Библиографическое описание:

Собирова Б. Б. Использование элементов игры на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 929-931.



 

Реализация Закона об образовании, Национальной программы подготовки кадров в системе образования и воспитания предполагает широкое использование новых педагогических технологий.

История развития цивилизации базировалась на развитии языков, на которых создавались величайшие творения человеческого духа и мысли. В Узбекистане русский язык продолжает функционировать как язык общения и взаимопонимания между людьми всех национальностей.

Как показывает опыт, занимательные игры делают занятия более разнообразным, эмоциональным, позволяет многократно повторять изученный материал без скуки и монотонности, дают возможность преподавателю проконтролировать объём и ход овладения учащимися учебного материала.

Практика свидетельствует, что преподавание русского языка в среднем звене национальной школы не обеспечивает успешного решения коммуникативных и воспитательных задач. В школе с трудом преодолевается ставший традиционным уклон на изучение грамматики, не уделяется должного внимания вопросам развития речевой деятельности учащихся, большая часть времени на уроке отводится механическому определению различных грамматических категорий, заучиванию наизусть правил. Формально-грамматический характер преподавания русского языка в национальной школе противоречит психологическим закономерностям обучения речи. Уроки зачастую оказываются запрограммированными на усвоение грамматики, а не на развитие навыков и умений в различных видах речевой деятельности и не содержат в себе составляющих, способных вызвать активизацию речемыслительной деятельности учащихся, создать ситуацию непроизвольного внимания, ведущую к овладению изучаемым материалом. Низкий уровень мотивации учащихся к изучению русского языка в школе приводит в итоге к недостаточной обученности учащихся. Все это предполагает необходимость модернизации школьного курса русского языка в таком направлении, когда речевая деятельность учащихся оптимально приближается к требованиям реальной коммуникации, а школьники овладевают умением общаться в конкретных сферах речевых контактов. В той связи, что русский язык постепенно обретает черты иностранного языка, мы можем утверждать, что цели изучения русского языка стали значительно более прагматическими. Это означает, что перемещаются акценты в процессе изучения русского языка: он становится не только предметом изучения, но и средством познания мира, погружения и адаптации в культурно-языковое пространство, создаваемое русским языком. Иначе говоря, целью исследования является рассмотрение изучения русского языка не просто в качестве другого языкового кода, открывающий доступ к сокровищницам цивилизации и мировой культуры, но и как средство познания мира. Вот что говорил Ян Амос Коменский об изучении языков в своей «Великой дидактике»: «Изучение языков должно идти параллельно с изучением вещей, чтобы мы усваивали речь, постольку мы изучаем вещи, чтобы мы учились выражать мысль постольку, поскольку мы понимаем предметы» (Я.Каменский). Однако необходимо отметить, что методическая мысль вяло реагирует на произошедшие изменения в социолингвистической ситуации в странах Центральной Азии. Пришло время пересмотреть с прагматической точки зрения единицы обучения русскому языку и использовать в качестве таковых не столько лингвистические категории, как морфема, слово, словосочетание, предложение, а их прагматические реализации, как речевые навыки, знания, умения, темы, ситуации и др. Такой подход предполагает рассматривать язык не как застывшую статическую структуру, представленную в виде набора грамматических правил, а динамический механизм, обращенный к действительности и тесно связанный с жизнью носителя языка, направленный на решение его каждодневных задач. Иначе говоря, методологической основой обучения русскому языку в школе должно стать представление о языке как одном из видов человеческой деятельности. Такое понимание языка красной нитью проходит через содержание работ В.Гумбольдта и др. Именно поэтому сегодня первостепенную важность приобретают проблемы развития, обогащения средств обучения и воспитания. Особенно актуальны поиски в области применения средств, способных воздействовать на процесс преподавания в целом, позволяющих внести в него творческий дух и положительные эмоции. Есть веские основания полагать, что таким средством может стать игровое начало. В принципе, игровое начало — не новинка в педагогике. Оно (дидактическая игра в широком смысле слова) давно и успешно используется в дошкольном воспитании, в последние годы все шире (деловые игры) применяется для обучения и повышения квалификации взрослых людей — работников самых разных профессий. Однако игровое начало мало исследовано и недостаточно включено в процесс школьного обучения. Назрела необходимость обобщения существующих разработок лингводидактических и методических основ игры как органической части школьного преподавания. Игра способна внести разнообразие в урок, пробуждая у учащихся личную заинтересованность в том, что им предстоит сделать, позволяя мобилизовать все силы ребенка, «осветляя» процесс учения. Не менее существенно и то, что имеется много моментов, сближающих игру с искусством утверждение эстетического идеала, отсутствие утилитарной установки на извлечение какой-либо корысти в процессе или результате деятельности, радости творческого познания действительности. Поведение играющего, который активно мыслит, чувствует в условиях, созданных человеческой фантазией, подобно поведению читателя. Это игровое самочувствие, свойственное детям, сохраняет свою ценность и в последующем возрасте. Многие писатели в зрелом возрасте часто вспоминают игры, которые помогли им сохранить в душе детский непосредственный взгляд на мир, новизну и свежесть восприятия жизни, необходимые для создания произведений искусства. По нашему мнению игра на уроке русского языка может превратиться в своеобразный «учебный театр», где ученики будут проявлять и формировать свои художественные способности. Все это характерно для использования игрового начала как при обучении русскому языку в качестве родного, так и в качестве неродного. Особенно велика роль игрового начала в организации и проведении практической работы при усвоении русского языка как неродного. Ведь игровые ситуации являются необходимым условием имитации естественного общения, без чего невозможна реализация коммуникативных целей обучения. Они позволяют легко воспроизводить или имитировать основные факторы, определяющие коммуникацию (мотивы и цели участников общения, их социальные роли, обстоятельства общения, тактики достижения целей), варьировать их непринужденно и естественно, что и создает в классе атмосферу свободного общения. Самое же главное состоит в том, что организация учебной работы с широким использованием игрового начала стимулирует самостоятельную речевую деятельность учащихся, заставляет их «разговориться». В этих условиях учащиеся приобретают уверенность в своей способности выражать мысли, желания, стремления для свободного живого общения с учителем и друг с другом. Участвуя в таком организованном учителем общении, воспринимая и передавая информацию, они одновременно постигают законы и систему изучаемого языка. Поэтому, когда структура игры накладывается на схему учебной деятельности, учебный процесс как бы превращается в процесс целевой (а не учебной) коммуникации. Есть все основания считать, что при такой организации практической работы цели обучения русскому языку как неродному могут быть достигнуты более кратким, более привлекательным и более эффективным путем.

Игровое начало вбирает в себя более широкий смысл всевозможных форм использования игровых заданий и ситуаций или каких- либо их компонентов, рассматриваемых в едином комплексе, в тесной взаимосвязи и под общим названием, так, чтобы, с одной стороны, в нем аккумулировались общие особенности различных видов игровой деятельности, а с другой — предполагалось их варьирование. Рассмотрение игрового начала в системе средств активизации речевой деятельности учащихся позволяет дать более полное и ёмкое определение понятия. Игровое начало — комплекс методических приемов, использующих различные виды игровых заданий, их элементов, а также речевых ситуаций для имитации условий естественного общения и, следовательно, для эффективной реализации коммуникативных целей обучения. Следует особо остановиться на правилах проведения всех игр, роль которых выполняют общественно выработанные способы поведения, обеспечивающие прежде всего продуктивность работы всего классного коллектива. В этом случае правила поведения выступают как форма коллективистского по своей направленности и содержанию поведения отдельного ученика, то есть через игровую форму организации обучения они реализуют таким образом воспитывающую функцию обучения в школе. Следовательно, правила игр имеют организационный, дисциплинирующий и воспитывающий характер. И, наконец, необходимо отметить, что все игры проводятся в течение всего учебного года. Выбор длительных по времени игр объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, переход от игры к учебной деятельности должен быть предусмотрен на протяжении всего обучения; во-вторых, формирование учебных и познавательных мотивов, самооценки учащихся — процесс длительный, требующий систематического подкрепления. В методическом плане мы учитывали такие специфические особенности игры в обучении, как:

          соблюдение определенных правил, без чего игра не состоится;

          неизвестность результата;

          возможность выбора ролей у каждого из играющих;

          наличие воображаемой ситуации;

          связь речевых действий с неречевыми;

          приобретение познавательного характера игры с постепенным по мере взросления школьников усложнением познавательных задач.

          стремление школьников придать любой игре соревновательный характер.

Две последние особенности были выделены нами во время работы над литературой об игре и на основе собственного педагогического опыта, наблюдений. Эти особенности непосредственно связаны с третьей особенностью игры в школьном обучении.

Выводы

Суть применения игровых элементов на уроках русского языка в следующем: в учебно-познавательном процессе происходит видоизменение игры, обусловленное ведущей деятельностью школьника — учением. Необходимость выделения диктовалась также и сформулированным нами требованием к игре в качестве метода обучения: игра должна отражать специфику учебной деятельности школьника и соответствовать его психическим особенностям. Изменение характера игровой деятельности учащихся объясняется тем, что по мере взросления школьника все большее значение для него приобретает познавательная и практическая мотивация, стремление узнать новое и использовать его в речевом общении. Объектом познавательных интересов становится не только процесс учения и преподавания, но и содержание учебных предметов. Соответственно с изменением характера учебной деятельности школьников изменяется характер игровой деятельности учащихся. На первый план выдвигаются информационно-познавательный и прагматический аспекты общения с широким использованием пословиц, поговорок, загадок, сказок.

Какой бы ни была тема урока, очень важно как следует подумать о том, сколько информации предоставить учащимся, для подготовки, с тем, чтобы они получили ее сами, что тоже может составлять часть учебного процесса. Для обеспечения эффективности применения элементов игры они должны быть узко направленными и тщательно продуманными. Полезно бывает проверять казусы, чтобы удостовериться в том, что в них нет недостающих, вводящих в заблуждение или несоответствующих остальным фактов, которые будут отвлекать учащихся от цели упражнения.

Такие игры помогают учащимся стать более коммуникабельными, позволяют стеснительным учащимся чувствовать себя раскованно и использовать русский язык как средство, обеспечивающее общение и развитие речи.

 

Литература:

 

  1.    Гумбольдт В. Избранные работы по языкознанию. — М., 1984
  2.    Конникова Т. Е. Творческая игра в воспитательной работе школы / /Воспитание самостоятельности и активности учащихся: Ученые записки /Ленинградск.пед. ин-т им. А. И. Герцена. — 1966. — Т. 259.
  3.    Леви В. Д. Искусство быть другим (одна из формул человеческого общения). — М.: Знание, 1981
  4.    Программы по русскому языку для Х-Х1 классов и по русской литературе для 1Х-Х1 классов школ с узбекским языком обучения. — Ташкент, 2006
  5.    Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума /Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой.. — М., 1966
  6.    Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками //Дошкольное воспитание. — 1990,-№ 7.
  7.    А. Н. Тихонов и др. Русско-узбекский тематический словарь / Под ред. академика АПН. Н. М.Шанского. — Ташкент: Укитувчи, 1975

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle