Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йододефицитом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 690 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Ш. У. Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йододефицитом / Ш. У. Ахмедова, Д. А. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25107/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Актуальность. Йод представляет собой микроэлемент питания, является ключевым элементом в регуляции функционирования щитовидной железы, дефицит которого, часто не имеет выраженного характера. Йод с продуктами питания поступает в желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) и быстро всасывается в кровоток. При этом между поступлением йода и его экскрецией с мочой достигается равновесие [2].

Дефицит йода в окружающей среде вызывает развитие йод дефицитных заболеваний, спектр которых очень широк. В очагах эндемии дети и подростки составляют наиболее склонный к поражению зобом контингент населения, которые более подвержены к йододефицитным заболеваниям, отрицательно влияющие на их физическое, интеллектуальное развитие, соматическое здоровье [1, 4]. Наиболее важным действием тиреоидных гормонов (ТГ) в детском возрасте является анаболический эффект. В отличие от других анаболических гормонов ТГ не только и даже не столько контролирует линейный рост, сколько регулируют процессы дифференцирования ткани. Именно под влиянием ТГ дети не только растут, но и созревают, взрослеют[3].

Цель исследования: изучить уровень заболеваемости, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йиододефицитом.

Материалы и методы исследования: обследовано 168 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет, учащиеся средней школы № 288 и № 258 Юнусабадского района г. Ташкента. Проведен осмотр, антропометрическое исследование и психодиагностическое тестирование.

Всем детям проведено определение йода в моче путем церий-арсенитного метода с предварительной обработкой образцов раствором персульфата аммония. Международный комитет по борьбе с йоддефицитными состояниями и ВОЗ выделяют три степени тяжести йоддефицита по медиане уровня йода в моче: 99–55 мкг/л — лёгкая; 49–20 мкг/л — умеренная; менее 20 мкг/л — тяжёлая.

Результаты исследования: результаты показали, что содержание йода в моче у 98 детей (58,3 %) установлены нормативные значения (свыше 99 мкг/л; среднее число — 104,3±1,2 мкг/л), у 67 детей (39,9 %) отмечена легкая степень йодурии (85,6±1,1 мкг/л), причем у 45 из них показателя находились в пределах верхней границы нормы. В 2 случаях (1,2 %) установлена умеренная степень уровня йода в моче, а в 1 — тяжелая (0,6 %) (табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели содержания йода в моче у обследованных детей

Степень тяжести йодурии

Количество обследованных детей

Среднее число (мкг/л)

Абс.

%

Норма

98

58,3

104,3±1,2

Легкая

67

39,9

85,6±1,1

Умеренная

2

1,2

49–45

Тяжелая

1

0,6

18

 

На дальнейшем этапе нами был проведен анализ соматической патологии в 2 группах: основную группу составили 70 детей с йодурией, а контрольную группу составили 98 детей без нарушения содержания йода.

В основной группе отмечалось повышение заболеваний практически по всем основным классам болезней, так в 11,6 раз было больше заболеваний органов дыхания, в 7 раз больше встречались заболевания органов пищеварения, и в 6,4 раз больше было инфекционных заболеваний соответственно по отношению к контрольной группе. Среди бронхо-легочных заболеваний 71,5 % составилОРВИ, среди гастроэнтерологических заболеваний 72,5 % приходилось на функциональные диареи и среди инфекционных заболеваний 76 % составили острые кишечные инфекции, такие как сальмонеллез и дизентерия. Все полученные данные, свидетельствуют, о снижении защитных сил и повышении восприимчивости организма, детей с йододефицитом к различным действиям факторов внешней и внутренней среды.

Одним из наиболее важных показателей отражающее физическое развитие ребенка является рост и вес. Нами был проведен сравнительный анализ роста и веса в группах. Данные, полученные нами, о росте обследуемых детей приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Антропометрические данные обследованных детей

Группы

Показатели

Рост (см)

Вес (кг)

МРИ (кг/м2)

Контрольная

129 2,5

23,82,1

16,80,32

Основная группа

114,64*

18,92,0*

15,50,12*

Примечание: * Р<0,05; достоверность по сравнению с контролем

 

При интерпретации данных таблицы 2 получено следующее: как видно из таблицы в основной группе имеются достоверные отличия по отношению к контрольной группе. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей основной группы наблюдается выраженное замедление в росте.

У детей основной группы отмечается достоверное снижение показателей веса. Полученные данные влияют непосредственно на показатели МРИ, так у всех детей основной группыв той или иной мере регистрируется отставание в физическом развитии.

Как показывают результаты наших исследований, при изучении нервно-психического развития в группах выявлены следующие особенности, представленные в таблице 3, процентные соотношения проявлений нервно-психического развития в исследуемых группах.

 

Таблица 3

Анализ некоторых проявлений нервно-психической сферы у детей дошкольного возраста в условиях йодо- и железодефицита

Проявления

Контрольная группа

Основная группа

%

n

%

n

Снижение памяти

-

-

34

48,6

Нарушение концентрации внимания

2

2

35

50

Не уверенность в себе

4

4,1

39

55,7

Капризность

3

3,1

16

22,9

Гиперактивность

2

2

8

11,4

Эмоционально-волевая сфера (самостоятельность, инициатива)

14

14,3

3

4,3

 

У детей основной группы нарушения нервно-психической сферы выражаются в неуверенности в себе, нарушение концентрации внимания, наиболее выраженной снижением памяти. Неуверенность в себе отмечалась в 4,9 раз чаще в основной группе по отношению к контролю.

Нарушение концентрации внимания в 8,4 раза было больше в основной группе по отношение к контрольной. Аналогичные изменения наблюдались и в снижении памяти, но в контрольной группе оно не регистрировалось.

Наиболее выраженные проявления как капризность, гиперактивность, нарушение концентрации внимания были зарегистрированы в основной группе. Эмоционально-волевая сфера, характеризующаяся самостоятельностью и лидерством (инициатива) была достоверно занижена в 3,3 раза у детей основной группы.

При проведении теста Кеттелла было выявлено, IQ выше 120 баллов не набрал ни один ребенок; IQвыше 110 баллов определен у 75,5 % детей без; IQ> 90 баллов — у 40 % детей с 1-й степенью увеличения ЩЖ и у 24 % детей без ЙДЗ. Более низкий уровень IQ (70<1Q<90) определен у детей с 1-й и 2-й степенью увеличения ЩЖ, что составило 60 % и 100 % (табл. 4).

 

Таблица 4

Уровень IQ у обследованных детей

Уровень IQ

Количество обследованных детей (n=168)

Среднее число (баллы)

Дети без ЙДЗ (n=25)

Дети с ЙДЗ (n=143)

Абс.

%

Абс.

%

Выше среднего (110–119 баллов)

-

-

108

75,5

115,6±1,1

Средний (90–109 баллов)

10

40

35

24,5

102,4±0,9

Ниже среднего (80–89 баллов)

13

52

-

-

85,8±0,8

Низкий (70–79 баллов)

2

8

-

-

70÷72

 

При проведении корреляционного анализа была установлена прямая взаимосвязь показателей интеллектуального развития детей от уровня содержания йода в моче (r=+0,568). Так при легкой степени тяжести йоддефицита регистрировалось интеллектуальное развитие выше среднего, при умеренной степени тяжести йоддефицита в большинстве случаев отмечалась среднее интеллектуальное развитие, а у детей с умеренной и тяжелой степенью тяжести йоддефицита интеллектуальное развитие отмечается ниже среднего.

Таким образом, у детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии. Детям с йоддефицитным статусом трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки, что указывает о необходимость эффективной профилактики йоддефицита и его коррекции препаратами йода, начиная у детей младшего школьного возраста.

Выводы:

  1.             У детей младшего школьного возраста в 41,7 % случаев установлена йодурия, из них у 39,9 % — легкая, а у 1,8 % — умеренная и тяжелая.
  2.             Установлено влияние нехватки йода в организме на соматический, физический и нейропсихологический статус у детей младшего школьного возраста.

 

Литература:

 

  1.    Жуков А. О. Результаты исследования уровня IQ в регионах с различным уровнем дефицита йода. // Российский психиатрический журнал. — 2007. — № 1. — С. 16–21.
  2.    Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Петеркова В. А. Результаты эпидемиологических исследований йододефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль». // «Проблемы эндокринологии». — 2005. -№ 5. — Том 51. — С.32–36.
  3.    Пылова, С. А. Оценка эффективности способов профилактики йоддефицитных состояний у детей препубертатного возраста Республики Карелия // Сборник научных трудов. Под ред. проф. В. И. Пуриня: Издание СПбГПМА, СПб. — 2008. — С. 444.
  4.    Solovjeva S. I., Troshina Е. А., Zhukov А. О. The research of IQ level in school children who live in the regions with iodine deficiency. // 8th European Congress of Endocrinology. — 2006. — Р. 652
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, основная группа, интеллектуальное развитие, контрольная группа, младший школьный возраст, балл, нарушение концентрации внимания, снижение памяти, среднее, нервно-психическая сфера.


Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Задать вопрос