если окрепнут, победят там, то неизбежно окажутся у нас, чтобы сеять страх и ненависть, взрывать, убивать, мучить людей. И мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах» [6].

В тоже время для деятельности федеральных служб России, осуществляющих противодействие терроризму, как отмечается в литературе, важнейшими направлениями в этой сфере являются [11]: совершенствование нормативной правовой базы, усиление взаимодействия между федеральными органами, увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, и их технической оснащенности, оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм и т. д. На основании Указа Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет (НАК) [14], который координирует деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а Указом Президента РФ от 26.12.2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [15] создаются оперативные штабы для организации планирования применения сил средств по борьбе с терроризмом в морских районах (бассейнах).

В части противодействия терроризму в специальной литературе принято выделять две стратегии борьбы с терроризмом — «консервативную» и «прогрессивную». «Консервативная» стратегия предполагает определенные уступки требованиям террористов (например, выплату выкупа; признание ценностей, поддерживаемых террористами; признание лидеров террористов равноправными членам на переговорах и т. д.), «прогрессивная» — безусловное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, сотрудничающих с государствами в борьбе с терроризмом, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий и др. [9].

В ст. 4 ФЗ «О противодействии терроризма» предусматривается, что Россия «в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями» [16]. Более того Россия в соответствии с ФЗ «О противодействии терроризма» и руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, вправе преследовать, как на своей территории, так и за пределами лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму.

В настоящее время самопровозглашенное «Исламское государство» (организация запрещена в России) практически вытеснило террористическую организацию «Аль-Каиду» с первого места главной угрозы для мирового сообщества.

К борьбе с «Исламским государством» присоединяются все больше заинтересованных государств. Помимо Сирии международному терроризму XXI века противостоят США, Франция и другие страны, а с 30.09.2015 г. к ликвидации «Исламского государства» подключилась и Россия.

По просьбе легитимного правительства Сирии и на основании международного договора между Россией и Сирией, подразделения Воздушно-космических сил и Военно-морского флота России участвуют в уничтожении террористических формирований, члены которой на начальном этапе своей террористической деятельности, взяли название ДАИШ (как самопровозглашенное «Исламское государство») и начали осуществлять военные действия против регулярных войск Сирии и Ирака.

В тоже время, как указывается в СМИ самопровозглашенное «Исламское государство» в виде аббревиатуры по-арабски получило сокращенное название ДАИШ в обиходе спецслужб ЦРУ (США), Моссада (Израиль) и Ми 6 (Англия), а в по-русски — ИГИЛ, т. е. «Исламское государство Ирака и Леванта». Указанные террористические формирования захватили значительную часть территории Сирии и Ирака, терроризируют и убивают население этих стран, совершают похищения и казни иностранных граждан, а также уничтожают исторические памятники мировой культуры.

Как указывалось выше, противостоять терроризму должны все заинтересованные страны мирового сообщества. И в первую очередь путем совершенствования международной нормативной правовой базы, усиления взаимодействия между государственными органами, оказание эффективного воздействия на страны, поддерживающие силовые формы смещения глав государств, идеи насилия и терроризма.

Подводя итог вышеизложенному можно отметить, что международный терроризм на сегодняшний день является одной из наиболее сложных проблем для мирового сообщества. Международный терроризм имеет глобальное распространение, что ставит под угрозу жизнь многих людей, вне зависимости от страны проживания, и только на основе международных правовых актов и решений международных организаций, совместные и скоординированные действия всех заинтересованных государств могут помочь справиться с этим сложным социально-политическим и общественно опасным явлением в мире, затрагивающим жизнь каждого из жителей нашей планеты.

Таким образом, на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства в области противодействия терроризму, материалов СМИ и научных подходов о терроризме, а также авторского понимания рассмотрены некоторые вопросы о международном терроризме как угрозе для мирового сообщества.


 

Литература:


 

  1. Виды преступлений в международном праве — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lesnaya.nethouse.ru/articles/147888 (дата обращения: 02.01.2016).
  2. Добаев И. П. Политические институты исламского мира, идеология и практика / Отв. редактор Ю. Г. Волков. — РнД, Издательство СКНЦ ВШ, 2001. — 80 с. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.studfiles.ru/preview/1907540/page:5/ (дата обращения: 02.01.2016).
  3. Куликов А. Современныймеждународныйтерроризм — ответныемеры // Глобальныйтерроризми международнаяпреступность:Материалы4-гоВсемирногоантикриминальногои антитеррористическогофорума — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/49248 (дата обращения: 02.01.2016).
  4. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. К. К. Гасанова, Д. Д. Шалягина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. — 479 с.
  5. ОБСЕ приняла предложенную Россией декларацию по борьбе с терроризмом — 05.12.2015 — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/defense_safety/20151205/1336149644.html (дата обращения: 02.01.2016).
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/ (дата обращения: 02.01.2016).
  7. Словари и энциклопедии на Академике — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/230/ (дата обращения: 02.01.2016).
  8. См.: Адельханян Р. Признаки террористического преступления по международному праву // Российская юстиция. — 2002. — № 8. — С. 47–48; Гушер А. И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.e-journal.ru/p_euro-st3–3.html (дата обращения: 02.01.2016); Международный терроризм и борьба с ним — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bukvi.ru/pravo/ugolovnoe/mezhdunarodnyj-terrorizm-i-borba-s-nim.html (дата обращения: 02.01.2016) и др.
  9. Стратегия борьбы с терроризмом — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://900igr.net/prezentatsii/obg/Terrorizm/005-Strategija-borby-s-terrorizmom.html(дата обращения: 02.01.2016).
  10.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Текст выступления Президента России Владимира Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.prezidentpress.ru/news/3472-tekst-vystupleniya-prezidenta-rossii-vladimira-putina-na-70-y-sessii-generalnoy-assamblei-oon.html (дата обращения: 02.01.2016).
  11.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Терроризм — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://newfound.ru/dokumenty/terrorizm/ (дата обращения: 02.01.2016).
  12.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 № 441-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  13.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 744/11 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 3 от 31.12.2014 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://docs.cntd.ru/document/420247642 (дата обращения: 02.01.2016).
  14.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 (в ред. от 26.12.2015) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118476/(дата обращения: 02.01.2016).
  15.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664
  16.                                                                                                                                                                                                                                                                                         «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191103/ced4390b030a786258491e2839b76775ca09a6eb/ (дата обращения: 02.01.2016).
  17.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 № 505-ФЗ) «О противодействии терроризму» — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173583(дата обращения: 02.01.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle