Библиографическое описание:

Акыжанов С. М. Инструменты регулирования процесса формирования и использования финансовых ресурсов регионов в Казахстане // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 420-424.



 

Совершенствование финансовых отношений в рамках бюджетной системы как неотъемлемая часть общего процесса реформирования экономики предопределяет настоятельную необходимость обоснования пропорций рационального участия региона и центра в финансовом обеспечении и развитии региональной экономики. Определяющим подходом в формировании указанных пропорций является последовательное усиление принципа саморазвития региона и создание такой системы межбюджетных отношений, которая была бы ориентирована на финансовое самообеспечение территорий. Основой реализации принципа саморазвития является наличие собственных источников финансирования в сочетании с поддержкой центра при осуществлении грамотной и научно- обоснованной «политики выравнивания». Осуществляемое при этом разделение полномочий между различными уровнями административно-территориальных единиц должно быть в максимально возможной степени ориентировано на учет интересов участников финансовых отношений и обеспечение благоприятных условий для экономического роста как центра, так и его отдельных регионов.

Как отмечает Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие»: «Важно сформировать региональные драйверы экономического роста. Все инвестиционные проекты реализуются непосредственно в регионах. Поэтому необходимо разработать отдельные программы для 6 макрорегионов — Южного, Северного, Центрально-Восточного, Западного, Алматы и Астаны. Вокруг крупных региональных проектов необходимо развивать малый и средний бизнес. Поэтому программа поддержки предпринимательства «Дорожная карта бизнеса — 2020» должна стать частью инвестиционных программ макрорегионов [1].

Будущий прогресс в социально-экономическом развитии Казахстана во многом определяется уровнем развитости его регионов, в частности — областей. Каждая область республики представляет собой административно-хозяйственный комплекс. Он является достаточно крупным, чтобы в нем можно было решить масштабные хозяйственные задачи на основе использования межтерриториальных факторов развития производства. С другой стороны, его масштабы таковы, что они позволяют областными органами хорошо видеть протекающие здесь экономические и социально-политические процессы, оперативно управлять ими.

А. Г. Гранберг отмечает, что страны, уделяющие значительное внимание региональным проблемам и специальной региональной политике, используют разнообразные методы регулирования, которых можно объединить в три группы: [2]

                   планирование и прогнозирование;

                   бюджетно-налоговая система;

                   использование различных регулирующих инструментов;

По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования можно разделить на две группы:

                   общеэкономические регуляторы (или макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях;

                   регуляторы адресного воздействия (или микроинструменты).

Н. И. Ларина и А. А. Кисельников опираясь в основном на европейскую практику, дают схемы средств (инструментов) макро- и микро политики, которые проводятся ниже в сокращенном виде [3].

Макроинструменты региональной экономической политики представляет собой дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т. п.) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной, социальной политики. Так для стимулирования экономического роста или поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. На рисунке 1 приведены средства региональной макрополитики.

Цель применения таких стимулов — поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальном и внешних рынках.

Рис. 1. Средства региональной макро политики [3]

 

Имеются большие различия между странами в использовании регионально дифференцированных инструментов. При этом большинство стран состав и параметры макроинструментов довольно часто пересматриваются в соответствии с изменениями макроэкономической политики и финансовыми возможностями государства. Усиление в национальной экономической политике идеологии рыночного либерализма (духа свободной конкуренции) сопровождается, как правило, сокращением региональных льгот (например, в Великобритании в эпоху М. Тэтчер), усиление же приоритетов социальной справедливости способствует более активному использованию региональных макрорегуляторов. В целом в последние годы наблюдается перемещение центра тяжести в региональной политике с макроинструментов на микроинструменты. Это объясняется в основном двумя обстоятельствами: критическим отношением к потерям доходов национальных бюджетов и политикой ЕС по устранению препятствии для рыночной конкуренции предприятий и регионов.

Основными микроинструментами воздействия на капитал являются различного рода инвестиционные гранты (субсидии и скидки). Они предоставляются на инвестиции в конкретные объекты, способствующие экономическому развитию региона, на расширение экспортной продукции, на создание новых технологии и проведение НИОКР, на улучшение качества управления. Наиболее высоким приоритетом в стимулировании регионального предпринимательства обладает инновационная деятельность, в том числе создание малых высокотехнологичных фирм, формирование научно-исследовательских парков при университетах, образование специальных инновационных фондов [4].

Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне, как показано в таблице 1 является создание общих условий бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).

Таким образом, вышерассмотренные инструменты регулирования говорят о том, что существуют возможности воздействия на финансовые ресурсы региона с целью достижения эффективного развития экономики региона. Это достигается с помощью таких инструментов как выделение финансовых ресурсов для развития региона (трансферты, субсидий, субвенций); регулирование величины финансовых ресурсов, оставляемых в регионе (бюджетные изъятия; применение закрепленных и регулирующих налогов); частичная передача контроля регионам (льготные кредиты и др.), тарифов и других инструментов контроля. Региональные органы власти могут использовать инструменты воздействия на капитал как субсидии, скидки; образование специальных инновационных фондов; активная поддержка развития высокотехнологичных фирм; предоставление гарантий; участие в совместных проектах; содействие международным связям и международной торговле, в целях привлечения иностранных инвестиций и расширения экономической активности регионов и другие. Инструменты воздействия отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Виды воздействия на экономическое развитие региона

Формирование

общих условий бизнеса

Регулирование

деловой активности

Прямая кооперация

администрации и бизнеса

                   транспорт

                   связь

                   гостиницы

                   рекреации

                   телекоммуникации

                   региональная рыночная инфраструктура:

                   банки

                   аудит

                   страхование

                   консультации

                   зонирование

                   правила землепользования

                   налогообложение

                   субсидии

                   льготы

                   гарантии

                   совместные проекты

                   взаимодействие с некоммерческими организациями:

                   торгово-промышленные палаты

                   учебно- консультационные центры

Примечание — Источник [5].

 

В Казахстане в соответствии с реформами проводимыми в межбюджетных отношениях порядок регулирования бюджетных ресурсов концентрируемых на уровне территориальных бюджетов, определяются Бюджетным Кодексом РК и законом РК «Об объемах официальных трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на соответствующие годы», структура официальных трансфертов показана на рисунке 2.

Рис. 2. Структура официальных трансфертов в Республике Казахстан

 

В соответствии с принятыми законами, в отличие от ранее действовавшего порядка осуществлен переход к закреплению размеров межбюджетных трансфертов общего характера на среднесрочный период. Объемы бюджетных субвенций и изъятий утверждаются в абсолютном выражении на три года и подлежат изменению каждые три года.

Таким образом, подытоживая вышерассмотренный материал, можно отметить, что в практике регулирования финансовых ресурсов региона Казахстана государством в основном используются макроэкономические инструменты регулирования, когда выделение кредитов, субсидии или инвестиционных займов, происходит через участие финансовых институтов и (или) официальных трансфертов республиканского бюджета. А местные бюджеты из-за ограниченности собственных доходов в бюджетах в основном расходуются только на социальные потребности региона.

На наш взгляд, без расширения прав и полномочий местных органов по управлению материально-финансовыми ресурсами регионов, усиления их мотивации и ответственности, децентрализация, приводимая в республике, неэффективна. И самое главное, на наш взгляд, применение инструментов регулирования финансовых ресурсов возможно, и его действие окажется эффективной тогда, когда у региональной власти имеется подробная информация, в том числе аналитическая о финансовом потенциале и формируемых финансовых ресурсах в регионе.

 

Литература:

 

  1.             Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» // Астана, 30 ноября 2015 г.
  2.              Гранберг А. Т. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А. Т. Гранберг. — 2-е изд. — М.: гу вшэ, 2011. — 495 с.
  3.              Ларина Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики: учеб. пособие / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников; НГАЭ и У. — М.: ОАО Экономика. 2009. — 172 с.
  4.              Дунаев А. Г. Конкурентоспособность национальной экономики и необходимость развития элементов национальных инновационных систем / А. Г. Дунаев // Промышленная политика и административная реформа: сб. докл. на казахстанско-российском семинаре. — 2013. — С. 156.
  5.              Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 239 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle