Библиографическое описание:

Шнидман Н. А., Батаева И. С., Лихачева Т. П. Россия в сфере международной торговли услугами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 634-639.



 

В данной статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность России, а именно международная торговля услугами. Приводится общая ситуация на международном рынке услуг и положение России на этом рынке. Выделяются некоторые проблемы развития торговли услугами в России и предлагаются варианты их решения.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; ВЭД; услуга; экспорт услуг; импорт услуг; торговля услугами.

 

Одной из наиболее быстро развивающихся сфер экономической жизни на сегодня являются международные экономические отношения. На протяжении долгого времени они существовали как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые не были доступны в определенном географическом сегменте.

Наряду с торговлей товарами и рабочей силой и банковскими операциями мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений.

Хорошо развитый сектор услуг оказывает положительный эффект на экономику страны — она считается конкурентоспособной, способной к росту. Для развитых стран-лидеров характерна именно такая экономика. Следовательно, развитие сферы услуг — критерий экономического роста и благосостояния страны.

Услуга — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений [9].

Важной отличительной чертой торговли услугами от торговли товарами является то, что услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и покупатель этой услуги — это физические или юридические лица — резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.

Согласно статье 2 первой главы Федерального Закона «Об основах государственного регулирования Внешнеторговой деятельности»:

Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона [1].

В Российской Федерации основные положения по государственному регулированию торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

В мире торговля услугами развивается стремительно. Динамику развития международной торговли услугами определяет ряд долговременных факторов экономического развития: научно технический прогресс, все большее потребление населением именно услуг, взаимосвязь многих видов услуг [11].

В апреле 2015 г. Секретариатом ВТО был опубликован ежегодный обзор международной торговли в 2014 г. и перспектив ее развития [11]. Документ содержит предварительные статистические данные по итогам мировой торговли товарами и услугами, а также анализ основных тенденций ее развития в страновом и региональных аспектах.

Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле услугами в 2014 г отражены в таблице 1. Из таблицы 1 также видно, что глобальный экспорт услуг в 2014 г. составил 4,9 трлн долл. и вырос на 4 % по сравнению с предыдущим годом. В 2014 г. рост поставок услуг наблюдается практически во всех регионах мира от 1 % до 6 %. (за исключением зоны СНГ — уменьшение на 8 %). В импорте услуг аналогичная ситуация: в целом по регионам мира рост на 5 % (СНГ — снижение на 4 %).

 

Таблица 1

Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле услугами в 2014 г

Место

Страна — экспортер

Объем, млрд.долл

Доля, %

Изменение к 2013г., %

Место

Страна — импортер

Объем, млрд.долл

Доля, %

Изменение к 2013г., %

1

США

686

14,1

3

1

США

454

9,6

4

2

Великобритания

329

6,8

4

2

Китай

382

8,1

16

3

Германия

267

5,5

5

3

Германия

327

6,9

1

4

Франция

263

5,4

4

4

Франция

244

5,1

6

5

Китай

222

4,6

8

5

Япония

190

4,0

12

6

Япония

158

3,3

19

6

Великобритания

189

4,0

-1

7

Нидерланды

156

3,2

11

7

Нидерланды

165

3,5

8

8

Индия

154

3,2

4

8

Ирландия

142

3,0

16

9

Испания

135

2,8

5

9

Сингапур

130

2,7

0

10

Ирландия

133

2,7

9

10

Индия

124

2,6

-1

11

Сингапур

133

2,7

2

11

Российская Федерация

119

2,5

-5

12

Бельгия

117

2,4

4

12

Республика Корея

114

2,4

4

13

Швейцария

114

2,3

2

13

Италия

112

2,4

4

14

Италия

114

2,3

2

14

Бельгия

108

2,3

4

15

Гонконг

107

2,2

2

15

Канада

106

2,2

-5

16

Республика Корея

106

2,2

3

16

Швейцария

93

2,0

2

17

Люксембург

98

2,0

11

17

Бразилия

87

1,8

5

18

Канада

85

1,7

-4

18

Гонконг, Китай

78

1,6

2

19

Швеция

75

1,5

3

19

ОАЭ

72

1,5

-

20

Дания

72

1,5

2

20

Испания

72

1,5

11

21

Российская Федерация

66

1,4

-5

21

Люксембург

67

1,4

13

22

Австрия

65

1,3

2

22

Швеция

65

1,4

8

23

Тайвань, Китай

57

1,2

12

23

Дания

64

1,4

1

24

Таиланд

55

1,1

-6

24

Австралия

62

1,3

-7

25

Макао, Китай

53

1,1

-1

25

Саудовская Аравия

60

1,3

17

26

Австралия

52

1,1

0

26

Таиланд

53

1,1

-4

27

Турция

50

1,0

9

27

Норвегия

53

1,1

-5

28

Норвегия

49

1,0

1

28

Австрия

51

1,1

3

29

Польша

46

0,9

2

29

Тайвань, Китай

46

1,0

8

30

Греция

42

0,9

14

30

Малайзия

44

0,9

-2

Всего по 30 странам

4059

83,5

-

Всего по 30 странам

3873

81,7

-

Мир в целом

4860

100,0

4

Мир в целом

4740

100,0

5

 

В сфере поставок услуг за последние несколько лет лидеры не изменились (таблица 1): первые позиции заняли США, их экспорт услуг составил 686 млрд долл., что в глобальном экспорте составляет 14,1 %; экспорт услуг Великобритании составил 329 млрд долл., что составляет 6,8 % от глобального; Германия — экспорт услуг составил 267 млрд долл., доля 5,5 %. Среди потребителей услуг на первом месте США- импорт услуг составил 454 млрд долл., удельный вес в мировом импорте равен 9,6 %, на втором — Китай импорт услуг -382 млрд долл., доля 8,1 % и на третьем месте — Германия — импорт услуг составил 327 млрд долл., доля составила 6,9 %.

Что касается России, то торговля услугами развивается довольно быстро, как и во всем мире. Россия находится на 21-м месте по экспорту, который составляет 66 млрд. долл. с долей 1,3 % от общемирового экспорта, и 11-е место по импорту –119 млрд. долл. с долей 2,5 % от общемирового импорта.

Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики [7], на мировых рынках услуг наша страна выступает в роли нетто-импортера (таблица 2), постоянно имея в торговле услугами отрицательный баланс.

 

Таблица 2

Платежный баланс российской федерации (млн дол. США)

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Счет текущих операций

84389

92316

72193

103935

50384

67452

97274

71282

34801

58432

Товары и услуги

104560

123740

106729

157206

95630

120875

163398

145076

123679

134459

Услуги

-11625

-10555

-16718

-20420

-17600

-26120

-33456

-46587

-58259

-55278

Экспорт

28845

35719

43860

57136

45797

49159

58039

62340

70123

65744

Импорт

40471

46273

60578

77555

63397

75279

91495

108927

128382

121022

 

Отрицательный торговый баланс в торговле услугами объясняется недостаточной развитостью в нашей стране многих инфраструктур, слабостью финансовых и подобных организаций. Это ограничивает возможности предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям.

Таким образом, в России сохраняется потребность в импорте некоторых традиционных видов услуг и растет спрос на технологически сложные услуги. Отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, что связано с увеличением масштабов выездного туризма. Доходную часть внешней торговли услугами формируют транспортные услуги, услуги связи (главным образом за счет космических разработок). Сравнительно небольшой экспорт по статье «поездки» является следствием отставания развития в стране соответствующей инфраструктуры — невозможностью предложить иностранному потребителю интересный и лучший сервис [11].

Следует эффективнее использовать сильные национальные конкурентные преимущества, а именно сохраняющийся высокий интеллектуальный, научно-технический и технологический потенциал и огромную, географически выгодно расположенную, обладающую исключительной природной и культурно-историческим прошлым территорию. Это будет создавать благоприятные предпосылки для динамичного развития экспорта транспортных, туристических и других видов услуг.

Для роста экспорта услуг российским экспортерам услуг необходимо расширять круг поставляемых услуг с их ориентацией на новые и наукоемкие виды, повышать конкурентоспособность традиционных услуг, в том числе транспортных и туристических, и активнее внедряться на перспективные рынки услуг [11].

Рассмотрев структуру экспорта и импорта услуг по укрупненным позициям, можно сказать, что она в течение трех лет оставалась устойчивой (рис. 1).

Рис. 1. Структура экспорта услуг (по данным Департамента статистики Центрального банка Российской Федерации)

 

Поступление средств от экспорта наиболее значимой категории — транспортных услуг — составило 20,5 млрд. долларов США. Их удельный вес в общем экспорте услуг равнялся 31,2 %. Экспорт второй по значимости категории (25,4 % совокупного экспорта) — прочих деловых услуг — сложился на уровне 16,7 млрд. долларов США. Расходы, связанные с поездками, составили 11,8 млрд. долларов США (доля равна 17,9 %) [12].

Рис. 2. Структура импорта услуг (по данным Департамента статистики Центрального банка Российской Федерации)

 

Импорт услуг снизился по сравнению с 2013 годом на 7,4 млрд. долларов США до 121 млрд. долларов США (на 5,7 %). В структуре импорта преобладающее положение все также сохранили услуги, регистрируемые в платежном балансе по статье «Поездки». Они составили 50,4 млрд. долларов США, их удельный вес по сравнению с 2013 годом не изменился — 41,7 %. Стоимость второй по значимости категории в структуре импорта — прочих деловых услуг — составила 23,2 млрд. долларов США (доля равна 19,1 %). Транспортных услуг потреблено на 15,4 млрд. долларов США, их удельный вес в совокупном импорте снизился с 13,6 % в 2013 году до 12,7 % в 2014 году [12].

Основными потребителями российских услуг являются страны Европейского союза (около 41 % совокупной стоимости), страны АТЭС (около 13 %), что видно на рисунке 3.

Рис. 3. Экспорт и импорт услуг со странами

 

В географическом распределении основными импортерами российских услуг были резиденты Великобритании, Швейцарии, Соединенных Штатов Америки, Германии, Кипра и др.

Среди стран-поставщиков услуг лидировали Турция, Германия, Великобритания, Финляндия, Нидерланды и др. Внешняя торговля услугами со странами дальнего зарубежья представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Внешняя торговля услугами со странами дальнего зарубежья в 2014 году

 

Таким образом, в 2014 г. Российская Федерация сохранила свои позиции по показателям экспорта услуг (исходя из таблицы 1).

Ведущие международные финансово-экономические организации в 2015 году предсказывают заметное ухудшение позиционирования России на глобальных рынках, что связано с экономическими санкциями и кризисом.

Подводя итоги, можно сказать, что на протяжении нескольких десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

Что касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в 30 крупных стран-участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 2,5 % мирового импорта услуг и 1,3 % мирового экспорта.

Улучшение ситуации в сфере услуг невозможно без модернизации этой сферы, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью страны. Поэтому главной задачей России должна стать работа по ускорению развития сферы услуг: расширять круг поставляемых услуг и активнее внедряться на перспективные рынки.

 

Литература:

 

  1.    Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/.
  2.    Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 n 311-фз (действующая редакция от 13.07.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/popular/custom_new/.
  3.    Приказ Росстата от 02.07.2012 N 373 «Об утверждении и внедрении Классификатора услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД) в систему государственной статистики» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142354/
  4.    «Генеральное соглашение по торговле услугами» (ГАТС/GATS) Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16469
  5.    Международная классификация товаров и услуг [Электронный ресурс]// — Режим доступа — URL: http://www.mktu.info/
  6.    Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]// — Режим доступа — URL: http://www.ved.gov.ru.
  7.    Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]// — Режим доступа — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/.
  8.    Международная экономическая статистика [Электронный ресурс]// — Режим доступа — URL: http://www.statinfo.biz/HTML/M1969F14760L1.aspx
  9.    Хасбулатов Р. И. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Р. И. Хасбулатова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 489 с.
  10. Макаров А., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами / А. Макаров, А. Пахомов // Экономическое развитие России. — 2014,№ 5. — С. 22–29
  11. Спартак А. Н. Перспективные направления участия России в международной торговле услугами/ А. Н. Спартак // Российский внешнеэкономический вестник. — 2015, №
  12. Департамент статистики Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]// — Режим доступа — URL: http://www.cbr.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle