Библиографическое описание:

Ахмедова Ш. У., Алимова Д. А. Оценка интеллектуального состояния детей младшего школьного возраста с йододефицитом // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 315-317.



 

У детей с йододефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии, что указывает на необходимость эффективной профилактики йододефицита и его коррекции препаратами йода, начиная с детей младшего школьного возраста.

 

Дефицит йода в окружающей среде вызывает развитие йоддефицитных заболеваний, спектр которых очень широк. По данным ВОЗ около 1 млрд. человек проживают на йододефицитных территориях и у 200–300 млн. из них выявляется зоб [4, 7]. В очагах эндемии дети и подростки составляют наиболее склонный к поражению зобом контингент населения, они более подвержены  йоддефицитным заболеваниям, отрицательно влияющим на их физическое, интеллектуальное развитие, соматическое здоровье [1, 3].

Содержание йода в моче является прямым количественным показателем текущего потребления йода населением и хорошим биохимическим маркером распространенности йоддефицитных заболеваний в отдельно взятом регионе. Международными организациями по контролю за йоддефицитными заболеваниями рекомендован персульфатный способ обработки образцов мочи при определении йода церий-арсентным методом [2, 4],

Дефицит йода в организме приводит к тяжелым последствиям для здоровья. Особенно чувствительны к недостатку этого микроэлемента дети. На территориях с выраженным дефицитом йода отмечаются высокие уровни мертворождений, перинатальной смертности, а также частоты врожденных пороков развития. Помимо этого, недостаток йода вызывает задержку психического, физического и полового развития, снижение интеллектуальных способностей, приводит к развитию узловых форм зоба и нарушению всех видов обмена веществ [5].

Дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала населения, проживающего в зонах йодной недостаточности, к этому приводит даже умеренный дефицит йода в перинатальном периоде, когда формируется центральная нервная система плода. Показатели умственного развития в этих регионах на 10–15 % ниже таковых в районах без дефицита йода [6].

Умеренная и легкая степень йододефицита реально формирует высокий риск прогрессирующего снижения интеллекта популяции в силу высокой степени биологической значимости йода для структурно-функционального развития мозга [2, 7].

На основании вышеизложенного можно предположить, что изучение данной проблемы является весьма актуальной.

Цель исследования: оценить йоддефицитные состояния и изучить уровень интеллектуального развития детей в младшем школьном возрасте, на примере города Ташкента.

Материалы и методы исследования: обследовано 168 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет, учащиеся средней школы № 288 и № 258 Юнус-Абадского района г. Ташкента.

С целью определения йоддефицитного состояния было обследовано содержание йода в пищевой соли, потребляемой детьми в домашних условиях. Согласно нормативных данных содержание йода в пищевой соли на стадии потребления должно быть 15,0–55,0 мкг/г, что составляет норму, а показатели 0–4,9 мкг/г — недопустимый уровень, 5,0–14,9 мкг/г — недостаточный уровень (УзДСт 1091; 2011).

Всем детям проведено определение йода в моче путем церий-арсенитного метода с предварительной обработкой образцов раствором персульфата аммония. Международный комитет по борьбе с йоддефицитными состояниями и ВОЗ выделяют три степени тяжести йоддефицита по медиане уровня йода в моче: 99–55 мкг/л — лёгкая; 49–20 мкг/л — умеренная; менее 20 мкг/л — тяжёлая.

Проведено исследование интеллектуального развития детей с помощью специального психометрического тестов Кеттелла (тест интеллекта, свободного от влияния культуры (Culture-FairIntelligenceTest, CFIT), форма CF2A(согласно данного теста интеллектуальное развитие (IQ) считается низким при значениях 70–79, при 80–89 — ниже среднего, при 90–109 –среднее. 110–119 — выше среднего, при 120- 129 — высокое, свыше 130 — очень высокое).

Результаты исследования. Результаты показали, что содержание йода в моче у 98 детей (58,3 %) установлены нормативные значения (свыше 99 мкг/л; среднее число — 104,3±1,2 мкг/л), у 67 детей (39,9 %) отмечена легкая степень йодурии (85,6±1,1 мкг/л), причем у 45 из них показателя находились в пределах верхней границы нормы. В 2 случаях (1,2 %) установлена умеренная степень уровня йода в моче, а в 1 — тяжелая (0,6 %) (табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели содержания йода в моче у обследованных детей

Степень тяжести йодурии

Количество обследованных детей

Среднее число (мкг/л)

Абс.

%

Норма

98

58,3

104,3±1,2

Легкая

67

39,9

85,6±1,1

Умеренная

2

1,2

49–45

Тяжелая

1

0,6

18

 

Среди обследованных детей при дальнейшем осмотре увеличение щитовидной железы (ЩЖ) 1 степени выявлено у 13,1 % (22 ребенка), II степени — у 1,8 % (3 ребенка), без увеличения — 85,1 % (143 ребенка) (рис. 1).

Соответствие содержания йода прямо коррелировало со степенью увеличения ЩЖ среди обследованных детей (r=+0,621). Так, при 1-й степени уровень йодурии в среднем составил 76,2±1,3 мкг/л, а при II-й степени — 37,3±0,2 мкг/л. При неувеличенной ЩЖ уровень йодурии составил в среднем 98,6±1,3 мкг/л.

Рис. 1. Частота выявления увеличения ЩЖ при обследовании у детей школьного возраста

 

Уровень йодированной пищевой соли на стадии потребления составил: недопустимый уровень — 3.3 %, недостаточный уровень — 60 %. достаточный — 36 %, что указывает на низкий уровень потребления йодированной пищевой соли среди обследованного контингента.

При проведении теста Кеттелла было выявлено, что IQ выше 120 баллов не набрал ни один ребенок; IQвыше 110 баллов определен у 75,5 % детей без ЙДЗ; IQ > 90 баллов — у 40 % детей с 1-й степенью увеличения ЩЖ и у 24 % детей без ЙДЗ. Более низкий уровень IQ (70<1Q<90) определен у детей с 1-й и 2-й степенью увеличения ЩЖ, что составило 60 % и 100 % (табл. 2).

Таблица 2

Уровень IQ у обследованных детей

 

Уровень IQ

Количество обследованных детей (n=168)

Среднее число (баллы)

Дети без ЙДЗ (n=25)

Дети с ЙДЗ (n=143)

Абс.

%

Абс.

%

Выше среднего (110–119 баллов)

-

-

108

75,5

115,6±1,1

Средний (90–109 баллов)

10

40

35

24,5

102,4±0,9

Ниже среднего (80–89 баллов)

13

52

-

-

85,8±0,8

Низкий (70–79 баллов)

2

8

-

-

70÷72

 

При проведении корреляционного анализа была установлена прямая взаимосвязь показателей интеллектуального развития детей от уровня содержания йода в моче (r=+0,568). Так, при легкой степени тяжести йоддефицита регистрировалось интеллектуальное развитие выше среднего, при умеренной степени тяжести йоддефицита в большинстве случаев отмечалась среднее интеллектуальное развитие, а у детей с умеренной и тяжелой степенью тяжести йоддефицита интеллектуальное развитие отмечается ниже среднего.

Таким образом, у детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии. Детям с йоддефицитным статусом трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки, что указывает на необходимость эффективной профилактики йоддефицита и его коррекции препаратами йода, начиная с детей младшего школьного возраста.

Выводы:

  1.              У детей младшего школьного возраста в 41,7 % случаев установлена йодурия, из них у 39,9 % — легкая, а у 1,8 % — умеренная и тяжелая.
  2.              Увеличение щитовидной железы регистрируется в 14,9 % детей младшего школьного возраста. Соответствие содержания йода прямо коррелировало со степенью увеличения щитовидной железы среди обследованных детей.
  3.              Анализ потребления йодированной пищевой соли установил в 60 % недостаточный уровень ее потребления, что указывает на низкий уровень потребления йодированной пищевой соли среди обследованного контингента.
  4.              У детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии.

 

Литература:

 

  1.    Жуков А. О. Результаты исследования уровня IQ в регионах с различным уровнем дефицита йода. // Российский психиатрический журнал. — 2007. — № 1. — С. 16–21.
  2.    Жуков А. О. Возможные подходы к терапии и профилактике связанных с дефицитом йода психических состояний. // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2007. — № 9. — С.71–73.
  3.    Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Петеркова В. А. Результаты эпидемиологических исследований йододефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль». // «Проблемы эндокринологии». — 2005. -№ 5. — Том 51. — С.32–36.
  4.    Пылова, С. А. Оценка эффективности способов профилактики йоддефицитных состояний у детей препубертатного возраста Республики Карелия // Сборник научных трудов. Под ред. проф. В. И. Пуриня: Издание СПбГПМА, СПб. — 2008. — С. 444.
  5.    Caldwell K. L., Maxwell СВ., Makhmudov A. et al. Use of inductively coupled plasma mass spectrometry to measure urinary iodine in NHANES 2000: comprasion with previous methods // Clin. Chem. 2000. — V. 49. — P.1019–1021.
  6.    Laboratory Guide to the Measurement of Iodine in Urine and Salt. Atlanta (USA), 2003.
  7.    Solovjeva S. I., Troshina Е. А., Zhukov А. О. The research of IQ level in school children who live in the regions with iodine deficiency. // 8th European Congress of Endocrinology. — 2006. — Р. 652

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle